Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект открытого занятия в средней группе по речевому развитию "Осень"

Дата публикации: 2023-12-15 15:20:25
Статью разместил(а):
Хазиева Гульназ Назиповна

Конспект открытого занятия в средней группе по речевому развитию "Осень"

Автор: Хазиева Гульназ Назиповна

Дошкольное отделение МБОУ "Лицей №186 "Перспектива" Приволжского района г. Казани

 

Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить отвечать на вопросы, учить детей рассказать связный текст с помощью мнемотаблицы.

Задачи: 

- формировать фонематическую сторону речи 

- развивать понимание смысла и содержания картины 

- развивать диалогическую  и монологическую  речь ребенка.     

Образовательные: активизировать в речи прилагательные и глаголы; формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. 

Развивающие: Развивать диалогическую и монологическую речь, мелкую и общую моторику, зрительное восприятие, внимание, память, творчество, любознательность, закрепить произношение звуков (с) -(ш), развивать длительный плавный выдох. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру. 

Материал для занятия: игрушка Зайчик, письмо-стих (Мнемотаблица), коробка для посылки, листья осины, клена, дуба, бумажные листики для дыхательной гимнастики, мячик, эластичные кольца (су-джок), рисунок медведя, ежика и белки, мнемотаблица для рассказа про осень, картинки-раскраски.

Предварительная работа. На прогулке обратить внимание детей на признаки осени : на деревьях пожелтели листья, завяли цветы, пожухла трава, дует холодный ветер, небо стало хмурым, серым, по небу плывут тучки, часто идет дождь, перелетные птицы улетели на юг.

Словарная работа: осень, пожелтели, покраснели, позолотились, воет, гудит, стонет, льёт, идёт, моросит, разноцветный, листопад.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Доброе утро, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними! (Здравствуйте)

Организационный момент.

В: Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг друга:

«Придумано кем-то просто и мудро 

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

Доброе утро солнцу и птицам, 

Доброе утро улыбчивым лицам!».

Дети: «Доброе утро!»

(Дети берутся за руки, улыбаются друг другу) 

Воспитатель: Чувствуете, какие тёплые и нежные ваши ладошки? Давайте поделимся теплом и  добротой со всеми людьми на планете. (Дети выносят руки вперёд, кисти рук ладошками вверх).

Воспитатель: «А теперь посмотрите, пожалуйста, в окно и скажите, проснулось ли солнышко, чтобы порадовать нас своей добротой?» 

Ответы детей: «Нет!».

Воспитатель: «А почему солнышко так поздно сейчас просыпается?».

Ответы детей: «Сейчас осень, ночи осенью длинные, а дни короткие». 

Воспитатель: А теперь присаживайтесь.

Для начала сделаем зарядку для язычка и губ, ведь мы сегодня будем много говорить.

Артикуляционная гимнастика:

Жил был язычок в своём домике - ротике. Каждое утро выходил язычок на порожек, полежать, погреться на солнышке. Смотрел вниз, вверх, вправо, влево, потянулся и спрятался в домик, стал там орешек катать. Потом решил поработать ,стал молоточком стучать д-д-д-д-д (губы в улыбочке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы), гвоздик забивать т-т-т-т. Устал, лёг отдыхать.

Проблемная ситуация.

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это? 

Дети: Это зайчик. 

Воспитатель: Спросите, у него что случилось? 

Дети: Зайчик, почему ты плачешь? 

Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков. 

Мотивация.

Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья? 

Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку. 

Актуализация ранее приобретенных знаний.

 Дети: Потому что наступила осень.

Стук в дверь. Приносят посылку.

Воспитатель: Ребята, вот это да! Нам принесли посылку. Только вот здесь не написано от кого же это посылка.

Воспитатель открывает  и достает  письмо. Тут написано, если сможете прочитать это стихотворение, вы угадаете, кто же прислал нам эту посылку.

Воспитатель: ребята, Вы  угадали от кого посылка?

Дети: да, от Осени

Воспитатель: Да, умнички!

Дети, давайте назовём осенние месяцы.

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами, осень словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы.

- Дети, как вы думаете, какого цвета осень?

Дети : (жёлтая, красная, оранжевая).

А можно сказать, что осень разноцветная? Дети: (да).

Отгадайте осеннюю загадку :

«Падают с ветки золотые монетки?» (это листья).

Дидактическая игра «С какого дерева листок» (достает из посылки).

Посмотрите какое чудо этот осенний букет из листьев (воспитатель раздаёт листья детям). Листья осины красные. Значит, что они что сделали? (покраснели). На что похожи листья осины? (на монетки).

Листья клёна жёлтые. Значит, они что сделали? (пожелтели). Как вы думаете, на что похожи листья клёна? (на ладошку).

А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на пёрышко? (дуб). Листья дуба золотые. Значит, они позолотились. Давайте вместе скажем это слово (проговаривают хором).

Музыкальная физкультминутка: 

Мы листочки осенние –

На веточках сидели

Ветер дунул – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки вверх поднял

Покрутил их, покружил

И на землю опустил.

Воспитатель: Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер … 

Дыхательное упражнение «Ветерок» (повтор 2-3 раза)

Ребята, осень любит слушать песню ветра. (Включается фонограмма звука ветра). 

Давайте подуем вместе с ветром: Ш-ш-ш. 

А теперь ветер стих: С-с-с. 

У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листья. Возьмите листок за хвостик и подуйте на него. 

Дети слушают фонограмму, пытаются повторять услышанные звуки. 

- Ш-ш-ш-ш-ш. 

- С-с-с-с-с. 

Дети берут листья в руки и дуют на них. 

Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.

Воспитатель: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».

Игровое упражнение «Ласковые слова»

Солнце - солнышко, 

Лист - листочек, 

Дождь - дождичек, 

Ручей - ручеек, 

Лужа - лужица, 

Цветок - цветочек, 

Ветер - ветерок, 

Туча - тучка, 

Зонт – зонтик, 

Дерево – деревце, 

Куст – кустик, 

Заяц – зайчик. 

Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще поиграем?

Воспитатель:

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный, 

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. 

Осенью листья (что делают) – дети: желтеют, опадают. 

Осенью (что делают с урожаем) – убирают, собирают, 

Осенью птицы (что делают) – улетают, 

Осенью деревья (что делают) – роняют листья. 

Молодцы! А листья осенью (Какие) – жёлтые, красные, золотые. 

Как можно назвать их одним словом? 

(Разноцветные).

Воспитатель: В посылке Госпожа Осень нам прислал колечки, давайте выполним массаж пальцев этими кольцами.

Самомассаж (Массаж пальцев эластичным кольцом ) 

Сжимаем – разжимаем пальцы в кулачок.

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят.

Надеваем пружинку на каждый палец, начиная с большого пальца на правой (левой) руке.

С клёна – кленовый,

С дуба – дубовый,

С осины – осиновый,

С рябины - рябиновый.

Полны листьев лес и сад.

Показываем «фонарик» 

То-то радость для ребят!

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья? 

1. Кто, позабыв тревоги спит в своей берлоге? (медведь) 

2. Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках — это. (ежик). 

3. По ветке скачет да не птица, рыжая, а не лисица? (белочка) 

Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ёжик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся. 

Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую. 

Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая? 

Давайте проверим ваши высказывания. 

Зайчик: вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую. 

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.

 Нам Осень прислала картинку подсказку. (Сначала рассказывает воспитатель. Затем по картинкам- подсказкам рассказывают  про осень дети)

Осенью на деревьях желтеют листья.

Небо осенью пасмурное и серое.

Листья на деревьях становятся разноцветными и опадают.

Люди надевают осеннюю одежду.

Осенью перелетные птицы улетают в теплые края.

Заключительная часть.

Воспитатель. Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.

Рефлексия.

Ребята, о каком времени года мы с вами сегодня говорили, составляли рассказы? (ответы детей).
Что вам сегодня понравилось? (ответы детей).

Молодцы ребята, мне очень понравилось, как вы  занимались, как составляли интересные рассказы по таблице. 

Госпожа Осень прислала вам подарки: картинки – раскраски.

До свидания, ребята!

 

. . . . .