Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мнемотехника как метод обучения связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 2024-01-17 21:17:41
Статью разместил(а):
Пундикова Надежда Анатольевна

Мнемотехника, как метод обучения связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Пундикова Надежда Анатольевна

ГБОУ Школа № 1297, г. Москва

 

Аннотация: В статье представлена методика использования мнемотаблиц в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: мнемотехника, связная речь, дети с ОВЗ.

 

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Поэтому в общей системе коррекционной работы с детьми с ОНР важно уделять особое внимание формированию связной речи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с трудностями в вос­питании и обучении. Психическое развитие таких детей характеризует неустойчи­вость, утомляемость нервной системы, низкая работоспособность, незрелость эмо­ций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуаль­ной деятельности. Игровая деятельность сформирована недостаточно. Процессы вос­приятия и мышления замедлены.

При работе с такими детьми на начальном этапе преобладают наглядно-действенные методы предъявления материала, облегчающие и направляющие процесс становления развернутого смыслового высказывания, а также моделирование плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения информации в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

Ответить на поставленные вопросы помогает методика мнемотехники. Использование мнемотехники для дошкольников с ОВЗ в настоящее время становится более актуальным. Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника помогает в развитии:

· связной речи;

· ассоциативного мышления;

· зрительной и слуховой памяти;

· зрительного и слухового внимания;

· воображения;

· процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

· пересказ;

· составление рассказов по картине и серии картин;

· описательный рассказ;

· творческий рассказ.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

· геометрические фигуры;

· силуэты;

· пиктограммы;

· планы и условные обозначения, используемые в них;

· контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на 4 части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из 4 частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. 

Виды мнемотехники.

1. Денотативно-предикативный план, предложенный А.К. Марковой.

Модели предложений:

1. Субъект – предикат. «Машина – едет».

2. Добавляется объект. «Собака грызет кость».

3. Добавляется фишка-маркёр признак у субъекта. «Большая собака нашла кость».

4. Признак появляется у объекта. «Собака грызет вкусную кость».

5. Вводится одновременно два признака. «Большая собака грызет вкусную кость».

6. Новая фишка – предлог у объекта. «Книга лежит на столе».

7. Предлог появляется у субъекта. «На столе лежит книга».

8. Два маркёра в одном предложении. «Красивые цветы стоят в вазе».

9. Маркёры меняются местами. «В вазе стоят красивые цветы».

10. Сочетание двух фишек у одного из слов. «Полевые цветы стоят в красивой вазе».

2. Следующий вид мнемотехники - мнемотаблица.

Она всем хорошо известна, используется для составления описательного рассказа, но важно, чтобы нарисованное было понятно детям.      

3. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений.  Здесь используются схематические изображения, подбираются рисунки желательно на каждую строчку стихотворения.

4. Сенсорно-графическая программа исследования предмета.

Логопед предлагает детям графическую модель описания, ко­торая одновременно является и программой исследовательской деятельности.

Графическая запись структуры исследовательской деятель­ности включает в себя три части: 

- первая часть представляет собой перечень символов, обозначающих сенсорный канал, по которому мы «ищем» тот или иной признак; 

- вторая часть представляет собой перечень признаков;

- третья часть - изображение самого предмета.

В связи с этим первая часть модели включила соответствующие символы — через символ «глаз» дети учатся осознавать и выде­лять признаки цвета, формы, величины, фактуры (блестящий, матовый и т.д.), места нахождения, способа передвижения; через символ «рука» — фактурные качества предмета (твердый, мяг­кий, гладкий, легкий и т.д.); через символ «рот»— вкусовые ощу­щения (сочный, кислый, пресный и т.д.); через символ «нос» — обонятельные ощущения (ароматный, душистый) и т.д.

Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Таким образом, мнемотехника позволяет повысить эффективность коррекции речи дошкольников с ОВЗ, но может быть использована и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

 

. . . . .