Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Я – гражданин России"

Дата публикации: 2024-01-30 14:20:19
Статью разместил(а):
Юрочкина Татьяна Николаевна

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Я – гражданин России"

Автор: Юрочкина Татьяна Николаевна

МКОУ "КСШ № 2 им. Горького", Каргат

 

Аннотация: Технологическая карта воспитательного мероприятия, которое проводится в форме деловой игры. Мероприятие предназначено для обучающихся начальной школы, соответствует возрастным особенностям младшего школьного возраста (8-11 лет). Деловая игра посвящена Дню Конституции. Здесь представлены различные игры способствующие формированию у обучающихся основ знаний о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России, формированию понимания, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом.

 

Возрастная категория детей

8-11 лет

Цель занятия

Способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России

Задачи занятия

Личностные:

- уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

- закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка;

- вырабатывать навыки коллективной работы, повышение уровня общения, развитие умения высказывать своё мнение;

- развивать способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

- воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию;

- расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.

Метапредметные:

- развитие коммуникативных способностей детей, умение общаться в коллективе; 

связь  с литературой, обществознанием.

Предполагаемый результат

Укрепление представления детей о значении конституции, формирование понимания, что кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права.

Форма проведения занятия

Деловая игра 

Методы воспитания

 Формирования сознания личности, поощрения, игра, этическая беседа.

Оборудование (средства воспитания)

Запись гимна РФ, иллюстрации, карточки. Карточки с названием команд; фото личностей; фломастеры, ручки, цветные карандаши, чемодан с предметами для игры, вазы, бусинки. Стол общий, 2 стола отдельных для команд, на столах у команд Конституция РФ, шляпа с листочками, на которых написаны ситуации.

 

Этапы воспитательного занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность воспитанников

Методы воспитания

 1. Организационный момент. Приветствие

Добрый день! Я рада вас приветствовать на деловой игре.

Цель любой игры?

Задачи каждой игры?

Хочу дополнить нашу игру правилами:

- высказывать свои мысли откровенно и правдиво;

- каждое мнение имеет право на существование;

- никто не спорит, не пытается переубедить кого-то, а просто делится своими мыслями;

- никто насильно не заставляет говорить: высказываются только желающие.  

Приветствие.

Рассуждения детей:

для чего мы проводим эту игру, какие знания мы получим в ходе общения.

Принимать правила игры, слышать друг друга, принимать мнения другого, быть внимательными друг к другу, активными.

Беседа, обмен мнениями

2. Вводная часть.  Определение и сообщение темы игры. 

О чем сегодня наша встреча, наш разговор? Понять это помогут восстановленные фразы.

Работа над пословицами.

Родина краше солнца, дороже золота. Где кто родился, там и пригодился.

Тот герой, кто за Родину горой. Родина мать, умей за неё постоять.

Закону следовать всякому пристойно. Закон не игрушка.

В иные времена куда безопаснее знать свои обязанности, чем права.

Выберите ключевые, основные слова нашей игры.

А где мы можем узнать свои права и обязанности? (назовите книгу)

Слушают учителя, работают с пословицами. Делают вывод.

Выбирают ключевые слова:  Родина, права, обязанности.

В главной книге гражданина РФ Конституции.

Рассуждение, обмен мнениями.

3. Основная часть

Введение в тему. Упражнение Джеффа 

Сегодня мы с вами поговорим о Конституции, а также правах человека и ребёнка. Эти вопросы волновали людей давно. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция – это основной закон нашего государства. День рождения Конституции Российской Федерации – 12 декабря. Праздник, посвящённый Дню Конституции, который отмечаем мы сегодня - это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей стране – России.

Вы видите таблички со словами: «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ» (в разных местах кабинета прикреплены таблички). Предлагаю 30 секунд подумать. Определиться и стать под той надписью, которая соответствует вашему мнению. После того, как вы определись в выборе, желающие ребята могут высказать своё мнение. Главное условие этого упражнения – каждое мнение имеет право на существование: никто не спорит. Если после того, как все выскажутся, кто-то изменит своё мнение – можно перейти в другую группу, желательно, аргументировав свой поступок.

О правах человека.

Ответы детей.

Дети занимают место в соответствии со своим мнением.

Ответы, рассуждения детей.

Объяснение, беседа.

Начало командной игры, объяснение правил.

Конкурс 1 «Символы России».

Конкурс 2 «Найди слова».

Конкурс 3 «Личности».

Конкурс 4 «Правовой сундучок».

Минутка отдыха.  «Поменяемся местами».

Игра на внимание, умение рассуждать, честность.

Конкурс 5 «Отгадай сказку».

Конкурс 6 «Ситуации».

Фразы:

Люди, живущие в России, называются россиянами. 

Город Москва – это столица нашей Родины. 

Конституция – это основной закон государства. 

Оправдывают ли себя физические меры наказания?

Имеет ли право ребёнок не делать домашнее задание?

Имеете ли вы право вместе со взрослыми участвовать в распределении семейного бюджета?

Каждому человеку нужна Конституция?

Сегодня мы проведём турнир знатоков права, в котором вы сможете продемонстрировать свои знания.

Для турнира нам понадобится 2 команды. так, мы представляем команды: первая  команда будет называться: «Закон»,

вторая команда - «Порядок» (на столах ставятся таблички с названием команд). Прошу занять места вокруг столов.

Оценивать ваши ответы будем, используя бусинки. Победит та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов-бусинок.

Учитель: Ребята, какие вы можете назвать символы нашей страны.

Гимн – это главная песня страны. Эта песня звучит на всех главных событиях страны. 

- Итак, начинаем! И первый конкурс посвящается самой главной песне страны. А вы знаете Гимн РФ? Восстанови текст Гимна (по строкам), проговори (слушаем гимн 1 куплет и припев)

 А как ее нужно слушать? Давайте встанем и прослушаем гимн нашей страны. (Дети встают под гимн страны). После прослушивания гимна никто не аплодирует.

Переходим ко 2-ому конкурсу, который потребует от вас не только быстроты реакции, но и внимательности.(3 ручки, листочки с заданием).

Вам необходимо найти и прочитать слова, которые имеют отношение к нашему государству, и составить ещё одно слово из оставшихся букв.

  Команда, закончившая выполнять задание первой, получает 1 балл. 1 балл - за все правильно найденные слова. Дополнительный балл – за последнее слово из оставшихся букв. 

О 

Н 

С 

Т 

И 

Т 

Я 

К 

С 

Ф 

Л 

А 

У 

Ц 

Г 

Е 

Р 

Б 

Г 

Я 

И 

Р 

П 

Г 

С 

Ё 

Л 

С 

Е 

Р 

И 

О 

Р 

И 

Т 

З 

О 

М 

Н 

А 

Ц 

О 

И 

Д 

Е 

Н 

Т 

И 

Л 

Следующий конкурс посвящён людям, которые играли и играют большую роль в жизни нашей Родины, а также области, района, нашей школы.

Вам нужно определить, имена людей на этих фотографиях. Ответы запишите на обратной стороне фотографии.

(ответы даны безошибочно -1 бал)

И мы продолжаем игру. 

Пришло время открыть «Правовой сундучок» (сундучок, предметы)

У меня в руках чемоданчик, здесь находятся предметы, которые имеют отношение к разным правам человека. Вам нужно догадаться, что это за права. Команды по очереди вынимают по одному предмету из сундучка.

За все  правильные ответы – 1 балл.

Предметы из чемоданчика:

1) Свидетельство о рождении.

2) Сердце (предмет той же формы).

3) «Букварь».

4) Домик.

5) Игрушка

6) Аптечка (бинт, вата)

7) Машина (игрушечная)

8) Кукольная сумочка 

9) ЗамОк

10) Микрофон

Молодцы, посмотрим, сколько баллов заработано.

Немного отдохнём: 

- поменяйтесь местами те, кто ценит своих родителей;

-  поменяйтесь местами те, кто ни разу не обижал близких людей;

- поменяйтесь местами те, кто любит свою Родину;

- поменяйтесь местами те, кто знает, с чего начинается Родина;

- поменяйтесь местами те, кто считает, что Гимн должны знать все граждане страны.

Наш следующий конкурс носит название «Отгадай сказку», и он посвящён правонарушениям и мерам ответственности за них.

1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству?  

2. В какой сказке женщина неопределённых лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого птиц? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая? 

3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности?  

4. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами?  

5. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу?  

6. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»?  

7. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»?  

8. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых?  

Задание конкурса «Ситуации» следующее: команды выбирают листочки с записанными на них ситуациями. Игрокам необходимо инсценировать свою ситуацию. Участвуют все игроки. Другая команда должна догадаться, о чём идёт  речь, а затем ответить на вопросы:

- кто является участниками ситуации,

- чьи и какие права были нарушены,

После этого предложить свой вариант решения проблемы.  

Варианты:

1) Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов, она ударила его по голове толстым учебником.

2) Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий. 

Название команд, выставление табличек. Принятие правил.

Дети рассматривают Конституцию, работают над восстановлением строк текста гимна, отвечают, слушают гимн.

Слушают учителя.

Работа детей по карточкам.

Ответы детей:  флаг, герб, гимн, президент, конституция, орёл, столица, Россия. 

Чтение ребёнком стихотворения  о флаге.

Работа с фотографиями, ответы детей, обмен мнениями.

Ответы:

Президент России,

губернатор Новосибирской области, Михалков С.В. – писатель, автор, поэт, создатель текстов гимнов СССР, России, Горький М. - писатель, чьё имя носит наша школа.

Глава администрации Каргатского района, директор школы.

Ответ: право на имя. на любовь и заботу родителей, на образование на жилище, на отдых, на здоровье и медицинскую помощь, право на свободу передвижения и выбора места пребывания, на имущество, на семейную или личную тайну, неприкосновенность частной жизни, жилища, право высказывать своё мнение.

Подводится итог.

Слушают, выбор выполнения действий, обмен мнениями.

Ответы детей.

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин.

«Гуси - Лебеди»

 «Гадкий утёнок»

«Три поросёнка»

«Золушка»

Право на неприкосновенность жилища.

Право на жизнь.

Право на образование

Выбор задания,  обсуждение, выбор ролей, инсценировка ситуаций. 

Объяснение, беседа.

Игра, беседа, поощрение.

Разъяснение, игра, беседа.

4. Заключительная часть. Рефлексия

Дорогие ребята! Мы вспомнили сегодня, что права есть как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что, кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права.

Возьмите в руки микрофон – символ свободы мнения, слова, продолжите фразу:

Я - гражданин РФ потому что….

Ребята, уважайте, соблюдайте закон! До новых встреч! С праздником! Всем спасибо за участие! 

Отвечают на вопросы, зачитывают стихи о Конституции, о правах человека. Рассуждают.

Беседа.

 

Список литературы:

1. Вяземский Е.Е., Сергеев И.С., Зверев А., Следзевский И.В. УМК «Я – гражданин России». – М.: Экзамен, 2009.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 191 с. - (Стандарты второго поколения).

3. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие . М.: Русское слово, 2007.

4. Сборник занятий по воспитанию гражданских качеств у младших школьников. авт. Е.В. Посошенко, Москва «Аркти» 2008.

5. Романовский В.К. Символы российской государственности: Пособие для учителя. – М.: Русское слово, 2002,

6. «Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию» 1-4 классы, авт. О.Е.Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва Москва «Вако» 2008.

7. «Я — гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию» 1–4 классы, авторы О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва. — М.: Вако, 2008. 

 

. . . . .