Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проектная деятельность "Ворона – королева двора"

Дата публикации: 2023-12-06 18:51:27
Статью разместил(а):
Балабанова Валентина Сергеевна

Проект деятельность "Ворона – королева двора"

Автор:
Корчигина Нина Александровна

ГБДОУ "Детский сад № 53 Колпинского района Санкт-Петербурга"

Аннотация: В этой статье представлен опыт работы по организации эффективной работы в рамках проекта для формирования всесторонне развитой личности.  Данный проект ориентирован на экологическое воспитание детей средней группы через развитие интереса к птицам.

Ключевые слова: птицы, ворона, повадки, проектная деятельность.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Очень важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Для решения этой задачи наиболее перспективным является метод проектной деятельности, он дает ребенку возможность: экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – формирование всесторонне развитой личности.

Актуальность создания проекта.

Большинство современных детей редко общаются с природой, дети обращают мало внимания на объекты живой и неживой природы, не умеют видеть в привычном, знакомом новое и интересное. Тема проекта «Ворона-королева двора» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.

Наши дети в недостаточной степени имеют представления о жизни птиц, которые живут рядом с нами, чем они питаются, их повадках и образе жизни. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания о птицах нашего двора - ворон.

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Цель: Сформировать представления у дошкольников о вороне, как члене городской экосистемы и неотъемлемой его части.

Задачи:

Обучающая:

- Формировать у детей знания о вороне, строении тела, где живет, чем питается.
- Познакомить с особенностями поведения (повадками). Дать знания  том, что ворона опасна, когда активно защищает свои кладки и подросших птенцов, воспитывать бережное отношение к птицам.
- Обогащать и уточнять словарь по теме.

Развивающая:

- Развивать любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей.
- Способствовать формированию активного словаря:  клюв, перья, хвост, крылья, лапы; смелая, хитрая, сильная, большая, персона.
- Способствовать расширению связной речи.
- Способствовать приобщению к художественной литературе.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь и заботливое отношение  к миру птиц.

Ожидаемые результаты: 

1. Воспитание бережного отношения к природе.
2. Расширение знаний детей о вороне, её образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой.
3. Приобщение родителей и детей к совместной деятельности.
4. Пополнится предметно-развивающая среда группы.
5. Продукты детской деятельности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Кого мы видим в наших парках и лесах? Конечно же, птиц!
Мы часто слышим громкое карканье ворон, но не задумываемся, как живут эти большие серо-чёрные птицы. На самом деле эта очень умная и хитрая птица. Нам захотелось подробнее изучить и узнать больше о повадках вороны.

Проект рассчитан на детей средней группы. Данный проект направлен на развитие у дошкольников представлений о вороне как члене городской экосистемы и неотъемлемой его части. 

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Создание дидактических игр по теме «Ворона».
2. Создание презентации «Ворона – королева двора».

Реализация проекта рассчитана на 3 недели.

Этапы работы над проектом:

I этап. Подготовительный.

- Подобрать методическую литературу по теме.
- Подобрать художественную литературу.
- Подготовить дидактический материал, наглядные пособия (иллюстрации для рассматривания, картинки, плакаты, настольные игры).
- Разработать конспекты НОД.
- Разработать комплексно-тематический план работы.
- Подготовить картотеку по теме «Вороны»: загадки, стихи, пальчиковые игры, подвижные игры.
- Подготовить папку-передвижку для родителей по теме: «Интересные факты из жизни вороны».

Сформулированы проблемные вопросы:
- Что мы знаем о птицах?
- Чем отличается ворона от других птиц.
- Какие индивидуальные особенности поведения вороны?
- Выяснить, пользу или вред приносит ворона?
- Где селится ворона?
- Как вороны реагируют в случаи опасности?
- Почему их называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами?

 II этап - Основной.

- Ознакомление  детей с художественной литературой: сказки: «Вредная ворона» Т.А. Шорыгина, «Шла ворона по городу» Е. Наумова, «Ворона и лисица» И.А. Крылов, «Самый красивый наряд на свете» яп. нар. сказка в обр. В. Марковой.
стихи: «Ворона» Г.Я. Затулина.
- Наблюдение за воронами.
- Рассмотрение картин и беседы по их содержанию.
- Разгадывание загадок о воронах.
- Целевая прогулка по территории детского сада.
- Беседы: «Особенности внешнего вида ворон», «Что мы знаем о птицах».
- Проведение познавательных занятий по знакомству с жизнью ворон.
- Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.
- Рисование с детьми в нетрадиционной технике «Ворона на дереве».
- Работа с родителями (разработка информации о воронах).

III этап - Заключительный.
Проведение мероприятий
Изготовление Лэпбука
Создание презентации.

Проект почти не требует материальных затрат, легко применим в любом детском саду, материальная база сада не имеет значения.

План мероприятий:

«Физическое развитие»:

- Подв./игра
- «Вороны и собака».
- «Птица без гнезда».
- «Перелет птиц».
- «Вороны и воробьи».
- Игра в мяч : «Летает - не летает».

«Социально-коммуникативное развитие»:
- Пальчиковая игра: «Считалка для ворон».

Дидактические игры:
-  «Что лишнее?»
- «Собери целое из частей».
- «Собери ворон по величине».
Беседа «Правила поведения в природе».
Использование загадок, примет, поговорок.
Настольная игра: (пользуясь фломастером)
- «Найди такую же тень» или «Найди пару».
 Рассматривание фотографий, иллюстраций ворон.
Просмотр мультфильма «Ворона и лисица».

«Познавательное развитие»:

Беседы:
- «Особенности внешнего вида».
- «Птицы – наши друзья».
- «Что случится с человеком, если исчезнут все птицы?».

Безопасность: ворона опасна, когда активно защищает свои кладки и подросших птенцов, воспитывать бережное отношение к птицам.

Упражнение: Измерить длину пера вороны.
Наблюдения за воронами:
- «Распознавание следов птиц».
- «Где больше всего следов вороны?»
- «Что быстрее съест – мясо или крошки?».
Проверка примет о вороне: «Перед дождем вороны усаживаются на сук или забор и лениво каркают», «Садятся носами к югу – жди потепления», «Прячут нос под крыло – к морозу».

Дидактические игры:
 - «Кто что ест?», «Чьи следы?», «Путаница», «Найди отличия», «Кто лишний».
- Разрезные картинки «Птицы».
- «Числовые пазлы».

«Речевое развитие»:

- Рассматривание сюжетных картинок.
- Отгадывание загадок о воронах.
- Составление рассказа по картинкам: «Как птица хотела пить».
- Заучивание стихотворения о вороне.

Чтение художественной литературы:
- Носов «Как ворона на крыше заблудилась».
- Ал. Лугарев «Воронья благодарность».
- Н. Сладков «Вороний глаз».
- Н. Романова «Вороний сигнал».
- Н. Рубцов «Ворона».
- Заучивание скороговорок про ворону.

Театрализованная деятельность: Обыгрывание басню «Ворона и лисица».

«Художественно-эстетическое развитие»:

- Рисование в нетрадиционной технике (ладошкой) «Серая ворона».
- Коллективная лепка - «Стая ворон».  
- Рисование «Ворона» (в технике «Пластилинография»).
- Раскраска «Птицы».
- Раскраска к басне Крылова «Ворона и лисица».
- Работа с трафаретами (Обвести  трафареты птиц и раскрасить).
- Слушание пения птиц в сравнении с карканьем вороны.
- Слушание песни «О вороне» из м/ф. «Пластилиновая ворона». 

Выводы:

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта.

В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

Проект позволил расширить кругозор детей о птицах, которые живут рядом с нами, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.

Дети много узнали интересного из жизни вороны. Научились узнавать ворону среди других птиц.

Ребята с большим удовольствием рассматривали фотографии, иллюстрации; слушали рассказы, сказки, стихи о вороне, зимующих птицах; отгадывали загадки; играли в разные дидактические и подвижные игры; с удовольствием, раскрашивали картинки.

Познакомились с различными техниками изображения вороны.

Многие родители приняли участие в проекте:
- Принесли иллюстрации и раскраски.
- Участвовали в изготовлении кормушек для зимующих птиц.
- Знакомили детей с художественной литературой по теме «Ворона».

 Были созданы:
- Новые пособия, дидактических игры
- Лэпбук «Ворона – королева двора»
- Созданы картотеки стихов, загадок, пальчиковой гимнастики, пословиц, поговорок о вороне. В рамках проекта «Ворона – королева двора», провели развлекательный досуг с инструктором по физкультуре. 

Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности.

В целом проект с детьми и родителями, с нашей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только способствовать развитию всесторонней развитой личности ребенка, но и дадут толчок для развития взаимопонимания и сближения родителя с ребенком и воспитателем.

 

Литература:

1. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., «Просвещение», 2002.
2. Дошкольники на прогулке. уч. пособие под ред. А.С. Галанова. Педагогическое Общество России, М., 2005.
3. И.П. Павленко, Н.Г. Родюшкина. Развитие речи и ознакомление с окружающим. Москва, 2005.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников, М., 2010. 

 

. . . . .