Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Взаимодействие с детьми войны как одно из основных направлений патриотического воспитания младших школьников

Дата публикации: 2023-12-19 16:43:52
Статью разместил(а):
Калашникова Галина Ивановна

Взаимодействие с детьми войны как одно из основных направлений  патриотического воспитания младших школьников

Автор: Калашникова Галина Ивановна

МКОУ «Буравцовская СОШ»

 

В.В. Путин на встрече с общественными организациями заявил: «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

Тема Великой Отечественной войны- ведущая тема в моей работе по патриотическому воспитанию с учащимися начальных классов. Она включает в себя: беседы, рассказы, чтение книг; конкурсы рисунков; беседы по картинам о Великой Отечественной войне; конкурсы чтецов стихов о ВОВ; слушание песен военных лет; встречи с ветеранами и детьми войны.

Память о страшных годах Великой Отечественной войны надо хранить свято. Молодому поколению необходимо знать, какой ценой заплачено их мирное детство.

История нашей малой родины неразрывно связана с историей страны и не осталась в стороне от тех трагических событий. Школьники узнали, что с ними рядом, в селе, и сейчас живут люди, детство которых пришлось на трудные годы войны. Изучили с третьеклассниками списки детей войны, проживающих на территории поселений. Решили встретиться с ними, чтобы больше узнать о том, как жилось детям в суровые годы войны. Увидеть разницу между прошлым и настоящим.  Встреча с этими людьми дала учащимся возможность узнать о событиях минувшей войны из первых уст. Они вспоминают те страшные годы со слезами на глазах.

Вот некоторые цитаты: "Ой, ребята, да я детства – то своего почти и не знаю», перед самой войной у нас умерла мама. Отца забрали в 41. Когда началась война мне было 14 лет, а остальные - моложе. За каждый день на работе давали кусок хлеба или карман ржи. Я, бывало, бегу вечером домой, а за пазухой у меня ломоть хлеба, тороплюсь донести его до дома, чтобы разделить на равные кусочки сестре, братьям и себе. Бегу, нюхаю хлеб, а откусить не могу, боюсь, не удержусь и съем его нечаянно.".

Дети собирали на полях остатки мерзлой картошки и колоски. Учиться в школе некоторые не могли, одежды практически не было, а что и было у них, то носили по очереди. Трудились дети и на полях, и на фермах. В большинстве семей погибли отцы, а те, что вернулись - потеряли здоровье. Многодетные матери поднимали детей без мужей. Дети, даже в условиях войны, все равно любили играть. У детей войны были разные судьбы, а трагедия одна.

Мы создали буклеты с их воспоминаниями и фильм «Мы не из детства, мы из войны».

Проделанная работа помогла понять ученикам, что хотя в наших населенных пунктах и не велись боевые действия, но во время войны детям жилось тяжело, они так и не узнали настоящего счастливого детства.  Детские годы детей войны невозможно сравнить с сегодняшним беззаботным детством. Учащиеся увидели разницу между прошлым и настоящим. Они сидели и слушали, затаив дыхание. Один из учеников сказал: «Это намного интереснее, чем в учебнике!» Было понятно, что история нашего края, нашей страны, отдельных судеб наших земляков не безразличны моим ученикам.

Если мы позаботимся о воспитании младших школьников сейчас, то можно быть уверенными, что наше будущее в надежных руках.

Такие встречи школьников с невольными свидетелями войны воспитывают патриотизм, уважительное отношение к людям, вызывают чувство милосердия и желание быть полезными.

Я считаю, что работу по патриотическому воспитанию надо вести каждый день.

Н.М. Карамзина сказал: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».

Мероприятие «Дети войны»

Ведущий1: В рамках патриотического месячника "Отчизны верные сыны" в школе проходит встреча «Дети войны».

(Дети с игрушками играют, скачут на скакалках, прыгают в классики и т.д.

Музыка: Вой самолетов.

Дети застывают, прижимая игрушки к себе. «Боятся».

Лена:

Ещё той ночью игры снились детям,

Но грозным рёвом, не пустой игрой,

Ночное небо взрезав на рассвете,

Шли самолёты на восток.

Их строй

Нёс, притаясь, начало новой ноты,

Что, дирижёрским замыслам верна,

Зловещим визгом первого полёта

Начнёт запев по имени — война.

Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».

Аня: Что случилось, скажи, мне ветер

Что за боль у тебя в глазах

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах

Соня: Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?!

Ведущий 2: Музыка: «Священная война» (на фоне музыки).

Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая Великая Отечественная война. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

Ведущий 1: О том ужасе войны мы, дети, знаем из кинофильмов и книг.

Таня И: Я недавно смотрела старый фильм о войне.

И не знаю, кого мне спросить.

Почему нашим людям в нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жен потеряли мужей?

Отчего девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Ведущий 2: За свободу и справедливость, за счастье на Земле боролись люди. Рядом с отцами и старшими братьями в одном строю шли дети. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки, которые играли, бегали, прыгали, радовались жизни. Но пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам. Они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина».

Настя К:

Поверьте, это совсем не просто,

Жить так, чтоб гордилась тобою страна,

Когда тебе вовсе еще не по росту

Шинель, оружие и война.

 Но шли, ребята, назло ветрам

И умирали, не встретив зрелость.

А было им столько, сколько нам,

И жить им, конечно, до слез хотелось.

Ведущий 1: В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, отправляли посылки на фронт, работали в полях, тяжким трудом приближая победу.

Ведущий: По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Она написала редактору газеты.

На сцену выходит ученица начальной школы. В руках у неё карандаш и листок бумаги.

Соня: «Я, Ада Занегина, мне 6 лет. Пишу по печатному. Я хочу домой. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Я собрала деньги на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Наш танк разобьет Гитлера и мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист».

Ведущий 1: Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка».

Ведущий 2: Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны …

Их называли –Дети войны.

Что же о них знаем мы?

Ведущий 1: В каждом городе, в каждом селе есть дети войны. Они – последние свидетели тех трагических событий 1941- 1945 годов.

Ведущий 2: Учащиеся нашей школы побывали у детей войны. Они рассказали о своем трудном детстве. Не оставили равнодушными нас воспоминания военных лет Котовой Анны Никитичны, Мошняковой Екатерины Сергеевны, Прониной Таисии Фёдоровны, Филатовой Клавдии Егоровны, Кузовкиной Лидии Фёдоровны, Бердниковой Любови Егоровны, Филатовой Риммы Ивановны.

Ведущий 1: Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах.

Ведущий 2: Сегодня в стенах нашей школы мы приветствуем односельчан, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, людей, у которых не было детства, его украла война.

Ведущий 1: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в маленьких наших деревнях, селах, поселках: в Буравцовке, Александровке, Копыле, Семеновском. Они поделятся   воспоминаниями о той страшной поре их детства.

Ведущий 2: Сегодня будет день воспоминаний.

И в сердце тесно от высоких слов,

Сегодня будет день напоминаний.

О подвигах и доблести отцов.

Ведущий 1: Слово предоставляется директору нашей школы.

Ведущий 2: В годы Великой Отечественной войны Эртильский район избежал печальной участи вражеской оккупации. Фронт остановился на Дону. Через наши села из-под Воронежа тянулся поток беженцев, гуртов скота, подвод, повозок. Эртиль готовился к активным военным действиям на случай прорыва фронта. В мехзаводе был освоен выпуск ротных и батальонных минометов, а на глицериновом заводе Г-2- бутылок с зажигательной смесью. В здании Эртильской средней школы был развернут госпиталь. Раненых было так много, что их не могли разместить на всех трех этажах, и клали иногда прямо на улице. На территории Чапаевского отделения действовал полевой аэродром, с которого пикирующие бомбардировщики совершали боевые вылеты под Воронеж.

Ведущий 1: На оккупированной территории фашисты создавали концлагеря, в которых гибли тысячи стариков, женщин и детей, уничтожали поселки. Татьяна Сергеевна вместе со своей мамой находилась на оккупированной территории под Воронежем, в Рамонском районе.

Ведущий 2: Татьяна Сергеевна, расскажите нам об этом.

Ведущий 1: Огромная нагрузка легла на плечи женщин, стариков и совсем еще юных парней и девчонок. Нина Ивановна, Вы маленькой девчонкой работали наравне со взрослыми, тяжело ли вам было? Поведайте нам о своих трудностях, какая же сила заставила вас, маленьких детей, быть такими мужественными?

Ведущий 2: Лариса Васильевна, вы ребенок военной поры, не доедали, жили в холоде, нечего было одеть. Остались ли у Вас в душе эти страшные воспоминания? Расскажите нам об этом.

Ведущий 1: Виктор Иванович, вы как человек активный, принимающий непосредственное участие в жизни поселения. Более 40 лет проработали на одной должности в своем районе. Скажите, на ваш взгляд, современная молодежь достойна своих дедов и прадедов, которые сложили головы на полях сражений ради жизни будущего поколения?

Ведущий 2: И поведайте нам, каким было ваше детство?

Ведущий 1: Лидия Федоровна, когда началась война вам было уже почти 7 лет, вы наверно, помните о том времени? Поделитесь с нами своими воспоминаниями.

Ведущий: Память! Память!

Ты порой тревожно

Бьешь по нервам

Бешено скользя,

Позабыть такое невозможно

Потому что позабыть нельзя!

Ведущий 1: Из ваших воспоминаний мы узнали, что хотя в наших селах и не велись боевые действия, но во время войны детям жилось тяжело, они так и не узнали настоящего счастливого детства. Ваши воспоминания являются наиболее ценным памятником истории Великой Отечественной войны.

Ведущий 2: Разве могли предположить фашисты, что на борьбу с ними не на жизнь, а на смерть станут совсем юные мальчишки и девчонки, на хрупкие плечи которых легла тяжесть невзгод военных лет. Но они выстояли!

Ведущий 1:

Дети войны – и веет холодом,

Дети войны – и пахнет голодом,

Дети войны – и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Ведущий 2: Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.

Ведущий 1:

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как вы!

Я не напрасно беспокоюсь, –

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна …

Ведущий 2:

– Я нарисую яркое солнце!

– Я нарисую синее небо!

– Я нарисую свет в оконце!

– Я нарисую колосья хлеба!

– Мы нарисуем осенние листья,

- Школу, ручей, друзей беспокойных.

- И зачеркнем нашей общей кистью

- Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Почтим павших минутой молчания …

Учитель: Спасибо Вам, что пришли к нам. То, что мы услышали сегодня, я думаю, не пройдет бесследно, останется навсегда в детских сердцах. Счастья Вам, здоровья, мирного неба над головой и долгих- долгих лет жизни!

Для вас, уважаемые гости, звучит песня: «Прадедушка». Исполняют песню воспитанники детского сада.

 

Литература:

1. «Эртиль военное лихое» Валерий Платонов, 2013.

2. «Эртильцы в годы грозовые», 2017.

3. «И вечный бой! ...» Очерки о настоящем человеке: к 65-летию великой Победы. Б.2010.

4. Стихи Паринова В.Т.

5. Газета «Эртильские новости».

6. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Методическое пособие. «Айрис-пресс».

 

. . . . .