Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методические материалы к сетевой дополнительной общеразвивающей программе "Юные путешественники"

Дата публикации: 2023-11-28 13:27:06
Статью разместил(а):
Павлова Елена Валерьяновна

Методические материалы к сетевой дополнительной общеразвивающей программе "Юные путешественники"

Авторы: Павлова Елена Валерьяновна

и Гарец Светлана Адамовна

 

1. Пояснительная записка.

Сетевая дополнительная общеразвивающая программа «Юные путешественники» (далее – программа) имеет социально-педагогическую (социально-гуманитарную) направленность и направлена на обогащение знаний, расширение кругозора обучающихся в области культурного наследия Российской Федерации и стран мира, исторического прошлого нашего Отечества. Программа предназначена для обучающихся 7-10 лет и включает в себя весь комплекс изучения основных традиций, обычаев и праздников, которые существуют в русской культуре и странах ближнего и дальнего зарубежья, идет усвоение элементов народной культуры: музыкального и прикладного творчества, кулинарии. Создаются благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием, духовно-нравственными ценностями и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения. Без знания основ народной жизни, фольклора, классического искусства невозможно воспитать интерес и уважение к культуре как России, так и других народов. Это особенно важно, так как Россия – многонациональное государство. В связи с этим, конкурсные материалы представлены в номинации «Сохраняя традиции».

2. Методические особенности организации образовательного процесса.

Сетевая дополнительная общеразвивающая программа «Юные путешественники» реализуется в сетевой форме и на договорной основе.

При реализации программы используются следующие формы организации занятий: групповая (совместные действия, общение, взаимопомощь); фронтальная (беседа, показ, объяснение); в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности).

Алгоритм учебного занятия включает в себя следующие этапы:

1 этап. Мотивирование на учебную деятельность (создание благожелательной атмосферы занятия, нацеленности на работу; педагог настраивает обучающихся на успешную работу);

2 этап. Актуализация знаний (повторение пройденного, выполнение заданий);

3 этап. Целеполагание, постановка проблемы (формулировка темы, цели и задач занятия);

4 этап. Поиск путей решения проблемы (планирование путей достижения намеченной цели; групповая работа по решению практических задач);

5 этап. Решение проблемы (выполнение задания);

6 этап. Коррекция (проверка правильности выполнения задания, формулировка затруднений); 7 этап. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний (выполнение задания, самопроверка);

8 этап. Систематизация знаний (выявление связи изученного и нового материалов занятий); 9 этап. Оценивание (самооценка, взаимооценивания результатов работы в группе);

10 этап. Рефлексия учебной деятельности (обучающиеся делятся мнением о своей работе на занятии).

При изучении дополнительной общеразвивающей программы «Юные путешественники» используются различные форм, методы, технологии и принципы обучения.

3. Формы и методы обучения и воспитания.

Формы и методы обучения определены в соответствии с возрастом обучающихся. На занятиях используются следующие формы и методы обучения: словесная (беседа, рассказ, лекция, открытое занятие, занятие-игра, мастер-классы); наглядная (демонстрация иллюстрированных пособий, плакатов, схем, стендов, видеофильмов, презентаций); практическая (выполнение практических заданий, деловая/ролевая игра, викторины, тестирование).

Основными методами и приемами воспитательной работы, формирующими определенные личностные качества обучающихся, являются: убеждение, мотивация, стимулирование, создание ситуаций.

Занятия объединены общей целью. Каждое занятие имеет свои цели и задачи и состоит из нескольких частей: теоретической, диагностической и практической. Занятия объединены в разделы. В конце каждого занятия проводится рефлексия. На занятиях предпочтение отдаётся диалогу между педагогом и обучающимися. Роль педагога – выработать у обучающихся новое, современное осознание мира, которое должно базироваться на любви к своему Отечеству, культуре, традициям, религии, людям, раскрывая их роль в истории и жизни человека.

4. Педагогические технологии.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения и включает комплекс занятий в объеме 36 часов.

На занятиях используются следующие педагогические технологии:

- игровая деятельность – позволяет осуществить полноценный контроль знаний обучающихся, при этом вызывают дополнительный интерес к самому процессу контроля знаний – викторины, тесты, тематические игры, кроссворды.

- информационно-коммуникационная технология (ИКТ) - подбор и создание информационных продуктов, образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта. Применение на занятиях информационных продуктов (мультимедийные презентации). Их ресурсы задействуются практически на каждом занятии при объяснении нового материала, выполнении упражнений на закрепление изученного, работе над развитием творческих навыков, выполнении проверочных заданий. Для работы на интерактивной доске используются специально разработанные педагогом авторские обучающие материалы.

- технология развивающего обучения - взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно-распределительной деятельности. На занятиях практикуется поиск различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской деятельности обучающихся.

- технология личностно-ориентированного обучения - создание специального дидактического и методического материала к занятиям, его использование в учебном диалоге «педагог-обучающийся»; создание форм контроля за личностным развитием обучающегося.

- здоровьесберегающая технология – обеспечение психического и социального здоровья ребенка, направленного на эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие ребенка. На занятиях проходят «Минутки здоровья» (разминка для глаз, самомассаж).

- проектная технология – целенаправленная деятельность по плану для решения исследовательских, практических задач по определенному направлению. На занятиях дети приобретают умения рассуждать: учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия; развиваются их коммуникативные навыки: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение сотрудничать, оказывать содействие - иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Все вышеперечисленные технологии направлены на эффективный воспитательно- образовательный процесс и достижение поставленной цели.

Для воплощения программы педагог использует словесные, наглядные и практические методы, используя при этом такие приёмы как рассказ, объяснение, проблемное изложение, демонстрации презентаций. Наибольшее внимание уделяется практическим приёмам, которые осуществляются через игровые задания.

В качестве учебно-методических пособий используются подборки видеоматериалов по темам программы; презентации по темам программы; подборки видеоматериалов по содержанию занятий; набор карточек-раскрасок по содержанию занятий.

Для создания благоприятного психологического климата на занятиях педагог проводит игры на сплочение коллектива, на умение работать в команде, на выявление лидерских качеств детей, снятие эмоционального напряжения, так как программа работает с группами продлённого дня, с детьми, находящимися продолжительное время в детском коллективе. Данная программа имеет важную здоровье сберегающую направленность, формирует ответственное отношение ребёнка к своей жизни. Занятия по данной программе построены с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков, а также с учётом психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся. В зависимости от возраста и различий в развитии познавательных процессов они по-разному воспринимают информацию. От уровня развития произвольного внимания, мышления, воображения, владения приёмами осмысленного запоминания зависит степень адекватности реакции на постоянно меняющуюся окружающую обстановку.

Учитывая неравномерность психического и физического развития детей 7-10-летнего возраста, образовательный процесс построен на основе дидактических закономерностей; от простого – к сложному; от непонимания к пониманию; от частного к общему; от конкретного к абстрактному; от абстрактного к конкретному.

В конце каждого занятия проводится рефлексия учебной деятельности, организуется самоанализ и самооценка обучающимися своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале занятия цели.

Обучающиеся делятся мнением о своей работе на занятии (выбирают ту карточку самооценки, которая характеризует их самооценку).

5. Дидактические средства.

Использование дидактического материала позволяет педагогу максимально полно раскрывать отдельные разделы и темы программы, что в конечном итоге способствует более быстрому и осознанному усвоению материала обучающимися.

Для проведения занятий используются следующие дидактические средства.

1. Наглядные, демонстративные пособия; подборки материалов, игр, заданий, раздаточный материал по темам и разделам, технологическая карта занятия, видеозаписи, фотоматериалы, тематические подборки материалов, опросы, журналы, книги.

2. Демонстрационный и раздаточный материал в соответствии с учебными целями и задачами.

3. Система средств обучения - содержит следующие материалы: Демонстрационные:

–    электронные плакаты и пособия. Иллюстративные:

–    электронные портреты путешественников, политиков, знаменитых жителей разных стран;

–    иллюстрации по истории России и стран мира;

–    иллюстрации достопримечательностей России и стран мира. Раздаточные:

–    карточки самооценки;

–    бланки викторин, тестов, кроссвордов. Электронные образовательные ресурсы:

–    презентации к темам занятий;

–    тестовые задания к занятиям;

–    онлайн викторины, игры.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения литература для педагога:

1.    Подшивка журналов:

a.      Путешествие по свету

b.      Вокруг света

c.      Неугомонные детки вокруг света

d.      Nationalgeographic

2.    Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – М., 2013.

3.    Шангина И.И. Русский народ: Будни и праздники: Энциклопедия. - СПб: Азбука-классика, 2003.

4.    Волков В.М. Русская деревня: Труд, быт и нравы наших предков/В. М. Волков. - М.: Белый Город, 2005.

5.    Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища, конец ХУ111-нач. ХХ вв./А. Ф. Некрылова. - Л.: Искусство, 1984.

6.    Лазарев А.И. Народоведение: о русском народе, его обычаях и художественном творчестве: Учеб. для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев/А. И. Лазарев. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997.

7.    Чекулаева Е.О. Сто великих праздников / Е.О. Чекулаева. - М.: Вече, 2006.

8.    Народный календарь: Праздники, приметы и обычаи от Руси до России / Сост. А.А. Проскурин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

9.    Праздники народов России: Энциклопедия. - М.: Росмэн, 2002.

Литература для обучающихся и родителей (законных представителей):

1.    Справочник школьника. Сост. Майорова Т.С. – М., «АСТ», 2003г.

2.    География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника. – Минск, «Хорвест», 2004г.

3.    Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М., «АСТ», 2004г.

4.    Мир географии. Сост. Бондарев Л.Г. и др. – М., «Мысль», 1999г.

5.    Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.

6.    Большой географический атлас. Сост. Горчаков М., Савина О. – М., «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис», 2003.

7.    Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 1992.

8.    Русские обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/сост. А. В. Копылова. - М.: Рипол Классик, 2002.

9.    Русские обычаи: Обряды, предания и суеверия. - М.: Рипол Классик, 2003.

10.     Русские обычаи и обряды: Семейные обычаи, календарные обряды, подвижные праздники. - М.: Вече, 2005.

Технические средства: медиа проектор, экран для проектора или интерактивная доска, компьютер, мышь, клавиатура, компьютерная сеть с выходом в интернет.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию обучаемых к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач.

ИКТ вовлекают обучаемых в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения.

Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучаемых, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Компьютер способствует формированию рефлексии у обучаемых.

7. Оценочные материалы

Для отслеживания результативности программы используются следующие методы:

–    опросы по пройденному материалу (проводятся по разделам программы);

–    викторины (проводятся в конце 1 полугодия и на итоговом занятии);

–    анкетирование;

–    наблюдение.

Диагностика результативности обучения по программе.

В течении учебного года педагог осуществляет следующие виды контроля:

- Входной контроль – проводится при наборе на стадии формирования групп с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей (оценивается отношение ребенка к данной программе);

Формы проведения входного контроля:

–    педагогическое наблюдение;

–    выполнение практических заданий педагога.

- Текущий контроль – проводится в течение всего года, возможен на каждом занятии, по окончании изучения темы (раздела) - оценивается степень освоения материалов занятия;

- Промежуточная аттестация – проводится в декабре текущего учебного года (оцениваются изменения качеств личности каждого ребенка и уровень освоения изученных тем занятий с фиксацией результатов в ведомости успеваемости – Контрольно-измерительные материалы за первое полугодие текущего учебного года);

- Итоговый контроль – проводится в мае текущего учебного года (оценивается уровень освоения программы с фиксацией результатов в ведомости успеваемости – Контрольно- измерительные материалы за второе полугодие текущего учебного года; проводится обобщение результатов за оба полугодия и их презентация);

Для проведения мониторинга подобраны диагностические методики, направленные на выявление результативности освоения программы:

Информационная карта освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы. Данная методика предполагает определение педагогом уровня освоения учащимися дополнительной общеразвивающей программы на основе заполнения информационной карты.

Карта самооценки обучающимися и экспертной оценки педагогом компетентности обучающегося. Данная методика предназначена для диагностики результатов освоения обучающимися программы. Кроме того, методика способствует обучению ребёнка оценивать уровень достигнутых компетентностей (теоретических знаний, опыта практической деятельности, творчества и сотрудничества), позволяет педагогу осуществлять наблюдение за формированием навыка самооценки обучающегося.

Информационная карта результатов участия детей в мероприятия, конкурсах, олимпиадах.

Данная методика используется для фиксации и оценки результатов участия детей в мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, то есть для оценки «внешних» достижений. Достижения фиксируются на 3-х уровнях: коллектива, учреждения; города (района); международном и всероссийском. Также определяются качественные показатели результата: участие; призовые места, дипломы; победитель. Каждому показателю в зависимости от степени значимости соответствует определенный балл.

В данной программе предусмотрено достижение определённых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Делается акцент на то, что материал программы изучается с обучающимся в занимательной и доступной для него форме. Построение занятий в такой форме позволяет развивать поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают обучающего к активной самостоятельной учебной деятельности, способствует активному формированию универсальных учебных действий, обучающихся (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Диагностика результативности освоения программы производится в форме опроса, тест- викторины; выделяются три уровня освоения (низкий, средний, высокий) по критериям.

Планируемые результаты освоения программы: Личностные:

-      проявлять организационные навыки (самостоятельность, дисциплина);

-      проявлять волевые и морально-нравственные качества личности;

-      демонстрировать эмпатию и рефлексию;

-     демонстрировать высокий уровень активности, доброжелательности, трудолюбия, настойчивости, ответственности, внимания;

-     проявлять толерантность, терпимость и уважения к другим народам;

-     демонстрировать способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей;

-     демонстрировать уважение к своей стране, к ее культуре, традициям и обычаям;

-     проявлять высокий уровень коммуникативных навыков и умений.

Метапредметные:

–    демонстрировать высокую познавательную активность;

–    применять навыки интеллектуального труда;

–    повышать интерес к изучению культурного наследия регионов России;

–    демонстрировать высокий уровень развития психических функций, связанных с речевой деятельностью (речевое мышление, память, внимание, воображение, восприятие).

Предметные результаты:

–    демонстрировать на практике знания национальной и мировой культуры различных стран;

–    иметь представления о географическом расположении стран мира;

–    применять знания особенностей истории, географии, культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации;

–    демонстрировать высокий уровень знаний и широкий кругозор в области исторического прошлого, культуры и особенностей регионов Российской Федерации;

–    применять знания о связях нашей страны с другими странами мира;

–    демонстрировать расширенный активный словарный запас.

По окончании обучения по программе обучающиеся будут:

Знать:

–    элементарные основы географии стран мира;

–    элементарные основы истории и культуры России;

–    традиции, обряды, обычаи народов России и народов других стран мира;

–    русскую кухню и кухню народов мира.

Уметь:

–    рассказывать об истории, достопримечательностях, традициях, культуре России и стран мира;

–    показывать на карте местоположение некоторых государств;

–    объяснять назначение объектов культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

–    использовать полученные знания в повседневной жизни;

–    объяснять значение понятий: материк, остров, океан, море;

    оценивать вклад народов в мировую культуру, проявлять свое отношение к культурному наследию.

Результаты уровня освоения программы фиксируются педагогом в картах «Контрольно- измерительные материалы».

В 2022-2023 учебном году количество детей с низким уровнем составил – 12% (9 человек), со средним уровнем - 25 % (18 человек), с высоким уровнем – 63 % (45 человек) от общего количества обучающихся.

В 2021-2022 учебном году количество детей с низким уровнем составил – 19 % (14 человек), со средним уровнем - 32 % (23 человек), с высоким уровнем – 49 % (35 человек) от общего количества обучающихся.

Таким образом, количество детей с низким уровнем освоения уменьшается, а количество детей со средним и высоким уровнем освоения программ увеличивается.

8. Общественно-профессиональное признание эффективности реализации программы:

1. Проведение тематических открытых занятий:

Открытое занятие по теме «Мир – одна большая семья», посвященное Международному дню Мира.

Викторина по теме: «Спасибо, Сердце!», посвященное Всемирному дню Сердца.

Открытое занятие «Уважение к учителю = уважение к себе».

Открытое занятие по теме: «Многоликая Россия», ко Дню народного единства.

Открытое занятие по теме «Мы помним, мы гордимся», посвященное Дню Героев Отечества.

Открытое занятие по теме «Ленинград устоял!», посвященное Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Открытое занятия по теме «Добра желаешь – добро и делай!», посвященное Международному дню проявления доброты.

Открытое занятие по теме «Букет для любимых», посвящённое Международному женскому дню 8 марта.

Занятие - викторина «Космос близкий и далекий», посвященное Дню авиации и космонавтики.

Занятие - викторина по теме «Пожарная охрана России», посвященное Дню пожарной охраны России. Открытое занятие по теме «Весь мир за мир», посвященное Дню Победы.

Публикации статей и методических разработок педагога дополнительного образования.

2. Публикации статей и методических разработок методиста:

Методическая разработка «Технология разработки и оформления дополнительной общеразвивающей программы».

Методическая разработка «Технологическая карта занятия». Методическая разработка «Методика подготовки и проведения мастер-класса и открытого занятия в системе дополнительного образования».

Статья: «Народное творчество как средство воспитания толерантности у детей».

Презентация на тему: «Мы вспомним те годы, блокадные годы ...».

Презентация на тему: «Загрязнение вод Мирового океана». Презентация на тему: «Безопасность в глобальной сети интернет».

Сценарий «Путешествие по сказкам братьев Гримм».

Сценарий «День народного единства».

Сценарий торжественной церемонии посадки саженца от Потомственного дуба из Летнего сада в рамках акции Русского музея «Всероссийская дубрава императора Петра Великого», посвящённой 350-летию Петра Великого.

Виртуальное путешествие «Тайны Мирового океана».

3.    Участие обучающихся во Всероссийской интеллектуальной викторине «В гости к весне».

4.   Благодарственные письма.

 

. . . . .