Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Исследовательский проект "Роль портфеля в жизни школьника"

Дата публикации: 2024-01-14 10:56:46
Статью разместил(а):
Довгий Наталья Александровна

Исследовательский проект "Роль портфеля в жизни школьника"

Автор: Выжанова Наталья Фёдоровна

МОУ "Школа № 6", г. Черемхово

 

Введение.

У учеников нашей школы портфель такой тяжести, который подчас не унести и взрослому – учебники, тетради, спортивная форма, сменная обувь, папка по технологии. Чем старше класс – тем больше сумка у ученика.  Тяжёлые ранцы могут стать причиной сколиоза, радикулита и множества других болезней. Наиболее часто встречается заболевание сколиоз – искривление позвоночника. Начальные явления сколиоза чаще всего обнаруживаются в школьном возрасте (10 – 15 лет). Это период роста детского организма. Важно, чтобы в это время все физиологические процессы проходили правильно. Когда мы собираемся в школу, родители часто вздыхают: «Бедные дети, какие тяжести таскают».

Мне захотелось побольше узнать о портфеле и исследовать портфели учеников своего класса и то, как влияет портфель на здоровье учеников. Выбор правильной сумки для школьника – это правильная осанка, залог его здоровья, поэтому тема моего исследования является актуальной. Ведь здоровье школьника – здоровье будущего поколения.

Объект исследования: ученики 3 класса.

Цель исследования: выяснить – безопасен ли для здоровья вес портфеля и вес портфелей одноклассников.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что тяжёлый портфель вредит здоровью.

Задачи:

1. Анализ проблемы по источникам научной литературы.

2. Определить вес (с последующим анализом) учащихся, пустого портфеля, учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля со школьными принадлежностями.

3. Выявить, как влияют тяжёлые портфели на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.

4. Обосновать, что тяжёлый портфель вредит здоровью.

5. Предложить свои способы решения проблемы.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, беседа, сбор информации из книг, других источников.

Ожидаемый результат: наши исследования помогут в правильном выборе портфеля и сохранят здоровье обучающихся.

История происхождения школьных сумок.

В настоящее время выпускают разные виды школьных сумок: портфели, ранцы, рюкзаки.

Оказывается портфель – французское слово. Оно состоит из корня порт (порте) – носить и второго слова «фель» - лист бумаги. Портфель – носить бумагу.  Портфель появился во Франции в 19 веке. А вот ранцы носили немецкие солдаты ещё в 17 веке и назывались они «заплечные походные мешки». Через 150-200 лет ранцы в России стали использовать как ученическую сумку, носимую на спине. Рюкзаки появились гораздо позже – в 20 веке. Сначала они служили для переноски тяжёлых вещей и только потом их стали использовать как ученические сумки. Первые ранцы изготавливали из тюленьей кожи. Узнав о разновидностях школьных сумок, я решила пронаблюдать, какие из них носят ученики.

Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребёнка неправильную осанку. Ношение рюкзака признано менее вредным для здоровья. Вес школьных ранцев должен быть ограничен, а он часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Дети должны носить груз, не превышающий 10-15% веса тела школьника.

Хотя незначительные перегрузки сверх нормы и не приводят к серьёзным заболеваниям или травмам, но они являются виновниками болей в области шеи, плеч и поясницы. Чтобы ограничить вес школьного ранца и сохранить здоровье школьника, Министерство образования приняло решение издавать комплекты учебников, состоящих из двух и более частей.

Мы провели исследование в форме анкетирования. В анкетировании принимали участие 17 человек из 3 класса.

Выяснилось следующее: в классе из 17 сумок:

Портфелей – 0 человек

Рюкзаков – 1

Ранцев – 16.

1. Кто выбирал для вас портфель?

А) я сам (сама) - 6 человек

Б) мама - 4человека

В) папа - 1 человек

Г) с родителями вместе - 4 человека

Д) родственники - 2 человека

2. Где покупали?

А) в магазине - 12 человек

Б) на рынке - 5 человек

3. Выбираете портфель, изготовленный в России или импортный

А) российский - 13 человек

Б) импортный - 4 человека

4. По каким критериям выбираете?

А) цвет – 2 человека

Б) цена – 4 человека

В) форма – 7 человек

Г) удобство – 4 человека

На вопрос: «По какой причине меняете портфель или поменяли бы»?

8 человек – маловат для их книг, 6 – порвался, надоел -3 человека.

Ну а портфель будущего они видят удобным, прочным, лёгким, компактным, красивым, полукруглым и не очень большим по размеру.

На вопрос: «Что вы предпочитаете?»:

Портфель – 0 человек.

Ранец – 14 человек

Рюкзак – 3 человека.

Дети считают, что портфель:

Тяжёлый – 9 человек

Лёгкий – 5 человек

Нормальный – 3 человека

Чтобы облегчить портфель: нужно не носить с собой ненужные вещи, выложить лишние учебники.

На вопрос: «Всегда ли вы носите все необходимые учебники»?

Да – 12 человек

Нет – 2 человека

Иногда – 3 человека.

А что у ребят в рюкзаках? Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период - с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Изучив Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученика (Приложение №3, таблица 1), я узнала, что существуют нормы допустимого веса ранца с принадлежностями: вес ранца не более 10% веса ученика. Для этого мы вес каждого ученика умножили на 10 и разделили на 100. Данные написаны в таблице 1:

Ученик

Вес ученика (кг)

Вес портфеля

1

30

3.000

2

34

3.400

3

39

3.900

4

35

3.500

5

34

3.400

6

27

2.700

7

23

2.300

8

30

3.000

9

25

2.500

10

39

3.900

11

35

3.500

12

30

3.000

13

40

4.000

14

31

3.100

15

28

2.800

16

47

4.700

17

45

4.500

Для дальнейшего эксперимента мне было необходимо узнать, сколько весят наши портфели ежедневно? Эту работу мы выполняли в течение недели.

Выводы: понаблюдав в течение недели за весом портфелей, я выяснила, что только в пятницу масса портфеля не превышает 10% массы их тела. Это без учёта веса физкультурной формы и сменной обуви.

ЯФ решила выяснить: почему в один день при одинаковом расписании вес портфелей разный? Мы предположили, что масса пустых портфелей разная и решила проверить. Взвешивание показало, что действительно пустые портфели имеют разную массу. Мне стало интересно, а есть ли нормы для массы пустого портфеля?  Я узнала, что пустой портфель ученика начальной школы доджен весить не более 600г. Мы сравнили   массу наших портфелей с нормой. Результаты приведены в таблице № 2:

Ф.И. учащихся

Вес пустого портфеля

Вывод

1

650

Выше нормы +50

2

600

норма

3

500

норма

4

500

норма

5

630

Выше нормы + 30

6

650

Выше нормы +50

7

500

норма

8

700

Тяжёлый + 100

9

500

норма

10

400

норма

11

500

норма

12

600

норма

13

500

норма

14

500

норма

15

400

норма

16

700

Тяжёлый +100

17

550

норма

 Мы увидели, что у 12 человек нашего класса вес портфеля соответствует гигиеническим нормам, т.е. не превышает 600г.

Портфели - тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы. Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными портфелями. побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка.

Потом я задумалась: "А может быть причина не только в портфелях, но и в учебниках?"  Из Санитарных правил и норм "Гигиенические требования к учебным изданиям для общего и начального профессионального образования", принятых в 2002 году мы узнали, что установлен вес учебника для каждой возрастной группы. Масса учебника для начальной школы не должен превышать 300г. Мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся и взвесили их. Результаты приведены в таблице № 3:

Название учебника

Вес учебника

Математика 2 часть

240

Рабочая тетрадь по математике 2 часть

50

Русский язык 2 часть

300

Рабочая тетрадь по русскому языку 2 часть

100

Литературное чтение 2 часть

310

Окружающий мир 2 часть

250

Рабочая тетраль по окружающему миру 2 часть

150

Английский язык 2 часть

200

Рабочая тетрадь по английскому языку

100

Выводы: все книги соответствуют гигиеническим нормам.

После этого у нас возник вопрос "Может быть, мы носим в портфелях лишнее?" Мы рассчитали, сколько будет весить портфель каждый день, если не носить ничего лишнего. Учитывая вес каждого портфеля, комплект учебников и тетрадей, пенал, дневник. Если в портфеле не носить ничего лишнего, для технологии и рисования всё оставлять в классе, то масса портфеля не будет превышать норму. Только 2 человек масса портфеля превышает норму в любом случае.

Получается, что большинство детей в нашем классе из-за тяжёлого портфеля могут потерять здоровье.

Проанализировав все полученные данные, решили дать рекомендации:

Ученикам:

. Не носите лишнего в портфелях

. Проверяйте портфель ежедневно и не забывайте убрать из  него ненужные вещи

.Всё, что нужно на урок технологии и рисования можно  оставлять в кабинете.

Родителям:

Не покупайте тяжёлые портфели.

Напоминаем, в норме пустой портфель ученика начальной школы должен весить не более 600г.

Учителям:

Использовать только те учебники, которые прошли гигиеническую экспертизу.

Создать условия для хранения принадлежностей для уроков технологии и рисования в классе.

Всем:

У детей 6-9 лет осанка неустойчива.

Помните от тяжёлых нагрузок портится осанка.

Дети быстрее устают, таская за спиной тяжести.

Даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжёлым изменениям позвоночника и конечностей.

Осанка влияет и на эмоциональный статус ребёнка.

Сутулость способствует формированию мрачного настроения, развитию "комплекса неудачника".

 

. . . . .