Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Программа "Родной край как ведущий фактор в обучении и воспитании учащихся 5-7 классов"

Дата публикации: 2024-02-08 10:47:13
Статью разместил(а):
Федорова Мария Николаевна

Программа элективного курса "Родной край как ведущий фактор в обучении и воспитании учащихся 5-7 классов"

Автор: Федорова Мария Николаевна

МБОУ «Соловьевская средняя общеобразовательная школа имени П.М. Васильева» МО «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

 

Воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота – приоритетная задача в системе образования. Сегодня патриотизм идентифицируется и с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине.

В условиях современной образовательной среды в воспитании патриотизма для школьников важна деятельность педагогов по ознакомлению обучающихся с историей родного края и окружающей природы. Каждый край, поселок по-своему неповторим, отличается своим животным и растительным миром.

Главная цель данного курса – формирование познавательных интересов обучающихся, а также письменных навыков написания сочинения, рефератов и докладов, воспитание будущего гражданина и патриота своей страны, своей малой Родины.

В настоящее время идут процессы глобализации (строение железной дороги, стремительное развитие промышленности и др.). Наши воспитанники к окончанию школы должны быть готовыми к этим переменам, чтобы они были социально зрелыми.

Актуальность данного курса обусловлена развитием познавательных интересов, любовью к русскому языку и к самому процессу умственного труда, когда ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает проблемные вопросы, когда у него появляется чувство гордости за свой родной край, за своих земляков.

Практическая значимость данной программы связана с возможностью использовать ее материалов, полученных при выполнении рефератов и докладов, в помощь старшеклассникам и учителям для оказания помощи в воспитании у учащихся нужных качеств.

Новизной программы является добровольное желание наших учащихся узнать историю своего родного края, их стремление.

Составлению данной программы прослужил тот момент, когда мои ученики спросили меня о том, когда и как появилось наше село. Меня этот вопрос приятно удивил, и я через некоторое время начала собирать литературу и решила составить программу элективного курса.

Для 5 и 6 классов работу я решила проводить в форме мини-сочинения.

Каждому человеку дорого то место, в котором он родился и вырос.

 Для меня и моих учеников таким местом является наш родной край, наша малая родина – село Мырыла с его красивейшей горой – Тэйэр Хайа и красавицей – рекой Амга. Наши ученики очень любят свое село и окружающую его природу. Они с малых лет приучены к бережливому отношению к природе, к животным и растениям. Я бы хотела, чтобы они и дальше продолжали свою заботу о ней и не теряли интерес ко всему, что их окружает.

Методологическую основу моей разработки составили труды А.И. Кулаковского «Письмо якутской интеллигенции», труды В.Д. Михайлова, К.Д. Уткина и другие. Из сельских просветителей, «умов» я выделяю Бориса Федоровича Неустроева – Мандар Уус. Он два раза приезжал в наше село и произвел огромное впечатление не только для нас учителей и учащихся, но и всего населения. Особенно для мужчин. Своим спокойным и доброжелательным тоном он рассказал о том, каким должен быть современный саха в условиях глобализации. После его приезда мужчины нашего села изменились в лучшую сторону. Они оживились, в глазах появился блеск, стали активно включиться в повседневную жизнь.

В некоторых занятиях я приглашаю гостей. Например, в этом году в 7 классе я пригласила кавалеров орденов и медалей. Визуальный контакт с гостями очень заинтересовало ребят и повлияло на уважительное отношение к старшему поколению.

В последних занятиях ученики сдают рефераты (доклады), в дальнейшем они будут участвовать в школьном НПК «Васильевские чтения». После проведенного анализа, а также анкетирования и исследовательских работ, лучшие доклады будут рекомендованы в улусном НПК «Шаг в будущее» и в другие улусные и республиканские чтения.

Данная программа поможет учащимся узнать многое о своем родном крае, об известных людях труда и спорта своего наслега (села). Она формирует у учащихся патриотические чувства любви к Родине, научит их понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история и что необходимо уважать традиции и обычаи народа Саха.

Тематика мини-сочинений для 5 класса (10 часов)

Тематика сочинений

Коли-чество часов

Виды деятельности

1

Мой любимый уголок природы

Нарисовать пейзаж мини-сочинение или стихотворение

2

Птицы и звери моего родного края

Мини-сочинение

3

Моя любимая ягода (или растение)

Мини-сочинение/ или стихотворение

4

Мое село в будущем

Мини-сочинение

5

Моя бабушка (или дедушка)

Мини-сочинение

6

Мой родной край

Мини-сочинение

7

Я – капуста, я – морковь, я – помидор и т.д.

Мини-сочинение с рисунком

8

Мое любимое время года

Мини-сочинение

9

Моя родословная

Составление генеалогического древа своей семьи.

10

Итоговое занятие

 

 

Тематика мини-сочинений для 6 класса (10 часов)

Тематика сочинений

Коли-чество часов

Виды деятельности

1

Лекарственные растения моего края

Мини-сочинение

2

Редкие звери и птицы моего родного края

Мини-сочинение

3

Мое хозяйство

Мини-сочинение

4

Традиции моей семьи

Мини-сочинение

5

Моя мама

Мини-сочинение

6

Мой отец

Мини-сочинение

7

Экскурсия на горе «Тэйэр»

Мини-сочинение

8

Экологический десант во время работы КРК

Мини-сочинение

9

Экологическая работа в летнее время

Мини-сочинение

10

Итоговое занятие

 

 

Темы рефератов для 7 класса (15 часов)

Тема рефератов

Коли-чество часов

Виды деятельности

1

Известные люди нашего наслега

Рефераты

2

Мастера спорта нашего села

Рефераты

3

Передовики производства

Рефераты

4

Кавалеры орденов и медалей

Рефераты

5

Люди, посвятившие себя науке

Рефераты

6

Никто не забыт, и ничто не забыто

Рефераты

7

Кадровые охотники

Рефераты

8

Победители пятилеток

Рефераты

9

Многодетные семьи

Рефераты

10

«Золотые голоса» наслега

Рефераты

11

Нестор Саввич Соловьев – ревкомовец, чье имя носит наш наслег

Рефераты

12

Учреждения, названные именами известных людей

Рефераты

13-15

Защита рефератов

Рефераты

 

Список литературы:

1. Кулаковский А.Е. Якутской интеллигениии / А.Е. Кулаковский; [вступ. ст. Г.П. Башарина]. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1992. — 77 с.: ил.

2. Башарин Г. Кулаковскай суолталаах сурута // Кыым. — 1990. — Олунньу 2 к. – С.3.

3. Сборник трудов Ксенофонт Уткин. Ред.-сост.: К.Е. Гагарина; Редкол.: К.Д. Дьячковский — Якутск: Бичик, 2004

4. Мандар Уус обращается к людям Айыы.

5. И.И Собакин. Мырыла ытык  кырдьагастара – Бичик.: Якутск, 2011.

6. М.Н. Сибиряков. Чэппиэдэй Аммата 1917 сылга. Якутск, 2006.

7. М.Н Сибиряков. Мырыла. Бичик, 2007.

8. Н.В. Куманова. Как научиться писать сочинения 6 класс. Издательство М.: Грамотей 2006 год.

 

. . . . .