Программа "Родной край как ведущий фактор в обучении и воспитании учащихся 5-7 классов"
Программа элективного курса "Родной край как ведущий фактор в обучении и воспитании учащихся 5-7 классов"
Автор: Федорова Мария Николаевна
МБОУ «Соловьевская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Васильева» МО «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
Воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота – приоритетная задача в системе образования. Сегодня патриотизм идентифицируется и с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине.
В условиях современной образовательной среды в воспитании патриотизма для школьников важна деятельность педагогов по ознакомлению обучающихся с историей родного края и окружающей природы. Каждый край, поселок по-своему неповторим, отличается своим животным и растительным миром.
Главная цель данного курса – формирование познавательных интересов обучающихся, а также письменных навыков написания сочинения, рефератов и докладов, воспитание будущего гражданина и патриота своей страны, своей малой Родины.
В настоящее время идут процессы глобализации (строение железной дороги, стремительное развитие промышленности и др.). Наши воспитанники к окончанию школы должны быть готовыми к этим переменам, чтобы они были социально зрелыми.
Актуальность данного курса обусловлена развитием познавательных интересов, любовью к русскому языку и к самому процессу умственного труда, когда ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает проблемные вопросы, когда у него появляется чувство гордости за свой родной край, за своих земляков.
Практическая значимость данной программы связана с возможностью использовать ее материалов, полученных при выполнении рефератов и докладов, в помощь старшеклассникам и учителям для оказания помощи в воспитании у учащихся нужных качеств.
Новизной программы является добровольное желание наших учащихся узнать историю своего родного края, их стремление.
Составлению данной программы прослужил тот момент, когда мои ученики спросили меня о том, когда и как появилось наше село. Меня этот вопрос приятно удивил, и я через некоторое время начала собирать литературу и решила составить программу элективного курса.
Для 5 и 6 классов работу я решила проводить в форме мини-сочинения.
Каждому человеку дорого то место, в котором он родился и вырос.
Для меня и моих учеников таким местом является наш родной край, наша малая родина – село Мырыла с его красивейшей горой – Тэйэр Хайа и красавицей – рекой Амга. Наши ученики очень любят свое село и окружающую его природу. Они с малых лет приучены к бережливому отношению к природе, к животным и растениям. Я бы хотела, чтобы они и дальше продолжали свою заботу о ней и не теряли интерес ко всему, что их окружает.
Методологическую основу моей разработки составили труды А.И. Кулаковского «Письмо якутской интеллигенции», труды В.Д. Михайлова, К.Д. Уткина и другие. Из сельских просветителей, «умов» я выделяю Бориса Федоровича Неустроева – Мандар Уус. Он два раза приезжал в наше село и произвел огромное впечатление не только для нас учителей и учащихся, но и всего населения. Особенно для мужчин. Своим спокойным и доброжелательным тоном он рассказал о том, каким должен быть современный саха в условиях глобализации. После его приезда мужчины нашего села изменились в лучшую сторону. Они оживились, в глазах появился блеск, стали активно включиться в повседневную жизнь.
В некоторых занятиях я приглашаю гостей. Например, в этом году в 7 классе я пригласила кавалеров орденов и медалей. Визуальный контакт с гостями очень заинтересовало ребят и повлияло на уважительное отношение к старшему поколению.
В последних занятиях ученики сдают рефераты (доклады), в дальнейшем они будут участвовать в школьном НПК «Васильевские чтения». После проведенного анализа, а также анкетирования и исследовательских работ, лучшие доклады будут рекомендованы в улусном НПК «Шаг в будущее» и в другие улусные и республиканские чтения.
Данная программа поможет учащимся узнать многое о своем родном крае, об известных людях труда и спорта своего наслега (села). Она формирует у учащихся патриотические чувства любви к Родине, научит их понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история и что необходимо уважать традиции и обычаи народа Саха.
Тематика мини-сочинений для 5 класса (10 часов)
№ |
Тематика сочинений |
Коли-чество часов |
Виды деятельности |
1 |
Мой любимый уголок природы |
1ч |
Нарисовать пейзаж мини-сочинение или стихотворение |
2 |
Птицы и звери моего родного края |
1ч |
Мини-сочинение |
3 |
Моя любимая ягода (или растение) |
1ч |
Мини-сочинение/ или стихотворение |
4 |
Мое село в будущем |
1ч |
Мини-сочинение |
5 |
Моя бабушка (или дедушка) |
1ч |
Мини-сочинение |
6 |
Мой родной край |
1ч |
Мини-сочинение |
7 |
Я – капуста, я – морковь, я – помидор и т.д. |
1ч |
Мини-сочинение с рисунком |
8 |
Мое любимое время года |
1ч |
Мини-сочинение |
9 |
Моя родословная |
1ч |
Составление генеалогического древа своей семьи. |
10 |
Итоговое занятие |
1ч |
|
Тематика мини-сочинений для 6 класса (10 часов)
№ |
Тематика сочинений |
Коли-чество часов |
Виды деятельности |
1 |
Лекарственные растения моего края |
1ч |
Мини-сочинение |
2 |
Редкие звери и птицы моего родного края |
1ч |
Мини-сочинение |
3 |
Мое хозяйство |
1ч |
Мини-сочинение |
4 |
Традиции моей семьи |
1ч |
Мини-сочинение |
5 |
Моя мама |
1ч |
Мини-сочинение |
6 |
Мой отец |
1ч |
Мини-сочинение |
7 |
Экскурсия на горе «Тэйэр» |
1ч |
Мини-сочинение |
8 |
Экологический десант во время работы КРК |
1ч |
Мини-сочинение |
9 |
Экологическая работа в летнее время |
1ч |
Мини-сочинение |
10 |
Итоговое занятие |
1ч |
|
Темы рефератов для 7 класса (15 часов)
№ |
Тема рефератов |
Коли-чество часов |
Виды деятельности |
1 |
Известные люди нашего наслега |
1ч |
Рефераты |
2 |
Мастера спорта нашего села |
1ч |
Рефераты |
3 |
Передовики производства |
1ч |
Рефераты |
4 |
Кавалеры орденов и медалей |
1ч |
Рефераты |
5 |
Люди, посвятившие себя науке |
1ч |
Рефераты |
6 |
Никто не забыт, и ничто не забыто |
1ч |
Рефераты |
7 |
Кадровые охотники |
1ч |
Рефераты |
8 |
Победители пятилеток |
1ч |
Рефераты |
9 |
Многодетные семьи |
1ч |
Рефераты |
10 |
«Золотые голоса» наслега |
1ч |
Рефераты |
11 |
Нестор Саввич Соловьев – ревкомовец, чье имя носит наш наслег |
1ч |
Рефераты |
12 |
Учреждения, названные именами известных людей |
1ч |
Рефераты |
13-15 |
Защита рефератов |
3ч |
Рефераты |
Список литературы:
1. Кулаковский А.Е. Якутской интеллигениии / А.Е. Кулаковский; [вступ. ст. Г.П. Башарина]. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1992. — 77 с.: ил.
2. Башарин Г. Кулаковскай суолталаах сурута // Кыым. — 1990. — Олунньу 2 к. – С.3.
3. Сборник трудов Ксенофонт Уткин. Ред.-сост.: К.Е. Гагарина; Редкол.: К.Д. Дьячковский — Якутск: Бичик, 2004
4. Мандар Уус обращается к людям Айыы.
5. И.И Собакин. Мырыла ытык кырдьагастара – Бичик.: Якутск, 2011.
6. М.Н. Сибиряков. Чэппиэдэй Аммата 1917 сылга. Якутск, 2006.
7. М.Н Сибиряков. Мырыла. Бичик, 2007.
8. Н.В. Куманова. Как научиться писать сочинения 6 класс. Издательство М.: Грамотей 2006 год.