Сценарий мероприятия в рамках внеурочной деятельности "Калейдоскоп"
Сценарий мероприятия в рамках внеурочной деятельности "Калейдоскоп"
Автор:Вратновская Ольга Викторовна
МБОУ СОШ № 26 г. Сургута
О люди! Не творите в мире бед!
Едины мы – пути другого нет!
Мы многолики – то природы дар!
Пускай нас не сметет вражды пожар!
Салех Саяди.
В статье 44 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 03.08.2018) говорится о том, что «родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляя воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Концепцией модернизации образования до 2018 г.», «Стратегией модернизации содержания общего образования», «Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2021 гг.», воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования и ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся, на основе отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. К числу первостепенных общеобразовательных задач сегодня должна быть отнесена задача формирования у современного школьника цивилизованного поликультурного сознания. Речь идет о сознании, лишенном крайностей национализма и этноцентризма, сознании, в котором знание, понимание культуры своего народа сочетается со знанием, пониманием и уважением культур других народов.
Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения включают такие компоненты как: мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоциональный. Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимодействие с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения) обозначено, что духовно-нравственные ценности личности формируются в семье. Именно в семье складываются представления о добре и зле, честности и справедливости, ответственности и порядочности, дружбе и долге, духовных ценностях и нравственных поступках. Невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка.
Психолого-педагогические основы коммуникации в данном мероприятии определяются в результате общения, одного из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта. Общение выражается во взаимодействии участников мероприятия и направлено на согласование и объединении усилий с целью достижения общего результата.
Актуальность.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно формировать основу социально ответственного поведения в обществе и семье.
Привлечение родительской общественности к мероприятиям, направленным на формирование толерантных установок, способствует установлению благоприятных межличностных отношений среди детей и подростков.
Новизна методической разработки внеклассного мероприятия заключается в том, что она предлагает современные образовательные технологии, способствующие развитию общения, в процессе которого ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Педагогическая целесообразность. Проведение коллективных творческих дел позволяет реализовать творческий потенциал детей и взрослых, достичь высокой степени взаимопонимания между участниками образовательного процесса, обратить внимание на вопросы воспитания подрастающего поколения.
Образовательная ситуация: знакомство с культурой различных народов, формирование толерантного отношения к взглядам, убеждениям, духовным и эстетическим ценностям различных этнических групп.
Название внеклассного мероприятия: «Калейдоскоп».
Форма проведения: фестиваль национальных культур, мероприятие проводится в форме музыкального праздника с элементами концертных выступлений и конкурсной программы.
Целевая аудитория: учащиеся 2-х классов и родители.
Оборудование:
1) мультимедийная презентация, проектор;
2) фонограммы русских народных песен и детских песен;
3) выставка совместных работ «Мы разные, но мы вместе».
Используемые технологии:
1) игровая технология;
2) здоровьесберегающая технология;
3) обучение в сотрудничестве.
Подготовительная работа
1. Знакомство с флагами других государств и субъектов РФ.
2. Сбор информации для создания генеалогического древа.
3. Беседы, дискуссии: «Все мы разные, но мы друзья», «Все мы живем на одной планете».
4. Изготовление приглашений для гостей.
5. Подготовка выставки рисунков и фотографий «Все мы разные, но мы вместе».
6. Разучивание песен о России, дружбе, гимн РФ.
Механизмы включения родителей в совместную деятельность
1. Составление плана сценария совместного праздника «Калейдоскоп».
2. Оформление зала воздушными шарами.
3. Совместное составление генеалогического древа.
4. Совместная подготовка творческих номеров.
Цель: сохранение, развитие и популяризация национального традиционного культурного наследия народов Российской Федерации, воспитание уважения к национальным культурам и традициям; создание условий для культурного обмена, гармонизации межэтнических отношений.
Задачи:
- формировать толерантные установки учащихся;
- развить исследовательские навыки;
- воспитать музыкальную, сценическую культуру участников, повышать исполнительский уровень, творческое становление младших школьников.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представлений о национальных культурных традициях представителей разных народов.
Метапредметные:
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, а также находить средства её осуществления; понимать причины успеха и неуспеха совместной деятельности.
Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения задания.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: формировать стремление больше знать о своей родине и культуре своего народа.
Ожидаемые результаты:
- осознание социальной ценности толерантности как средства общения личности с личностью, личности и общества, наличие потребности семьи активно участвовать в общественной жизни, что способствует взаимосвязи семьи с другими социальными институтами.
Критерии оценки работы с родителями:
- установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
- приобщение родителей к совместной деятельности с детьми.
Обратная связь: приём «Дерево дружбы» на этапе рефлексии.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
На доске записан эпиграф: «В дружбе народов – единство России!».
Развешены рисунки и фотографии детей на тему: «Мы разные, но мы вместе», к стульям привязаны шары (желтого, синего, красного, белого, зеленого цветов).
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Мы начинаем нашу конкурсную программу «Калейдоскоп». В нашей школе учатся дети 30 национальностей. И для всех нас Россия является Родиной, несмотря на различие национальной культуры, веры, языка и традиций. Все мы – россияне.
Гимн РФ.
Ведущий: Россия — Родина моя! Эти слова могут сказать люди разных наций и народностей, которые живут в России, а таких народов более 100 проживающих на территории нашей Родины. Это русские и украинцы, белорусы и казахи, татары и молдаване; грузины и армяне и еще много, много других и очень разных народов. Все они говорят на разных языках, имеют свои национальные традиции и верят в разных богов, но общее у них и у нас с вами – это любовь к нашей России. Многовековая дружба народов остаётся всегда важным достижением всех россиян!
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой - надел халат.
Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один - кумыс готовит, другой — готовит мёд.
Одним милее осень, другим - милей весна.
А Родина – Россия! У нас у всех одна!
Ведущий: Культура – это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с национальными культурами ребят нашей школы. И пришло время приветствовать их на нашей сцене.
II. Основная часть:
Ведущий: В нашей конкурсной программе участвуют четыре команды:
Семья Костовых!
Семья Мустафаевых!
Семья Гусейновых!
Семья Парасюк!
Встречайте наших конкурсантов!
Под звуки песни «Мы единое целое» на сцену выходят участники.
Ведущий: Ну а так, как это программа конкурсная, то оценивать все выступления будет строгое, но справедливое жюри.
Зам. директора по ВВР –
Библиотекарь ОУ -
Председатель родительского комитета 2-х классов – ...
Конкурсанты под музыку уходят за кулисы.
Ведущий: Различия между народами огромны, разные история, религия, условия жизни, быта, особенности костюма, национальной кухни, традиции и обряды. Готовясь к мероприятию, каждый из вас собирал информацию о культуре своего народа. Вы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом, о чём рассказать нашим гостям! Итак, наш конкурс начинается!
Звучат фанфары.
Ведущий: Первый конкурс - «Национальный костюм».
(Поочередно каждая команда демонстрирует свой национальный костюм и рассказывает о нем, с использованием ИКТ: мини-презентация с видами местности того народа, о котором идет речь.)
Ведущий: Украина – страна задушевных лирических песен, родина Николая Гоголя и Тараса Шевченко. Культура Украины имеет древнейшие корни. Украинцы с уважением хранят историю своих предков, глубоко чтут свои обычаи и традиции. Мы приглашаем на сцену семью Парасюк!
Ведущий: Дагестан – страна поразительной этнической мозаичности. Его еще называют «страной гор, горой языков». Здесь живут более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на своих языках. Дагестан – страна древней и оригинальной культуры. Дагестан – заповедник самобытных художественных промыслов. С национальным костюмом Дагестана, нас познакомит семья Гусейновых!
Ведущий: Татарский народ хранит многовековые традиции. Богатейшее культурное наследие татарского народа создавалось на протяжении многих веков. Приобщиться к этой уникальной культуре нам поможет семья Мустафаевых!
Ведущий: Русская культура богата не только песнями, но и своими танцами, задорными плясками, традициями, праздниками. А какие славные русские обычаи и традиции! Встречать дорогих гостей хлебом-солью, осыпать жениха и невесту в день свадьбы конфетами, хмелем и мелкими монетками – эти традиции живы и по сей день. Встречаем на сцене семью Костовых, которая представят нам народный костюм России!
Ведущий: Мы благодарим наших гостей за самобытные народные костюмы и за интересные рассказы о них! А пока жюри оценивает данный конкурс, я приглашаю на сцену Иванихину Дарью с песней «Россия».
Ведущий: Кем был твой прадед. Кем твой дед? О чем они мечтали?
Каким был скромный их обед? Что в будни надевали?
Каким был род занятий их? К чему они стремились?
Что вызвало дружный смех? И как они женились?
Какие испытания им достались на веку?
Как до Парижа дед дошел в башкирском том полку?
И, если все узнаешь ты, изучишь древний род,-
Полюбишь Родину свою, полюбишь свой народ.
Наш следующий конкурс - «Генеалогическое древо». Ребята, каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева. О каждой семье можно написать целую книгу. Человек рождается, растет, начинает задумываться: кто, я откуда мои корни. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Нам бы хотелось узнать о вашей родословной поближе.
Каждая команда - взрослые и дети рассказывает о своем генеалогическом древе, поясняя, есть ли в их семье предки других национальностей.
Примерные вопросы для семей:
Сколько имён включает в себя ваше генеалогическое древо?
Как долго работали над созданием древа?
Кто вам помогал в составлении вашей родословной?
Что дала вам эта работа?
Ведущий: Мы благодарим наших конкурсантов, за то, что они познакомили нас со своими родственниками. И как выяснилось, почти все семьи многонациональные.
А пока жюри подведет итоги этого конкурса, мы с вами поиграем.
Правила игры
Ведущий напевает строчку из песни, а зал повторяет за ним слова и движения.
- В нашем зале все друзья (в нашем зале все друзья)
- Вы и мы, и ты, и я (вы и мы, и ты, и я)
- Улыбнись тому, кто справа (улыбнись тому, кто справа)
- Улыбнись тому, кто слева (Улыбнись тому, кто слева)
- Мы – одна семья (мы – одна семья).
Первая, вторая и пятая строчки повторяются из куплета в куплет.
Меняется содержание третьей и четвёртой строчки.
Варианты:
- Улыбнись тому, кто справа (улыбнись тому, кто справа)
- Руку дай тому, кто справа (тому, кто слева);
- Ущипни того, кто справа (того, кто слева);
- Обними того, кто справа (того, кто слева);
- Будь здоров тому, кто справа (Здравым будь тому, кто слева);
- Добрый день тому, кто справа (добрый день тому, кто слева)…
- Молодцы, ваши дружные голоса мы услышали, а теперь давайте проверим вашу память. На классных часах все ребята познакомилось с флагами других государств и субъектов РФ. Мы сейчас проверим, какой класс лучше усвоил новую информацию. К вашим стульям привязаны шары, возьмите их в руки. Я буду называть ту или иную страну, а вы должны поднять вверх шары, только того цвета, который присутствует на флаге. Начали! (перечисляются государства и субъекты РФ).
- Я очень рада, что вы так ответственно подошли к подготовке нашего мероприятия и назвали цвета флагов правильно. А мы продолжаем конкурс и следующая номинация - «Народное творчество». Каждая команда приготовила для нас народную песню или танец.
Семья Костовых – русский танец «Кадриль».
Семья Мустафаевых – татарская песня «Кубэлек».
Семья Шариповых – таджикский танец с дутаром.
Семья Парасюк – украинская пеня «Посеяла мати чорнобрывцы».
Заключительная часть:
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, предлагают спеть вместе песню «Я, ты, он, она».
(Минусовка песни. Слова песни на экране.)
Слово жюри. (Жюри объявляет победителей в номинациях: «Самая творческая семья», «Самая веселая семья», «Самая активная семья», «Самая креативная семья». Таким образом, каждая семья-участница конкурса под звон фанфар получает грамоту победителя).
Ведущий: Вот и подошел к концу наш конкурс!
Рефлексия.
В заключение нашего мероприятия, я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о нем следующим образом.
У каждого из вас есть по 2 ленточки: белая – недостаточно получилось, красная – получилось и хотелось продолжения. Завяжите, пожалуйста, одну ленточку к «Дереву дружбы». (Все гости, участники завязывают свои ленточки к дереву для определения удовлетворенности гостей и участников)
Ведущий: Спасибо всем, всем присутствующим! «Дерево дружбы» стало красного цвета! Это очень приятно, значит, мы все не остановимся на достигнутом. Я благодарю всех присутствующих за активное участие. Желаю всем здоровья, счастья, взаимопонимания! До следующей встречи!
Список литературы:
1. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программы родительского всеобуча. Под редакцией Волжаниной О.И. – СПб.: Каро, 2005.
2. Швензель Л.А. Родительское собрание «Моя семья – моя радость»// Классный руководитель – 2000. - №8.
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.
4. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. Социальная педагогика. 2005. - №1. - С. 81 – 83.
5. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы // Классный руководитель, 2005. - №5. - С.102 – 107.