Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект экскурсии по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Музей калача в Коломне"

Дата публикации: 2023-12-10 16:29:44
Статью разместил(а):
Бомбасова Татьяна Викторовна

Конспект экскурсии по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Музей калача в Коломне"

Автор: Бомбасова Татьяна Викторовна

ГБОУ «Школа № 1161», г. Москва

 

Аннотация: Занятие разработано для детей подготовительной группы с целью закрепления названий хлебобулочных изделий и знакомством с процессом изготовления калача и его появлением в форме экскурсии в игровой форме.

Ключевые слова: экскурсия, ознакомление с окружающим миром, подготовительная группа детского сада.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Цель: познакомить с хлебобулочным изделием – калачом.

Задачи: 

Образовательные задачи:

1. Вспомнить названия хлебобулочных изделий.

2. Познакомить детей с хлебобулочным изделием-калачом.

3. Узнать, когда и как появился калач. Из каких частей состоит калач.

4. Научиться раскатывать калач.

5. Вспомнить пословицы о хлебе.

6. Познакомиться с новыми пословицами.

Развивающая задача:

1. Развивать желание узнать историю появления калачей.

2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

3. Развивать моторику рук и глазомер.

4. Развивать потребность к творческому труду, добиваться целей.

Воспитательная задача:

1. Формировать интерес и уважение к жизни в 19 веке.

2. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, бережное отношение к хлебу.

3. Воспитывать умение работать самостоятельно.

4. Воспитывать интерес к профессии пекаря.

Оборудование: картинка с изображением хмеля, готовое тесто, картинка с изображением парового механизма, мука-крупчатка, соль, вода, хмелевая закваска.

Этапы занятия:

I. Деятельность педагога и пекаря

II. Деятельность детей

III. Результат совместной деятельности

I. Деятельность педагога и пекаря.

1. Актуализация знаний по теме. Приветствие детей и пекаря.

Вопросы педагога к детям:

Ребята, а какие хлебобулочные изделия вы знаете?

Ответы детей: хлеб, пироги, сушки, баранки, пончики.

Что входит в состав хлебобулочных изделий?

Ответы детей: мука пшеничная, вода, дрожжи, соль, закваска.

Если дети затрудняются, педагог помогает.

Какие виды хлеба бывают?

Ответы детей: пшеничный, пшенично-ржаной, ржаной.

Как вы думаете, когда появился хлеб?

Предположение детей.

Пояснение педагогом: хлеб, как считают учёные, появился на земле свыше 15 тысяч лет назад.

Впервые хлеб из теста стали выпекать египтяне, а 5-6 тыс. лет назад – греки и римляне.

Где должны храниться хлеб и хлебобулочные изделия?

Предположения детей. Пояснение педагогом: хлеб и хлебобулочные изделия должны храниться в чистых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях.

А вы знаете пословицы о хлебе? 

Вспоминают пословицы о хлебе.

Дети рассказывают пословицы.

Каким способом получаю хлебобулочные изделия? Способом выпекания.

А кто выпекает хлебобулочные изделия? Пекарь.

Пояснение педагога: с детства мы слышим справедливое утверждение, что хлеб всему голова. Без него не обходится практически ни один приём пищи.

Пекарь – это специалист, отвечающий за процесс выпекания хлеба и различных хлебобулочных изделий. 

2. Мотивация на знакомство с представленной темой.

Беседа пекаря с детьми о калачах.

Ребята, а знаете ли вы, что такое калачи?

Калач - это белый хлеб в виде кольца с небольшим отверстием или в форме замка с дужкой.

Калач  -это тоже хлебобулочное изделие.

Показ калача. Предположения детей.

Дети рассматривают калачи.

3. Познавательная деятельность:

А хотите узнать, как появились калачи?

4. Знакомство с новым материалом.

Калачи в нашем городе стали выпекать в 19 веке.

Этот музей был выбран неслучайно. Раньше улица, на которой находится наш музей, вела прямо к речному порту, откуда разгружалась мука.

Рядом с Коломенским кремлём находился самый большой порт в бассейне Москвы-реки.

Своей муки не было, и её привозили из южных регионов России, поставляли в Москву через Коломну по водной артерии Волга-Ока-Москва-река. Поэтому лучшая мука оседала в Коломне, а калачники и пекари города получили возможность экспериментировать со смесями разных сортов муки. Так и родился коломенский калач.

5. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Форма калача в виде замка тоже не случайно - она произошла от амбарного замка, ведь хранили муку в амбарах. Весь старый город был застроен амбарами.

Сегодня калач можно купить недорого, а в средние века такое лакомство могли позволить себе бояре. Муку везли издалека, и она была очень дорогим продуктом. Лишь в 19 веке, когда  начали использовать паровые механизмы (показ картинки), расходы на доставку муки сократились, и хлебные изделия стали доступны всем.

В музее калача сладких калачей нет. Мы взяли за основу самый простой  рецепт: муку-крупчатку, добавили соль, воду и хмелевую закваску. Ни сахара, ни масла, ни яиц в коломенские калачи не добавляются.

Хмель - это травянистое растение. Показ растения на картинке.

Закваска - это бактерии и дрожжи, которые нужны для выпечки.

Хмель является природным антисептиком и лекарством, убивающим все болезнетворные бактерии. К тому же хлеб на хмелевой закваске никогда не покрывается плесенью.

Ребята, давайте рассмотрим калач.

У нашего калача есть: ручка показ, животок и губа (показ).

Вы слышали такую пословицу?

«Он дошёл до ручки» 

Как вы думаете, какое значение имеет эта пословица?

Эта древняя пословица возникла, когда калач ели грязными руками прямо на улице, держа его за тонкую ручку. Ручка была сделана специально, чтобы калач было удобно брать немытыми раками, а затем ручку выбрасывали, отдавали нищим или собакам.

А ещё, ребята, есть пословица «Закатай губу».

Как вы думаете, что означает эта пословица? Так говорят человеку, если он много чего-то хочет.

Когда калач формируют, то раскатывают «губу», а потом её закатывают таким образом, чтобы она получилась пышной и мягкой после выпекания. Хранится такой калач недолго. Самое большое - двое суток, потом он становится как камень, и его не укусить.

Рассматривают калач.

Применение полученных знаний в практической деятельности.

Я покажу, как сделать калач.

Мы заготовили заранее тесто.

Смотрите внимательно!

Сначала нам надо предать тесту форму шара.

Отрезаем от теста кусочек.

Взвешиваем кусочек теста, он должен весить 180 граммов.

Самое главное, чтобы на столе была убрана лишняя мука. Иначе наш калач будет скользким. Калач катаю на ледяном столе. Что это значит?

Посмотрите, стол, а внизу выдвигается полочка, на которой лежит лёд. Когда работаем с тестом, от рук оно нагревается, и калач будет скользить. Нам надо чтобы стол оставался холодным.

II. Деятельность детей и пекаря.

По очереди дети подходят к столу и под руководством пекаря раскатывают калач.

Пояснение пекаря:

Раскатываем ладошками края теста, а серединку оставляем пышной.

Соединяем края.

Вот и получился наш калач!

А чтобы тесто калача пропеклось, и воздух внутри не изменил форму калача, надрезают животик, получается губа, посыпают внутри немного мукой и закрывают. Губу у калача делает сам пекарь.

Для выпекания калачей температура должна быть 350 градусов.

Когда печь остынет до 270 градусов, то выпекать калачи уже нельзя, они не поднимутся.

Теперь наш помощник поставит калачи в печь.

III. Результат совместной работы

1. Вопросы для закрепления:

Из чего делают калачи?

Строение калача.

Почему стол должен быть холодным?

Почему калач похож на амбарный замок?

2. Игра.

Пока калачи пекутся, мы поиграем в игру «Ручеёк».

Кто расскажет, как играть в эту игру?

Вспоминают правила.

Играют.

3. Рефлексия. Осмысление содержания занятия, его важности в развитии личности.

Вот наши калачи и готовы! Будем с ними пить чай.

Ребята, вам понравилась наша экскурсия?

Что вы узнали?

Приезжайте к нам ещё.

У вас на столе лежит картинка с изображением калача и смайлики.

Если вам было интересно на нашем занятии, наклейте на картинку с калачом смайлик.

До свидания друзья! Ребята пьют с калачами чай, намазывают калачи маслом.

Дети высказываю свои мысли. Прощаются.

 

. . . . .