Сценарий классного часа в начальной школе "Музей в чемодане"
Сценарий классного часа в начальной школе "Музей в чемодане"
Автор Клеткина Виктория Юрьевна
МОУ "Новосадовская Средняя общеобразовательная школа "Территория успеха"
Аннотация: Данное мероприятие направлено на повышение познавательного интереса к истории родного края.
Ключевые слова: белгородская черта, сценарий классного часа, начальная школа, музей в чемодане.
Цель: создание условий для развития интереса детей к истории малой родины, приобщение детей к традициям народной культуры.
Задачи:
- воспитательные: воспитание у детей уважения к истории малой родины и отношения к памяти народа как основе нравственности;
- развивающие: развитие логического мышления детей, образного восприятия культурного народного наследия;
- образовательные: знакомство детей с бытом и культурными традициями наших предков через понятие о предметах их окружавших; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.
Здравствуйте ребята, у нас сегодня будет необычное занятие. Я буду доставать из чемодана предметы, а вы попробуете объяснить, что это за предметы и как они связаны с историей нашей малой Родины. Прежде чем достать этот предмет я вам загадаю загадку:
Хорошо знаком ты с ним.
Раньше был он дном морским,
А похож на известняк
И устроен точно так.
Им рисуют на заборах,
На асфальте или в школах.
Как думаете, что это?
Предмет № 1. Конечно, это МЕЛ.
Мы с вами живём в Белгородской области, в нескольких километрах от нашей школы находится Белгород. Топоним Белгород происходит от сочетания слов: «белый» и «город». Есть несколько версий появления сочетания. Первый вариант: Белый город — крепость, стены которой построены из белого камня. Другое толкование связывается с названием меловой горы (Белая гора), на склонах которой расположен Белгород, тогда название имеет значение: город на белой горе.
Полвека назад мел можно было встретить как самостоятельный материал в строительстве и отделке — это так называемая «побелка» на стенах и потолке.
А в настоящее время компонент, можно встретить при производстве строительных материалов, особенно при создании лакокрасочных, резинотехнических и прочих материалов. При их изготовлении мел способен равномерно распределить цвет по палитре без осадка, отрегулировать вязкость состава и обеспечить правильную толщину нанесения.
В строительной индустрии этот состав используется для создания качественного цемента, извести, грунтовых покрытий, материалов для шпаклёвки и даже стекла. Добавление компонентов мела придаёт составам твёрдость и устойчивость к резким перепадам температуры.
Создание качественной мелованной бумаги не может обойтись без добавления этого ингредиента, он придаёт покрытию гладкость, белоснежную поверхность.
Предмет № 2. Что это?
Предполагаемые ответы детей: это наконечник стрелы.
Учитель: Какое отношение имеет наконечник стрелы к истории Белгородской области?
Предполагаемые ответы детей: когда-то Русь боролась с монголо-татарами и военные действия велись с помощью луков и стрел.
Учитель: Вы правы. Более подробно о этом периоде нашей малой Родины расскажет Архивариус.
Архивариус: Наш Белгород возник как оборонительный форпост на южных границах Руси. Долго наслаждаться мирной жизнью русским людям не удавалось: войны и нашествия врагов следовали почти без перерыва, поэтому приходилось постоянно заботиться о безопасности своих рубежей. Россия – равнинная страна, и поэтому для защиты русских земель и городов служила засечная черта – оборонительная линия укреплений. Она проходила там, где была, вероятнее, всего угроза вражеского вторжения.
В середине XVII столетия на юге России, на традиционных путях вторжения крымских и ногайских татар появилась мощная укреплённая линия, начатая ещё в правление царя Михаила Федоровича и завершённая при его сыне Алексее Михайловиче. Ее военно-административным центром стал Белгород, поэтому и вся она получила название Белгородской черты. Общая протяжённость укреплений составляла 800 км.
Этот уникальный образец русского военного искусства XVII века представлял собой систему разнообразных сооружений из земли и дерева (валов, засек, надолб и острожных стен), а также естественных препятствий (гор, лесов, рек, болот и топей) однако главными узлами обороны были города-крепости. Каждый город Белгородской черты имел свой участок обороны, свою военную зону, которая смыкалась с зоной соседнего города. По всей засечной черте стояли сторожевые посты, которые держали между собой связь при помощи световых, звуковых сигналов и вестовых, они предупреждали о появлении сил противника.
Учитель: спасибо уважаемый архивариус. А теперь посмотрите на этот плакат, который я достаю из чемодана, как думаете, что это?
Предмет № 3. Предполагаемые ответы детей: Это, карта.
Вы знаете, что на карте всегда есть надписи и условные знаки. Они составляют важный элемент содержания, поясняют изображённые объекты, указывают их качественные и количественные характеристики, служат для получения справочных сведений. Надписи обогащают карту, но в данный момент они закрыты. Догадайтесь, а что это за карта?
Предполагаемые ответы детей: Это карта Белгородской черты.
Учитель: Правильно ребята, давайте найдём на этой карте город Белгород. Наши предки были мужественными воинами, они первыми сдерживали натиск врагов Русского государства.
Специфика приграничной жизни было такова, что наряду с военной службой служилому сословию приходилось обрабатывать землю и тем самым кормить себя. Мирные будни наших предков связаны с сельским хозяйством. Я сейчас достану из чемодана 1 вещь угадайте какую.
Очень много он трудился
Стал горбатым, искривился
Ему это не мешает
Ловко хлеб он убирает. Что это?
Предмет № 4 Предполагаемые ответы детей: серп.
Архивариус: Серп-старинное сельскохозяйственное орудие, использовавшееся для жатвы, а именно для бережного срезания стеблей зерновых, льна и прочих сельскохозяйственных культур, кроме травы, сена, которые косили косой. Обычно это делали так-одной рукой захватывали пучок из нескольких стеблей растущего злака, а второй рукой срезали этот пучок при помощи серпа. Серп имеет форму полумесяца с заточкой и зазубринами на внутренней стороне и деревянную ручку.
Учитель: отгадайте следующую загадку. Это тоже полезное ископаемое, которое в избытке находится на территории области.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Предмет № 5 Предполагаемые ответы детей: Глина.
Это горная осадочная порода. Глины относятся к пластическим материалам. Глины набухают в увлажненном состоянии и способны при определенном количестве воды под воздействием внешних сил (например, рук) принимать ту или иную форму, сохранять ее, а после сушки и обжига приобретать камнеподобную структуру. Глины применяют для изготовления посуды, изразцов, игрушек, труб, кирпича, черепицы и т.д. Цвет глины зависит от минералов и органических соединений, которые в ней содержатся. В Белгородской области распространена буро-красная глина. Такой оттенок она имеет из-за примесей железа. А еще, благодаря глине, в нашей области развивалось гончарное ремесло.
Отгадайте, следующую загадку и я покажу вам еще один предмет из чемодана. Огня не страшусь,
воды не боюсь.
На топтале был,
на кружале был,
домой пришел - семью накормил.
Предмет № 6. Предполагаемые ответы детей: глиняный горшок.
Архивариус: Горшок - округлый сосуд для приготовления и хранения пищи, и иных хозяйственных нужд. Глиняная посуда появилась очень давно. Она испокон веков используется многими народами.
Всевозможные горшки, крынки, корчаги, жбаны, миски и чашки были незаменимы в быту крестьян и горожан. Керамическая посуда способна долго сохранять качество пищи: в них хорошо держится тепло или холод, не скисает молоко, не черствеет мучная выпечка. Изделия из глины дешёвы, добротны, но недолговечны, и спрос на них был постоянным. Поэтому гончарство в Белгородском крае было развито почти повсеместно вплоть до начала 20 века.
Учитель: спасибо, уважаемый архивариус, вы рассказали о использовании глиняной посуды в давние времена, а я расскажу, какую роль играли глиняные горшки во время Великой Отечественной войны. Сейчас на территории нашей области действуют 5 кирпичных заводов, эти заводы используют в качестве основного материала глину.
Один из таких заводов «Красная Гвардия» находится в посёлке Бирюч Красногвардейского района Белгородской области. Место для строительства завода «Красная Гвардия» было выбрано неслучайно. Совсем рядом находится месторождение глины. Открыт завод в 2017 году. А во время войны в районе работал Ливенский кирпичный завод, мой прапрадедушка был директором этого завода. Во время войны кирпичные заводы выпускали глиняную посуду для госпиталей, металлической и фарфоровой посуды было мало, её не хватало.
Обратите внимание на слайд. Вы видите фото ветерана войны Ткачева Сергея Васильевича, когда началась война ему было 15 лет, мужчины в селе Ливенка были призваны на фронт, и мальчишки трудились на предприятиях села. Одним из таких предприятий был Ливенский кирпичный завод. Там, кроме основной продукции выпускали ещё и глиняную посуду для госпиталей. Эта-то посуда и спасала жизнь многих семей. Во время войны заработную плату работникам не платили, не то чтобы совсем не платили, работники сами отказывались её получать. В день зарплаты все дружно расписывались в ведомости, а деньги передавали на строительство танков. И чтобы как-то поддержать своих работников, им в конце недели выдавали глиняную посуду. И мальчики-подростки, ходили по окрестным сёлам, носили тяжёлые глиняные горшки и, меняли посуду на любое зерно, стоимость посудины - количество любого зерна или круп, входящих в эту ёмкость. Гречка, рожь, фасоль, горох - все ссыпалось в один тканевый мешок, а дома мать потом готовила из этого вынужденного ассорти еду. И никто не отделял крупы и зерно, и этому были рады. Голодное было время, но никто не роптал, все понимали: так нужно для будущей победы.
Очень трудно сейчас это представить, но так было, дети на своих плечах вынесли все тяготы войны, наравне со взрослыми помогая своей семье и своему народу.
Учитель: А вот следующий предмет из чемодана вам хорошо знаком. Скажите, что это?
Предмет № 7. Предполагаемые ответы детей: это самодельная окопная свеча из жестяной баночки.
Да, вы правы. Так, сложилось, что Белгородская земля снова стоит на защите нашей Родины. И Ваши родители, как и наши далёкие предки, всеми силами помогают фронту. Ваши мамы и бабушки пекут пирожки и вяжут носки для солдат, вы помогаете делать окопные свечи, пишите письма и рисуете поздравления с праздниками для солдат. Я уверена, что пройдёт время и такая окопная свеча тоже будет экспонатом музея.
А теперь отгадайте следующую загадку:
Есть примета у людей —
Чтоб с успехом сладить,
Взять обувку лошадей,
Над дверьми приладить.
Предмет № 8
Предполагаемые ответы детей: подкова.
Архивариус: Испокон веков люди пытались оградить себя от бед и несчастий.
В этот им помогали различные обереги и талисманы. Оберег и талисман призваны приносить удачу, охранять от дурного глаза, оберегать от опасности, болезней, отводить от своего хозяина беды и несчастья. Один из наиболее известных талисманов на удачу - подкова. Найти на дороге подкову - не просто к большой удаче, но ещё и к деньгам. Примета эта идёт из тех времён, когда лошадь была самой большой хозяйской ценностью. Найденную подкову вешают на дверь. Подкова считается одновременно и предметом, отпугивающим злых духов, и символом удачи. Но она не может одновременно выполнять две функции. поэтому, если использовать, как для защиты от злых духов, то надо вешать рогами вниз, а если для удачи и благополучия в доме, то рогами вверх, чтобы была полная чаша. В России вешают рожками вверх, чтоб дом был – полная чаша. Носят подковы на себе, прибивают над входной дверью, вешают на стены и даже на мачты морских и речных судов.
Учитель: А ещё в моем чемодане есть гвозди для подкова лошадей.
Предмет № 9. Такой гвоздь называется Ухналь. Посмотрите на эти музейные предметы, запомните их особенности. Любой оберег выполненный своими руками действует намного сильнее купленного, поскольку он хранит тепло рук и положительную энергетику. Поэтому оберег в виде подковы сегодня мы сделаем своими руками.
Теперь, я надеюсь, с помощью ваших волшебных подков, вы сможете сберечь свой дом от неприятностей. Мы с вами познакомились с самыми распространёнными предметами крестьянского быта. Практически все они исчезли из нашего повседневного обихода, но мы можем погрузиться в прошлое и представить, глядя на экспонаты, что окружало наших предков, и было в их обиходе. Спасибо, ребята за занятие, а теперь фото на память.
Список литературы:
1. Белгородчина в XVII-XVIII веках: атлас карт / Правительство Белгородской области БРОО «Историческое общество «Ратник» (автор-составитель Субботин П.Ю. Белгород: Издательство Сичкаревой Е.В.: ЗАО «Белгородская областная типография», 2013 28 с.: ил. Цв., карт. (Белгородская черта) с.15.
2. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В. Рукотворная краса земли Белгородской: учебно-методическое пособие Часть II. Белгород, 2000.
3. Жиров М.С., Жирова О.Я., Якубенко Л.В. [и др].; ответственный редактор В.В. Горошникова. Традиции и народное творчество Белгородчины. Рыбинск: Медиарост, 2015. -116с.: ил. (Библиотека белгородской семьи).
4. Коннов Ю.В., Попков А.И., Сарапулкин В.А. и др.; ответственный редактор Горошникова В.В. История Белгородчины. – Рыбинск: Медиарост, 2015. -116 с.
5. Пархоменко И.Г. Белгородская губерния (Социально-экономический и историко-культурологический очерк). Белгород. 2002-309 с. Издательство Белгородской ГСХА.