Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Подходы к формированию гражданской идентичности на уроках истории и обществознания в 5-9 классах

Дата публикации: 2024-01-11 09:11:23
Статью разместил(а):
Дзюба Ирина Никифоровна

Подходы к формированию гражданской идентичности на уроках истории и обществознания в 5-9 классах основной школы

Автор: Дзюба Ирина Никифоровна

МКОУ Новокузьминская ООШ Ордынского района Новосибирской области

 

Аннотация: В этой статье описан опыт использования педагогических приемов и методов работы по формированию гражданской идентичности учащихся 5-9 классов на уроках истории и обществознания. Задача формирования гражданской идентичности является одной из самых главных воспитательных и образовательных целей нашего государства. Основная школа является одним из этапов формирования гражданской идентичности учащихся 5- 9 классов в урочной и внеурочной деятельности. Представленный материал будет полезен молодым педагогам малокомплектных школ, так как содержит практические подходы по формированию гражданской идентичности учащихся.

Ключевые слова: гражданская идентичность, проектное обучение, рефлексия учебной деятельности, мотивация учащихся, кураторская методика.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Наша страна переживает сложный период в условиях противостояния западной политике и идеологии. Российскому обществу предлагаются модели развития, которые разрушают идею гражданского общества, построенного на правовых основах, как самоопределяющегося на своих собственных основаниях в свободном размышлении, принятии решения и волеизъявления.  Поэтому задача формирования гражданской идентичности подрастающего поколения является одной из самых главных воспитательных и образовательных целей нашего государства и отражена во многих документах.

Федеральный закон «Об образовании», «Стратегия развития воспитания до 2025 года, Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» ставят главной задачей российского образования воспитание гражданской идентичности. Основная школа является одним из этапов формирования гражданской идентичности учащихся 5-9 классов. Государством были разработаны и утверждены стандарты образования, в которых гражданская идентичность рассматривается на уровне личностного результата образования. Анализ нормативных документов позволяет сделать вывод о важности задачи формирования гражданской идентичности учащихся как личностных результатов освоения ООП и в то же время определяет пути и способы ее решения. Поэтому главной целью своей профессиональной деятельности я вижу формирование гражданской идентичности учащихся 5-9 классов как условие достижения ими планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

Для достижения своей цели я использую базовые педагогические технологии: развития критического мышления, проблемного и проектного обучения. Они реализуют системно-деятельностный подход, который положен в основу ФГОС, ФОП ООО и УМК по истории и обществознанию. Наиболее результативной оказалась технология проектного обучения, которая позволила достичь поставленную мной цель. Организую работу с исследовательскими проектами по истории и обществознанию. Сначала на уроке я предлагаю учащимся интересную тему и предлагаю ее обсудить. Совместно ищем источники информации, при этом корректирую их выбор учащимися. Ставлю направляющие вопросы, требующие ответа. Работа над проектом может продолжаться от нескольких недель до нескольких месяцев. Мотивирую, направляю и консультирую по любым возникающим вопросам.

Презентация проекта происходит путем участия в научно-практических и исследовательских конференциях и конкурсах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня, на которых учащиеся показывают хорошие результаты. По итогам проделанной работы делаем совместные обсуждения, выводы. Участие в проектах не только развивает метапредметные, предметные и личностные умения, но и помогает определить выбор профессии.

При планировании учебного процесса я учитываю типологию уроков. Трехфазную структуру урока выстраиваю в соответствии с технологией критического мышления. В начале урока предлагаю ученикам вспомнить тему прошлого урока и провожу параллель к новой теме. Таким образом вместе с учениками формулируем тему нового урока и его цель. Для этого я использую проблемный метод, метод ассоциаций, смысловую догадку. Стараюсь, чтобы цель урока была достижима для учеников, но, чтобы они испытывали разрешимое затруднение при ее достижении.

Изучение нового материала происходит за счет решения учебных задач на каждом этапе урока. При этом на каждом этапе урока происходит самоконтроль и самооценка, а в конце урока рефлексия учебной деятельности. В её основе два правила:

-  оцениваться может всё, а отметка ставится только за решение продуктивной задачи (задания).

-  учитель и ученик определяют оценку и отметку совместно на основе алгоритма самооценивания. Данные рефлексии использую для коррекции знаний учащихся и подготовке к ОГЭ.

Отбор учебного материала я осуществляю в соответствии с содержанием ФОП ООО. Важное значение в воспитании гражданской идентичности. имеет воздействие на эмоциональную сферу учащихся. Для активной деятельности на уроке я привлекаю внимание подростков к поведению исторических личностей, особенно в сложных жизненных ситуациях.

Эмоционально окрашенное отношение способствует формированию познавательной мотивации у учащихся. Биографии выдающихся людей помогают воспитывать такие качества гражданина, как смелость и мужество, честность и справедливость, милосердие и сострадание. Широко использую исторические документы, выдержки из Евангелия, Библии, знакомлю с историей православных праздников. На уроках региональной истории обращаю внимание учащихся к документам и материалу, близко касающемуся наших мест. Это дает очень хороший воспитательный эффект. Дети начинают обращать внимание на то, что они считали ранее незначительным, обыденным.

Когда я рассказываю об истории своей семьи, своих предков, то располагаю к обоюдному обмену информацией. Уважение к семье, к крестьянскому укладу помогают воспитывать занятия кружка «Родничок», который я веду несколько лет. На уроках обществознания возрастает роль правовой культуры в воспитании учащихся как граждан России. При изучении тем на этих уроках произвожу ссылки на законы и нормативные документы. При изучении курса большое внимание я уделяю правам ребенка и документам их провозглашающим. Обязательно работаем с источниками права. Для закрепления знаний использую ситуационные тесты, опросники. Продолжаю работу по формированию гражданской идентичности на занятиях кружка «Я гражданин».

Во время урока я применяю разные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, фронтальную и групповую. Пользуюсь методическими приемами: кластер, инсерт, «дерево предсказаний», чтение с остановками, синквейн, «тонкие»и «толстые» вопросы, «мозаика», восстановление текста, формулирование суждения по заданным словам и т.д. Из групповых методов использую: бригадный, аквариумное обсуждение, полилог. Выбор методов и приемов объясняется тем, что школа является малокомплектной и наполняемость классов небольшая. Поэтому использовать групповые методы работы можно только в нескольких классах.  Из фронтальных форм я практикую эвристическую беседу. Включаю задания по функциональной и читательской грамотности.

В 9 и 8 классе учатся дети с ОВЗ. При работе с такими детьми использую технологии: здоровьесберегающую, проектной деятельности, коррекционную, ИКТ, личностно-ориентированного обучения. Использую в работе: индивидуальный подход к каждому ученику; предотвращение наступления утомления; методы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки; проявление педагогического такта. Создаю на уроках специальные ситуации, способствующие достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

В 2022 наша школа попала в группу школ с низкими результатами. Учебный центр «Академия Директории» предложил педагогам нашей школы пройти обучение в центре, приняв участие в программе «Кураторская методика». Каждая из компетенций, которые были предложены, оказались для меня ценными и помогали в работе над формированием гражданской идентичности. Применяя компетенцию "Время речи", научилась контролировать продолжительность времени своей речи и ответов учеников. В результате ответы учеников стали более полными, осмысленными, а моя речь менее пространной и более конкретной. Работая с компетенцией «Похвала», научилась замечать маленькие успехи учеников, их прогресс, хвалить за конкретные достижения. Это оказалось важным для формирования положительной мотивацию к учению. Давать учеников полные ответы я добивалась и раньше, но используя компетенцию «Правила речи» поняла, что ученики, употребляя личные местоимения, как бы принимают груз ответственности за свой ответ не только передо мной, как учителем, но прежде всего перед самими собой. Это хороший воспитательный прием, который побуждает учеников к осмыслению своей деятельности и развивает их как личность.

Для определения уровня сформированности вышеуказанных компонентов гражданской идентичности выбрала три анкеты, разработанные на кафедре общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета. Это модификация методики Дж. Винни (разработка кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета, рук. М.В. Шакурова).

Первая анкета позволяет выявить уровень сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности. Ответы на эти вопросы дают возможность определить уровень знаний подростков в сфере таких понятий, как «гражданин», «конституция», выявить знания о географических особенностях РФ, основных исторических событиях и достопримечательностях РФ.

Вопросы второй анкеты позволяют выявить, насколько у подростков сформировано чувство принадлежности к своей стране. В анкету включено также 18 вопросов, ответы на которые, отражают представления подростков о том, кто такой «Россиянин», может ли гордиться современный человек этим званием, насколько подросток отождествляет себя со своей страной. Для определения уровня развития у подростков эмоционально-ценностного компонента использовала методику «Незаконченный тезис». Тестирование по этой методике позволяет определить уровень сформированности таких важных компонентов гражданской идентичности учащихся, как отношение к семье, к труду, к людям и к Родине.

Для оценивания предметных результатов использую данные мониторингов, проводимых организацией и внешней экспертизы. Результатом своей работы вижу достижение учащимися планируемых результатов в соответствии с ФГОС.                                

 

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. // Вопросы образования. 2008. №1. С. 65-85.

2. Горфина М.Н. Формирование гражданской идентичности учащихся во внеурочной работе по истории. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №4. С. 30-34.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом министерства просвещения Российской федерации от 31 мая 2021 г. № 287.

6. Шухат И.Н., Кохичко А.Н. Формирование российской гражданской идентичности школьников как педагогический процесс // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 4А. С. 442-456. DOI: 10.34670/AR.2022.54.45.055.

 

. . . . .