Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок музыки в 5 классе "Музыкальные инструменты "ПАНФЛЕЙТА"

Дата публикации: 2023-11-29 14:29:11
Статью разместил(а):
Зайцева Анастасия Леонидовна

Урок музыки в 5 классе "Музыкальные инструменты "ПАНФЛЕЙТА"

Автор: Зайцева Анастасия Леонидовна

МОУ “Лицей № 7”, г. Тихвин

 

Цель: формирование представления об одном из первых музыкальных духовых инструментов – панфлейта.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии, потребности общения с музыкальным искусством своего народа; 

Метапредметные: умение работать с источниками информации, наличие собственной позиции, анализ своих умений и навыков; 

Предметные: определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых инструментов.

Задачи:

Обучающие: формирование умений на слух определять музыкальные инструменты, формирование понятия «панфлейта». 

Развивающие: формирование познавательного интереса к музыкальным инструментам, развитие умений слышать музыку, наблюдать, сравнивать, анализировать.

Воспитательные: воспитание любви к устному народному творчеству, посредством народных музыкальных инструментов. 

Тип урока. «Открытие» нового знания. 

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная и индивидуальная работа. 

Методы обучения. Репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, контроля и самоконтроля. 

 

Технологическая карта:

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап

Ребята! Я предлагаю начать наш урок с игры «Доброе утро». Я буду говорить слова «Доброе утро», а те, кого это касается помашут мне рукой.

· Доброе утро всем, у кого сейчас хорошее настроение.

· Доброе утро всем, у кого день рождения зимой или весной.

· Доброе утро всем, кто родился летом или осенью. 

На столах у вас должны лежать 2 конверта: на одном нарисован басовый ключ, а на другом какой?

Скрипичный ключ

Актуализация опорных знаний

СЛАЙД утренний лес. Звуки леса.

Ребята что вы сейчас услышали?

А можем ли мы сказать что мы слышим музыку леса?

Пение птиц. Разные звуки леса.

Да.

Постанов ка темы и целей урока

СЛАЙД Рассвет на  Москва-реке(музыкальный фрагмент)

Портрет Мусоргского.

Совершенно верно. Людей всегда притягивала к себе природа своими завораживающими звуками. Наблюдая за полетом птиц, человеку тоже хотелось подняться в небо, а когда они слышали трели соловья. ,конечно же хотелось , повторить это замечательное пение. Очень многие  великие композиторы Обращались к музыке природы и в своих произведениях с помощью музыкальных инструментов старались все это передать как  можно естественней.

Давайте послушаем как это им удавалось делать.

Какие у вас сложились ощущения?

А на рассвете какая птица поет? Скажите удалось ли композитору передать нам пение птиц?

Какие инструменты вы услышали?

Каким инструментом можно передать пение птицы?

Но ведь не сразу появились такие инструменты, наверное люди в древности и понятия не имели о таких названиях как флейта или арфа. Но я вам уже сегодня говорила, что человека всегда привлекала музыка природы и для этого они пытались придумать  хотя бы примитивный инструмент. Так о чем же я  пойдет речь сегодня на уроке? 

Учащиеся слушают музыкальный фрагмент

Пробуждается природа, встает солнце, рассвет.

Да.

Флейта, гусли, арфа кларнет.

С помощью духового инструмента

Учащиеся формулируют тему урока.

О первых музыкальных инструментах.

СЛАЙД  Жуткий лес.

Звуки природы.

СЛАЙД 

Изображение Пана

СЛАЙД

Панфлейта Изображение играющего Пана 

В древности людям всегда было свойственно по своему давать  мифические объяснения природным явления, звукам леса как например вот этим.

Какие ощущения у вас возникли? Какая картина возникла перед глазами?

Что вы услышали? А что вам захотелось сделать?

Я  с вами полностью согласна. Вот так и в древности случалось пастуху забрести в глухую чащу за потерявшимся ягненком, и слышал он подобные звуки. На него находил такой леденящий , необъяснимый ужас, что он в паническом страхе старался выбежать поскорее из леса, так как думал что сам Пан повелитель лесов и зверей гонится за ним. Ведь даже мать родившая его, Увидев свое дитя, в ужасе  оставила его навсегда. Ведь он родился с рогами на голове козлиной бородкой и копытцами вместо ног.

Вот каким представляли его  себе люди.

Но его отец Гермес обрадовался рождению своего сына, понял его на олимп , где все остальные боги и решили , что Пан отныне будет повелителем Всех лесов и его обитателей.  И вот однажды когда Пан обходил свои лесные владения он заметил на поляне Красавицу нимфу по имени Сиренга, он влюбился в нее с первого взгляда, и вышел к ней на встречу, но увидев Пана Сиренга в ужасе побежала от него прочь, а влюбленный Пан погнался за ней. Серегна мчалась не разбирая дороги, некуда ей деться от ужасного Пана. Взмолила бога реки несчастная, «-Помоги мне спастись от этого чудовища!» Бог реки услышал ее и превратил Сиренгу в тростник. Выбежав на берег Пан протянул свои руки чтобы обнять Сирингу, но увы смог обнять только колышущийся на ветру тросник. И тогда о сказал, «- Раз я не мог тебя обнимать и целовать при твоей жизини, то всю свою жизнь я буду прикасаться к тебе  губами». Он срезал несколько тростинок и заиграл.

Какие чувства вызвала у вас эта мелодия.

Ведь у инструмента сделал который Пан  необычайный нежный тембр. Но вот только мы не знаем как он называется.

Учащиеся слушают музыкальный фрагмент. 

Выбежать поскорее из леса.

Учащийся слушают музыкальный фрагмент.

Грусть. Тоска,  нежность.

Индивидуальная работа.

СЛАЙД играющего Пана

СЛАЙД с земным шаром

СЛАЙД карты России, птицы галстучник

СЛАЙД кувиклы. Звучание кувикл 

У вас на столах лежит конверт с басовым ключом попробуйте самостоятельно выбрать  для себя название этого инструмента.

Почему вы решили , что они называются именно так?

У вас есть набор карточек с изображением различных инструментов попробуйте выбрать  какой-же нам подходит для панфлейты.

Вы правильно определили, но как вы догадались что это именно он?

Вот обратите внимание: не замечают больше лесные обитатели, какой Пан ужасный, не разбегаются они в панике, ведь его музыка зачаровывала всех, кто ее слышал. Как вы думаете Музыка помогла раскрыть нам душу Пана. Какой же он все таки? Пан музыку  играл на своей флейте, а птицы подпевали ему и разнесли эту музыку по всей нашей планете.

И я открою вам секрет, ведь почти у каждого народа мира есть подобный инструмент, вот только называться он будет по разному. И вот одна маленькая птичка галстучник донесла эту песню и до России.

Что вы видите на слайде?

Обратите внимание как расселяется галстучник. Долетел он и до вепсской возвышенности, а это значит и здесь слышали его пение.

Ребята как мы можем имитировать звуки галстучника.

Например кошка мяу, собака гав, а галстучник?

Давайте еще раз внимательно прослушаем отрывок.

Именно от этого и произошло название инструмента кувиклы.

Учащиеся выбирают название  инструмента, из предложенных вариантов

 

Панфлейта 

Потому что в названии инструмента есть его имя. 

Учащиеся самостоятельно выбирают изображение инструмента из предложенных.

В рассказе звучало, что Пан срезал несколько тростинок и сделал инструмент.

Прослушивают музыкальный фрагмент. Обсуждают происходящую картину на слайде.Ответы учащихся.

Прослушивание пение галстучника.

Куик, куик. (имитируют пение галстучника)

Самостоятельная, творческая   работа

Слайды поэтапно  как сделать кувиклы

На столе лежит конверт  со скрипичным ключом. В нем есть все для того чтобы самостоятельно сделать кувиклы. Достаньте инструкцию  трубочки и пластилин.

Получилось? Теперь попробуем подуть. Почти ничего не получается.

Для этого нужна сильная атака воздуха.

Учащиеся самтостоятельно из предложенных деталий(следуя сторго по инструкции ) делают Кувиклы

Физ. минутка.

Давайте встанем и выполним дыхательное упражнение.  Ровный глубокий вдох и ровный глубокий выдох.

Если такое упражнение делать перед сном, то наш мозг будет хорошо насыщаться кислородом.

Попробуем подуть еще раз. Немного лучше.

Учащиеся выполняют задание. 

Распевка всеми учениками класса.

Но пока отложим наши кувиклы на парту. А я вам открою еще один секрет, вы сегодня ко мне на урок тоже пришли с инструментом каким? (голосом)

И как любой другой инструмент его тоже нужно настраивать.  Раз уж людей всегда тянет к природе давайте и мы с вами покавакаем как  лягушки

А теперь как в детстве мы играли в машинки.

А теперь зевнем и пропоем дой ди дой ди ду.

Все помним скороговорку ехал грека через реку? Пропоем.

Садитесь.

Учащиеся выполняют распевку

Закрепление пройденного материала.

Работа над разучиванием новой песни.

Взаимопроверка.

Как же у нас в России появились кувиклы?

С чем вы можете теперь связать имя Пана?

Ведь он был повелитель всех лесов.  И не для кого не секрет что много песен посвящено природе.

На парте у вас текст песни. Я пропою. а вы внимательно проследите по тексту.

Теперь попробуем все вместе. Песня красивая. Но мне кажется что-то можно добавить еще какой-нибудь музыкальный инструмент, что мы можем сегодня  с вами использовать?  (кувиклы).

Давайте на припеве ой лели лёли лей.

1 вариант поет, а 2 вариант играет.

Получилось , но только не совсем что мне хотелось. Давайте попробуем выдержать ритмический рисунок. А прохлопаю в ладоши а вы повторите за мной. А теперь также подуем в кувиклы. Прекрасно.

На столе карточка с Панфлейтой  скажите в чем разница между вашими кувиклами и флейтой Пана? Давайте тоже соединим. Проверти друг друга все ли вы сделали правильно. Замечательно.

Ответы учеащихся.

Учащиеся выполняют задание учителя.

Учащиеся друг у друга проверяют правильность выполнения задания 

Музыкальная викторина.

Скажите можно ли звучание пан флейты или кувиклы спутать с другими духовыми инструментами.?

Почему? (Своеобразное звучание, не похожее на другие инструменты)

На столах маленькие карточки Если вы слышите панфлейту то поднимаете зеленую , если другой инструмент, то красную.

Нет.

Учащиеся по слуху определяют звучание Панфлейты.

Рефлексия учебной деятельности

На стенде находится нотоносец, на который на который вы прикрепите ноты лежащие у вас на столе . На уроке было комфортно и все понятно (Красная нота).

На уроке немного затруднялся и не все понял (Синяя нота).

Учащиеся прикрепляют ноты на нотный стан

Домашнее Задание

Дома выучить текст песни наизусть.

Благодарю вас за урок. Урок окончен.

 

. . . . .