Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ

Дата публикации: 2024-01-19 07:09:30
Статью разместил(а):
Покшеватова Елена Викторовна

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ

Автор: Покшеватова Елена Викторовна

МКДОУ Тогучинского района «Горновский д/с №1», Новосибирская область

 

Аннотация: В этой статье предоставлен индивидуальный маршрут по физическому развитию ребёнка с расстройством аутистического спектра, воспитанника старшей группы.

Ключевые слова: индивидуальный маршрут, физическое развитие, расстройство аутистического спектра.

 

Одни из часто встречающихся в наши дни дети, это дети с ранним детским аутизмом. В качестве наиболее характерных особенностей аутичного ребёнка можно выделить следующие:

1. Нарушение контакта, погруженность в свой мир.

2. Стремление к постоянству, проявляющееся в разных формах (в сопротивлении переменам в режиме, в стереотипных действиях).

3. Особая характерная задержка и нарушение речевого развития вне связи с уровнем интеллектуального развития.

Для каждого ребёнка в ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут, на основании ФАОП ДО (с корректировкой в течение года), цель которого – разработка содержания коррекционной работы, направленная на формирование и развитие познавательных процессов, сенсорной деятельности в соответствии с возрастом и индивидуальными психологическими особенностями ребёнка, проблемами здоровья и спецификой задержки в психическом развитии. Главными условиями эффективности маршрута являются индивидуализация, систематичность, постепенность и повторяемость.

Можно выделить несколько этапов в составлении индивидуально образовательного маршрута:

I этап – определение целей и задач индивидуального маршрута и его составление (с учётом задач образовательной деятельности ФАОП ДО и индивидуальных особенностей развития ребёнка).

II этап – реализация образовательной деятельности.

III этап – диагностика функционального развития. На этом этапе мы опираемся на диагностику, разработанную на основе задач образовательной деятельности ФАОП ДО.

IV этап – контрольная диагностика (результативность физического развития ребёнка).

Основная форма работы – индивидуальные занятия.

Продолжительность занятия от 10 до 20 минут (в зависимости от возраста ребёнка и имеющегося у него нарушения), 2 раза в неделю.

Основная форма работы – индивидуальные занятия с ребёнком.

 

I этап

Цель ИОМ: 

помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.

Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития на учебный год: 

- учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи);

- учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера;

- учить обучающихся передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу;

- учить обучающихся метать в цель мешочек с песком;

- учить обучающихся ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;

- учить обучающихся подлезать и подползать через скамейки, ворота, различные конструкции;

- формировать у обучающихся умение удерживаться и лазить вверх и вниз по гимнастической стенке;

- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед;

- учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки;

- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»;

- формировать у обучающихся желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры;

- учить обучающихся бегать змейкой, прыгать «лягушкой»;

- учить обучающихся передвигаться прыжками вперед;

- учить обучающихся выполнять скрестные движения руками;

- учить обучающихся выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами;

- учить обучающихся попадать в цель с расстояния 5 метров;

- учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу;

- учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп;

- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;

- продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами;

- учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске;

- учить обучающихся лазить вверх и вниз по шведской стенке, перелазить на соседний пролет стенки;

- учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали;

- закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге;

- формировать у обучающихся желание участвовать в знакомой подвижной игре, предлагать другим детям участвовать в играх. 

II этап

Реализация образовательной деятельности (с корректировкой в течение года)

Задачи

Содержание работы

Результативность

СЕНТЯБРЬ

1. Ходьба, бег 

1 неделя

- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;

- учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп;

- учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки; 

2 неделя

- учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали;

- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; 

3 неделя

- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»;

- учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске; 

4 неделя

- учить обучающихся бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали;

- учить обучающихся бегать змейкой, прыгать «лягушкой». 

ОКТЯБРЬ

2. Прыжки

1 неделя

- учить обучающихся прыгать «лягушкой»; 

2 неделя

- учить обучающихся передвигаться прыжками вперед; 

3 неделя

- закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге. 

4 неделя

- закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге. 

НОЯБРЬ

3. Перестроение

1 неделя

- учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу;

- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; 

2 неделя

- продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами;

- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;  

3 неделя

- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»;

- учить прокатывать мяч большого размера по прямой. 

4 неделя

- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»;

- учить прокатывать мяч большого размера по прямой. 

ДЕКАБРЬ

4. Упражнения по показу

1 неделя 

- учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи); 

2 неделя

- учить обучающихся выполнять скрестные движения руками; 

3 неделя

- учить обучающихся выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами; 

4 неделя

- учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи); 

ЯНВАРЬ

5. Задания с мячом 

1 неделя 

- учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера;

- учить бросать маленький мяч;

2 неделя 

- учить обучающихся передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу; 

3 неделя 

- учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера;

- учить бросать маленький мяч;

4 неделя 

- учить обучающихся передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу; 

ФЕВРАЛЬ

6. Метание 

1 неделя 

- учить обучающихся метать в цель мешочек с песком; 

2 неделя 

- учить обучающихся попадать в цель с расстояния 5 метров; 

3 неделя 

- учить обучающихся метать в цель мешочек с песком; 

4 неделя 

- учить обучающихся попадать в цель с расстояния 5 метров; 

МАРТ

7. Ползанье, лазанье

1 неделя 

- учить обучающихся ползать по гимнастической скамейке на четвереньках; 

2 неделя 

- учить обучающихся подлезать и подползать через скамейки, ворота, различные конструкции; 

3 неделя 

- формировать у обучающихся умение удерживаться и лазить вверх и вниз по гимнастической стенке; 

4 неделя 

- учить обучающихся лазить вверх и вниз по шведской стенке, перелазить на соседний пролет стенки; 

АПРЕЛЬ

8. Подвижные игры 

1 неделя 

- формировать у обучающихся желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры; 

2 неделя 

- формировать у обучающихся желание участвовать в знакомой подвижной игре, предлагать другим детям участвовать в играх; 

3 неделя 

- формировать у обучающихся желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры; 

4 неделя 

- формировать у обучающихся желание участвовать в знакомой подвижной игре, предлагать другим детям участвовать в играх; 

МАЙ

Закрепление

1 неделя 

- учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи); 

2 неделя 

- учить обучающихся метать в цель мешочек с песком; 

3 неделя 

- учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера;

- учить бросать маленький мяч;

4 неделя 

- формировать у обучающихся умение удерживаться и лазать вверх и вниз по гимнастической стенке.

III этап

Диагностика функционального развития

1. Ходьба, бег.

2. Прыжки.

3. Перестроение.

4. Упражнения по показу.

5. Задания с мячом.

6. Метание.

7. Ползанье, лазанье.

8. Подвижные игры.

IV этап 

Контрольная диагностика

Виды деятельности 

Задачи образовательной деятельности 

НГ* 

ПД*

КГ* 

1. Ходьба

- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;

-

-

 

- учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп; 

-

-

 

- учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; 

-

-

 

- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; 

-

-

 

- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»; 

+

+

 

- учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске; 

-

-

 

- учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки; 

-

-

 

бег

- учить обучающихся бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали;

-

-

 

- учить обучающихся бегать змейкой, прыгать «лягушкой». 

-

-

 

2. Прыжки

- учить обучающихся прыгать «лягушкой»;

-

-

 

- учить обучающихся передвигаться прыжками вперед; 

-

-

 

- закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге. 

-

-

 

3. Перестроение

- учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу;

-

-

 

- продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами; 

-

-

 

4. Упражнения по показу

- учить обучающихся выполнять упражнения по показу, по подражанию и отдельные задания по речевой инструкции (руки вверх, вперед, в стороны, руки за голову, на плечи);

-

+

 

- учить обучающихся выполнять скрестные движения руками; 

-

-

 

- учить обучающихся выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами; 

-

-

 

5. Задания с мячом

- учить обучающихся ловить и бросать мячи большого и среднего размера;

-

+

 

- учить обучающихся передавать друг другу один большой мяч, стоя в кругу; 

-

-

 

6. Метание

- учить обучающихся метать в цель мешочек с песком;

-

+

 

- учить обучающихся попадать в цель с расстояния 5 метров; 

-

-

 

7. Ползанье, лазанье

- учить обучающихся ползать по гимнастической скамейке на четвереньках;

+

+

 

- учить обучающихся подлезать и подползать через скамейки, ворота, различные конструкции; 

+

+

 

- формировать у обучающихся умение удерживаться и лазить вверх и вниз по гимнастической стенке; 

-

+

 

- учить обучающихся лазить вверх и вниз по шведской стенке, перелазить на соседний пролет стенки; 

-

-

 

8. Подвижные игры

- формировать у обучающихся желание участвовать в коллективных подвижных играх, самостоятельно принимать участие в них, проявлять инициативу при выборе игры;

-

-

 

- формировать у обучающихся желание участвовать в знакомой подвижной игре, предлагать другим детям участвовать в играх. 

-

-

 

Ежедневное планирование 

Задачи

Содержание работы

Результативность

СЕНТЯБРЬ

1. Ходьба, бег 

05.09.2023

- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;

- учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп;

- учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки;

Марширование на месте с  подниманием колен под бубен (по показу).

Старался повторять.

07.09.2023

- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;

- учить обучающихся ходить на носках, на пятках и внутренних сводах стоп;

- учить обучающихся ходить на носках с перешагиванием через палки;

Марширование на месте с  подниманием колен под бубен (по показу).

Старался повторять.

12.09.2023

- учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали;

- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; 

Хождение по гимнастической лавке.

Хождение по гимнастической досточке (низкой).

Хождение по гимнастической досточке (высокой).

Прошёл по лавке, держась за стену, 2 раза, больше не захотел.

По доскам шел с поддержкой, нога падала.

14.09.2023

- учить обучающихся ходить и бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали;

- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; 

Хождение по гимнастической лавке.

Хождение по гимнастической досточке (низкой).

Хождение по гимнастической досточке (высокой).

Прошёл по лавке, почти не держась, 2 раза.

По доскам шёл более уверенно, но с поддержкой, 2 раза.

19.09.2023

- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»;

- учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске; 

Хождение по «таблеткам», со словом «шагай», 5 таблеток в ряд (расстояние между ними 10-15 см).

Повторяет «шагай», наступает на таблетки через раз.

21.09.2023

- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»;

- учить обучающихся ходить по наклонной гимнастической доске; 

Хождение по «таблеткам», со словом «шагай»

Повторяет «шагай», наступает на таблетки осознанно.

ОКТЯБРЬ

2. Прыжки 

03.10.2023

- учить обучающихся прыгать «лягушкой»;

- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед;

Прыжки по «таблеткам», по команде «Прыг».

Хождение по гимнастической лавке.

Хождение по гимнастической досточке (низкой).

Хождение по гимнастической досточке (высокой).

Не понимает, что нужно делать.

 

Прошёл по лавке, почти без поддержки, 2 раза.

По доскам шёл уверенно, когда был внимателен, нога не соскальзывала на пол, 3 раза.

05.10.2023

- учить обучающихся передвигаться прыжками вперед;

Прыгать «как зайка», по показу.

Не понимает, что нужно делать.

10.10.2023

- закрепить умение у обучающихся прыгать на двух ногах и на одной ноге;

Прыгать «как зайка», по показу.

Не понимает, что нужно делать.

 

12.10.2023

- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед; 

Хождение по гимнастической лавке.

Хождение по гимнастической досточке (низкой).

Хождение по гимнастической досточке (высокой).

Прошёл по лавке, почти без поддержки, 3 раза.

По доскам шёл почти уверенно, 3 раза.

Руки не держит.

17.10.2023

- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;

- учить обучающихся бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали;

Хождение по диагонали (по ленте), от конуса к конусу, со словами «иди» и «иди ко мне».

Сначала задание выполняли вместе, потом один, прошёл 5 раз, отказ. Повторял слово «ко мне».

19.10.2023

- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;

- учить обучающихся бегать с изменением направления - змейкой, по диагонали; 

Хождение под удары бубна.

Хождение по диагонали, от конуса к конусу, со словами «иди».

Реакции на задание нет.

Ходил вяло. В паре шел и повторял слово «иди», один не выполнял задание.

НОЯБРЬ

3. Перестроение 

7.11.2023

- учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу;

- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед;

Хождение по лавке самостоятельно.

Шёл сам, не держась.

9.11.2023

- учить обучающихся находить свое место в шеренге по сигналу;

- учить обучающихся ходить по доске и скамейке, вытянув руки в разные стороны либо вперед;

Хождение по лавке самостоятельно.

Шёл сам, не держась.

14.11.2023

- продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами;

- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;

Хождение по прямой от кегли к кегле, по команде «иди» (3 метра).

Марширование на месте с  подниманием колен под бубен (по показу).

Не идёт на контакт.

 

Не идёт на контакт.

16.11.2023

- продолжать учить обучающихся перестраиваться в колонну и парами, в соответствии со звуковыми сигналами;

- учить обучающихся согласовывать темп ходьбы со звуковыми сигналами;

Хождение по прямой от кегли к кегле, по команде «иди» (3 метра).

Марширование на месте с  подниманием колен под бубен (по показу).

Не идёт на контакт.

 

Не идёт на контакт.

21.11.2023

- учить обучающихся ходить, наступая на кубы, «кирпичики», ходить, высоко поднимая колени «как цапля»;

- учить прокатывать мяч большого размера;

Хождение по «таблеткам», со словом «шагай».

Прокатывание большого мяча прямо («кати»).

Повторяет «шагай», наступает на таблетки осознанно.

Плохой контакт, не понимание того, что нужно катить мяч.

23.11.2023

- учить обучающихся кидать большой мяч вперёд и бежать за ним;

- учить обучающихся залазить на гимнастическую лестницу и спускаться с неё.

Кидание большого мяча вперёд по команде «кидай», затем бег за мячом по команде «беги».

Залезание на 3 ступеньки на гимнастическую стенку по команде «залезай» и спускание с неё по команде «спускайся».

По команде «возьми» берёт мяч, по команде «кидай» бросает мяч вперёд, вместе с ним бежим за мячом по команде «беги».

По команде «залезай» залезает по ступенькам, по команде «спускайся» - спускается. Выполнение не чёткое.

30.11.2023

- учить обучающихся кидать большой мяч вперёд напарнику и ловить его;

- учить обучающихся залазить на гимнастическую лестницу и спускаться с неё.

Кидание большого мяча вперёд напарнику по команде «кидай», затем ловля мяча по команде «лови».

Залезание на 3 ступеньки на гимнастическую стенку по команде «залазь» и спускание с неё по команде «спускайся».

По команде «возьми» берёт мяч, по команде «кидай» бросает вниз, в руки не бросает, по команде «лови» ловит.

По команде «залезай» залезает по ступенькам, по команде «спускайся» - спускается. Выполнение очень не чёткое.

Примечание: Мониторинговые цели и задачи соответствуют ФАОП ДОУ.

НГ*  -  контрольная диагностика проведённая на начало учебного года.

ПД*  -  промежуточная диагностика, мониторинг проведённый в середине учебного года (январь).

КГ*   -  контрольная диагностика проведённая на конец учебного года.

-       -  не справляется с поставленной задачей.

+      -  выполняет поставленную задачу или близок к норме выполнения.

 

Литература: 

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. – М.:ТЦ Сфера, 2023.

 

. . . . .