Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сценарий мероприятия в рамках внеурочной деятельности "Калейдоскоп"

Дата публикации: 2024-02-09 10:22:13
Статью разместил(а):
Вратновская Ольга Викторовна

Сценарий мероприятия в рамках внеурочной деятельности "Калейдоскоп"

Автор:Вратновская Ольга Викторовна

МБОУ СОШ № 26 г. Сургута

 

О люди! Не творите  в мире бед!

Едины мы – пути другого нет!

Мы многолики – то природы дар!

Пускай нас не сметет вражды пожар!

Салех Саяди.

 

В статье 44 Федерального  закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 03.08.2018) говорится о том, что «родители (законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляя воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Концепцией модернизации образования до 2018 г.», «Стратегией модернизации содержания общего образования», «Концепцией федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2021 гг.», воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования и ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся, на основе отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. К числу первостепенных общеобразовательных задач сегодня должна быть отнесена задача формирования у современного школьника цивилизованного поликультурного сознания. Речь идет о сознании, лишенном крайностей национализма и этноцентризма, сознании, в котором знание, понимание культуры своего народа сочетается со знанием, пониманием и уважением культур других народов.

Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Эти отношения включают такие компоненты как: мотивационно-ценностный, когнитивный и эмоциональный. Важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимодействие с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы из стен школы вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения) обозначено, что духовно-нравственные ценности личности формируются в семье. Именно в семье складываются представления  о добре и зле, честности и справедливости, ответственности и порядочности, дружбе и долге, духовных ценностях и нравственных поступках. Невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка. 

Психолого-педагогические основы коммуникации в данном мероприятии определяются в результате общения, одного из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта. Общение выражается во взаимодействии  участников мероприятия и  направлено на согласование и объединении  усилий с целью достижения общего результата.

Актуальность.

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно формировать основу социально ответственного поведения в обществе и семье.

Привлечение родительской общественности к мероприятиям, направленным на формирование толерантных установок, способствует установлению благоприятных межличностных отношений среди детей и подростков. 

Новизна методической разработки внеклассного мероприятия заключается в том, что она предлагает современные образовательные технологии, способствующие развитию общения, в процессе которого ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Педагогическая целесообразность. Проведение коллективных творческих дел позволяет реализовать творческий потенциал детей и взрослых, достичь высокой степени взаимопонимания между участниками образовательного процесса, обратить внимание на вопросы воспитания подрастающего поколения.

Образовательная ситуация:  знакомство с культурой различных народов, формирование толерантного отношения к взглядам, убеждениям, духовным и эстетическим ценностям различных этнических групп.

Название внеклассного мероприятия: «Калейдоскоп».

Форма проведения: фестиваль национальных культур, мероприятие проводится в форме музыкального праздника с элементами концертных выступлений и конкурсной программы.

Целевая аудитория: учащиеся 2-х классов и родители.

Оборудование:

1) мультимедийная презентация, проектор;

2) фонограммы русских народных песен и детских песен;

3) выставка совместных работ «Мы разные, но мы вместе».

Используемые технологии:

1) игровая технология;

2) здоровьесберегающая технология;

3) обучение в сотрудничестве.

Подготовительная работа 

1.      Знакомство с флагами других государств и субъектов РФ.

2.      Сбор информации для создания генеалогического древа.

3.      Беседы, дискуссии: «Все мы разные, но мы друзья», «Все мы живем на одной планете».

4.      Изготовление приглашений для гостей.

5.      Подготовка выставки рисунков и фотографий «Все мы разные, но мы вместе».

6.      Разучивание песен о России, дружбе, гимн РФ.

Механизмы включения родителей в совместную деятельность

1.      Составление плана сценария совместного праздника «Калейдоскоп».

2.      Оформление зала воздушными шарами.

3.       Совместное составление генеалогического древа.

4.       Совместная подготовка творческих номеров.

Цель:  сохранение, развитие и популяризация национального традиционного культурного наследия народов Российской Федерации, воспитание уважения к национальным культурам и традициям; создание условий для культурного обмена, гармонизации межэтнических отношений.

Задачи:

- формировать толерантные установки учащихся;

- развить исследовательские навыки;

- воспитать музыкальную, сценическую культуру участников, повышать исполнительский уровень, творческое становление младших школьников.

Планируемые результаты: 

Предметные: формирование представлений о национальных культурных традициях представителей разных народов.

Метапредметные:

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, а также находить средства её осуществления; понимать причины успеха и неуспеха совместной деятельности.

Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения задания. 

Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формировать стремление больше знать о своей родине и культуре своего народа.

Ожидаемые результаты:

- осознание социальной ценности толерантности как средства общения личности с личностью, личности и общества, наличие потребности семьи активно участвовать в общественной жизни, что способствует взаимосвязи семьи с другими социальными институтами.

Критерии оценки работы с родителями:

- установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;

- приобщение родителей к совместной деятельности с детьми.

Обратная связь: приём «Дерево дружбы» на этапе рефлексии.

 

Ход мероприятия 

I. Организационный момент. 

На доске записан эпиграф: «В дружбе народов – единство России!».

Развешены рисунки и фотографии детей на тему: «Мы разные, но мы вместе», к стульям привязаны шары (желтого, синего, красного, белого, зеленого цветов).

Ведущий:  Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем  зале. Мы начинаем нашу конкурсную программу «Калейдоскоп». В нашей школе учатся дети 30 национальностей. И для всех нас Россия является Родиной, несмотря на различие национальной культуры, веры, языка и традиций. Все мы – россияне.

Гимн РФ.

Ведущий: Россия — Родина моя! Эти слова могут сказать люди разных наций и народностей, которые живут в России, а таких народов более 100 проживающих на территории нашей Родины. Это русские и украинцы, белорусы и казахи, татары и молдаване; грузины и армяне и еще много, много других и очень разных народов. Все они говорят на разных языках, имеют свои национальные традиции и верят в разных богов, но общее у них и у нас с вами – это любовь к нашей России.  Многовековая дружба народов остаётся всегда важным достижением всех россиян!

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой - надел халат.

Один - рыбак с рожденья, другой - оленевод.

Один - кумыс готовит,  другой — готовит мёд.

Одним милее осень,  другим - милей весна.

А Родина – Россия!  У нас у всех одна!

Ведущий: Культура – это святыня нации, которую он собирает и сохраняет. Сегодня мы познакомимся с национальными культурами ребят нашей школы. И пришло время приветствовать их на нашей сцене.

II. Основная часть: 

Ведущий: В нашей конкурсной программе  участвуют четыре команды:

Семья Костовых!

Семья Мустафаевых!

Семья Гусейновых!

 Семья Парасюк! 

Встречайте наших конкурсантов!  

Под звуки песни «Мы единое целое» на сцену выходят участники.

Ведущий:  Ну а так, как это программа конкурсная, то оценивать все выступления будет строгое, но справедливое жюри. 

Зам. директора по ВВР –

Библиотекарь ОУ -

Председатель родительского комитета 2-х классов – ...

Конкурсанты под музыку уходят за кулисы.

Ведущий: Различия между народами огромны, разные история, религия, условия жизни, быта, особенности костюма, национальной кухни, традиции и обряды. Готовясь к мероприятию, каждый из вас собирал информацию о культуре своего народа. Вы узнали  много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом, о чём рассказать нашим гостям! Итак, наш конкурс начинается! 

Звучат фанфары.

Ведущий:  Первый конкурс  - «Национальный  костюм».

 (Поочередно каждая команда демонстрирует свой национальный костюм и рассказывает о нем,  с использованием  ИКТ: мини-презентация с видами местности того народа, о котором идет речь.)

Ведущий: Украина – страна задушевных лирических песен, родина Николая Гоголя и Тараса Шевченко. Культура Украины имеет древнейшие корни. Украинцы  с уважением хранят историю своих предков, глубоко чтут свои обычаи и традиции. Мы приглашаем на сцену семью Парасюк!

Ведущий: Дагестан – страна поразительной этнической мозаичности. Его еще называют «страной гор, горой языков». Здесь живут более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на своих языках. Дагестан – страна древней и оригинальной культуры. Дагестан – заповедник самобытных художественных промыслов.  С национальным костюмом Дагестана, нас познакомит семья Гусейновых!

Ведущий: Татарский народ хранит многовековые традиции. Богатейшее  культурное наследие татарского народа создавалось на протяжении многих веков. Приобщиться к этой уникальной культуре нам поможет семья Мустафаевых!

Ведущий: Русская культура богата не только песнями, но и своими танцами, задорными плясками, традициями, праздниками.  А какие славные русские обычаи и традиции!  Встречать дорогих гостей хлебом-солью, осыпать жениха и невесту в день свадьбы конфетами, хмелем и мелкими монетками – эти традиции живы и по сей день. Встречаем на сцене семью Костовых, которая представят нам народный костюм России!

Ведущий: Мы благодарим наших гостей за самобытные народные костюмы и за интересные рассказы о них!  А пока жюри оценивает данный конкурс, я приглашаю на сцену Иванихину Дарью с песней «Россия». 

Ведущий:  Кем был твой прадед. Кем твой дед? О чем они мечтали? 

Каким был скромный их обед? Что в будни надевали? 

Каким был род занятий их? К чему они стремились? 

Что вызвало дружный смех? И как они женились? 

Какие испытания им достались на веку? 

Как до Парижа дед дошел в башкирском том полку? 

И, если все узнаешь  ты, изучишь древний род,- 

Полюбишь Родину свою, полюбишь свой народ. 

Наш следующий конкурс - «Генеалогическое древо». Ребята, каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева. О каждой семье можно написать целую книгу.  Человек рождается, растет, начинает задумываться: кто, я откуда мои корни. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную.  Нам бы хотелось узнать о вашей родословной поближе.

Каждая команда - взрослые и дети рассказывает о своем генеалогическом древе, поясняя, есть ли в их семье предки других национальностей.

Примерные вопросы для семей:

Сколько имён включает в себя ваше генеалогическое древо?  

Как долго работали над созданием древа?  

Кто вам помогал в составлении вашей родословной? 

Что дала вам эта работа?  

Ведущий: Мы благодарим наших конкурсантов, за то, что они познакомили нас со  своими родственниками. И как выяснилось, почти все семьи многонациональные.

А пока жюри подведет итоги этого конкурса, мы с вами поиграем.

Правила игры

Ведущий напевает строчку из песни, а зал повторяет за ним слова и движения.

- В нашем зале все друзья (в нашем зале все друзья)

- Вы и мы, и ты, и я (вы и мы, и ты, и я)

- Улыбнись тому, кто справа (улыбнись тому, кто справа)

- Улыбнись тому, кто слева (Улыбнись тому, кто слева)

- Мы – одна семья (мы – одна семья).

Первая, вторая и пятая строчки повторяются из куплета в куплет.

Меняется содержание третьей и четвёртой строчки.

Варианты:

- Улыбнись тому, кто справа (улыбнись тому, кто справа)

- Руку дай тому, кто справа (тому, кто слева);

- Ущипни того, кто справа (того, кто слева);

- Обними того, кто справа (того, кто слева);

- Будь здоров тому, кто справа (Здравым будь тому, кто слева);

- Добрый день тому, кто справа (добрый день тому, кто слева)…

- Молодцы, ваши дружные голоса мы услышали, а теперь давайте проверим вашу память. На классных часах все ребята познакомилось с флагами других государств и субъектов РФ. Мы сейчас проверим, какой класс лучше усвоил новую информацию. К вашим стульям привязаны шары, возьмите их в руки. Я буду называть ту или иную страну, а вы должны поднять вверх шары, только того цвета, который присутствует на флаге. Начали! (перечисляются государства и субъекты РФ). 

- Я очень рада, что вы так ответственно подошли к подготовке нашего мероприятия и назвали цвета флагов правильно. А мы продолжаем конкурс и следующая номинация  -  «Народное творчество». Каждая команда приготовила для нас народную песню или танец. 

 Семья  Костовых – русский танец «Кадриль».

 Семья Мустафаевых – татарская песня «Кубэлек».

 Семья  Шариповых – таджикский танец с дутаром.

 Семья Парасюк – украинская пеня «Посеяла мати чорнобрывцы».

Заключительная часть:

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, предлагают спеть вместе   песню «Я, ты, он, она».  

(Минусовка песни. Слова песни на экране.)               

Слово жюри. (Жюри объявляет победителей в номинациях: «Самая творческая семья», «Самая веселая семья», «Самая активная семья», «Самая креативная семья». Таким образом, каждая семья-участница конкурса под звон фанфар получает грамоту победителя).

Ведущий: Вот и подошел к концу наш конкурс!  

Рефлексия. 

В заключение нашего мероприятия, я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о нем следующим образом.

У каждого из вас есть по 2 ленточки: белая – недостаточно получилось, красная – получилось и хотелось продолжения. Завяжите, пожалуйста, одну ленточку к «Дереву дружбы». (Все гости, участники завязывают свои ленточки к дереву для определения удовлетворенности гостей и участников)

Ведущий: Спасибо всем, всем присутствующим! «Дерево дружбы» стало красного цвета! Это очень приятно, значит, мы все не остановимся на достигнутом. Я благодарю всех присутствующих за активное участие. Желаю всем здоровья, счастья,  взаимопонимания! До следующей встречи!

 

Список литературы:

1. Педагогическое сопровождение семейного воспитания. Программы родительского всеобуча. Под редакцией Волжаниной О.И. – СПб.: Каро, 2005.

2. Швензель Л.А. Родительское собрание «Моя семья – моя радость»// Классный руководитель – 2000. - №8.

3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – Спб.: Питер, 2011. – 400 с.

4. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. Социальная педагогика. 2005. - №1. - С. 81 – 83.

5. Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы // Классный руководитель, 2005. - №5. - С.102 – 107.

 

. . . . .