Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Урок литературного чтения в 3 классе "Люби живое"

Дата публикации: 2024-01-24 10:37:56
Статью разместил(а):
Литвиненко Василина Владимировна

Урок литературного чтения в 3 классе "Люби живое"

Автор: Литвиненко Василина Владимировна

МОБУ СОШ № 1 пгт Лучегорск Пожарского м.о. Приморского края 

 

Цели урока: развивать умения ориентироваться в содержании учебника, развивать творческие способности, речь, память, мышление; ориентироваться в информации, высказывать предположения, относительно развития событий в произведении. Систематизировать знания о произведениях писателей. Сравнивать свои наблюдения за животными с теми, которые делают авторы. 

Планируемые результаты: 

·       Личностные: 

·       формировать познавательный интерес учебному материалу и способам решения частной задачи; 

·       формировать умение самостоятельно решать поставленные задачи. 

·       формировать ценностное отношения к природному миру 

·       Предметные: 

·       развивать умение ориентироваться в произведениях и анализировать их, ориентируясь на первичное восприятие. 

·       творческие способности, речь, память, мышление. 

·       Содействовать развитию читательских компетенций. 

Тип урока: открытие нового знания.

Основная литература по теме: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Урок вводный (открытия нового знания)

1. Орг. часть.

Ребята, сегодня у нас на уроке впервые присутствуют гости. Постараемся порадовать их своей работой .
А сейчас вместе произнесем  девиз урока:
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Повторим правила работы на уроке
1. Уважай своих товарищей.
2. Умей  выслушать  мнение каждого.
3. Своё несогласие выражай тактично.
4. …???? - Почему нет 4 правила?
 -Каждый имеет право предложить свое правило, которое он считает важным. (Ребята предлагают свои варианты)
Спасибо за ваши дополнения!

2. Проверка домашнего задания + актуализация знаний.

Какое домашнее задание вы должны были выполнить? (Сочинение «Домашние питомцы»)
Уважаемые гости, сочинения у всех ребят получились интересные, но так как время урока ограничено, Вашему вниманию предлагаем несколько миниатюр. Выбранных наугад рукою судьбы, то есть моей. Оцените их аплодисментами.
(Чтение миниатюр)

Без сомнения, сочинения всем подняли настроение!!!

Почему я дала такое задание? (Предполагаемый ответ: начинаем изучение раздела «Люби живое»). Вывешиваю на доску таблички с названием темы.

3. Кого вы представляете, слыша слово «Живое»? (зверей, насекомых, птиц, растения)

Вывешивается табличка «природа».

А теперь объясним смысл вечного великого слова «люби» (дети  отвечают).  На доску вывешиваю карточки со словами «люби, береги, помогай, заботься).

Внимание на экран. Посмотрите на фото. Слайд с фотографиями животных в глупых одежках.

Какие чувства эти картинки вызывают?

А что сказали бы эти животные своим хозяевам? (ответы детей)

Любишь, значит уважай! (Открываю карточку «уважай!») - Помните об этом.

4. Проблемный вопрос - Во 2 классе мы читали с вами статью Николая Сладкова «Они и мы». Я вам ее напомню.

(Учитель читает статью)

Странные существа — в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам — и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее - жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое...

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях, кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»

- Что связывает нас с братьями нашими меньшими, по мнению Н. Сладкова? (Предполагаемый ответ: жизнь.)

- Как автор называет их? (Наши соседи и земляки.)

- Какое главное правило при общении с природой предложил нам Н. Сладков? («Не навреди!») (открывается и эта карточка)

5. Постановка учебной задачи.

Думаю, все догадались чему или кому будут посвящены произведения в разделе «Люби живое»?

Что нового вы хотели бы узнать, знакомясь с рассказами этого раздела? (предполагаемые ответы детей: повадки животных, их отношения…)

Чему бы хотели научиться? (ответы детей: писать рассказы, пересказывать тексты о животных, находить основную мысль.)
Проверим свои предположения. (стр.57 читаем)

Какой пункт заинтересовал больше всего?

Карандашом отметьте выбранное. На обобщающем уроке выясним, достигнута ли цель?

6. Решение частных задач.

Как вы понимаете смысл слов «писатели – натуралисты»? Давайте ближе познакомимся с их жизнью и творчеством.
(Биографии Пришвина, Бианки, Житкова, Астафьева представляют ребята, выбравшие данное задание на предыдущем уроке)

Спасибо чтецам! Чтобы продолжить к знаниям путь, предлагаю отдохнуть! 

Физминутка «Не дразните собак!»(аудиозапись песни)

7. Решение частных задач.

Как называется часть книги, которая помогает найти нужное произведение?(Содержание, оглавление)
Откройте оглавление, найдите раздел «Люби живое»
О каких писателях-натуралистах мы сегодня еще не вспоминали?
(Иван Сергеевич Соколов-Микитов, Василий Иванович Белов, Виктор Юзефович Драгунский)

Кто возьмет на себя выполнение почетного домашнего задания и подготовит рассказ о И.С. Соколове-Микитове, о Драгунском, о Белове? (вывешиваю на доске табличку «домашнее задание по выбору №1).
У каких произведений «говорящие названия?», то есть сразу ясно, кто является главным героем?(«Про обезьянку», «Мышонок Пик»,)
У каких произведений  загадочные заголовки? («Он живой и светится», «Капалуха»)
Какие названия удивили и вызвали интерес, вызвали любопытство?, («Малька», «Листопадничек»)
Так как мы с вами любознательные читатели, то быстро разберемся кто есть кто!

Пользуясь содержанием, найдите данные рассказы и выясните
1 ряд- Кто такая Малька?
2 ряд-Кто такой «листопадничек»?
3 ряд- Капалуха.
Для удобства работайте парами. Даю подсказку: обращайте внимание на иллюстрации.

Подробнее о жизни и приключениях этих животных мы узнаем на следующих уроках.

8. А сейчас, внимание, рекламная пауза. Для меня - отдых. А для вас -  опять работа. Вспомните книги о природе, прочитанные вами ранее. Прорекламируйте их, пользуясь подсказками. (на столах лежат шаблоны. Они помогут, если задание вызовет затруднение. Но вы можете составить и свой текст.)  

Дети получают карточки-шаблоны-подсказки!

Друзья! Вы любознательны? Тогда книга ____________________    для вас! В ней вы узнаете _________________. Начните читать книгу _________________  и вас невозможно будет ________________________

Мальчики и девочки! Оставьте в покое свои смартфоны и планшеты!!! Возьмите в руки книгу ______________  и вы забудете о времени! Читайте книги писателя ________________  и вы узнаете _____________________

Уважаемые читатели, мы очень советуем прочитать книгу _________________. В ней вы найдёте ________________. Вы никогда не пожалеете, что ____________   эту _____________ . Книга _________  поможет вам стать умнее в 1000 раз и добрее в 2000 раз.

Задание выполняется группами. После выполнения дети зачитывают свои буктрейлеры.
Ну, а я рекламирую ДЗ № 2 (по выбору).

В ТПО на стр.65 дома вы сможете составить более полный список книг о природе, которые советуете прочитать другим ученикам.

8. Самооценка.

Осталось самое сложное. Оценить свою работу на уроке.

Поступим так. Нам поможет пантомима.

9. Рефлексия.

Урок скоро закончится. А каким он оказался для вас постараемся выяснить с помощью магических букв. (Вывешиваю или пишу на доске по одной букве. Дети предлагают ответы - имена прилагательные)

Итак, наш урок оказался:
С-самым самым,
П-поучительным, познавательным,
А-активным,
С-славным, сильным,
И-интересным,
Б-бодрым, бойким, благодарным,
О-открытым!

Какое слово получилось? Я говорю Вам всем.

 

. . . . .