Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект логопедического занятия в 5 классе

Дата публикации: 2024-02-10 12:12:28
Статью разместил(а):
Клюсова Татьяна Владимировна

Конспект логопедического занятия в 5 классе "Составление текста из абзацев на основе сказки К.Д. Ушинского "Спор воды с огнем"

Автор: Клюсова Татьяна Владимировна

МОУ "СОШ № 26", г. Вологда

 

Аннотация: Логопедическое занятия «Составление текста из абзацев на основе сказки К.Д. Ушинского «Спор воды с огнем»» рассчитано на учеников 5 классов с нарушениями речи. Форма проведения – индивидуальная или групповая. Данная публикация может быть использована учителями - логопедами других образовательных учреждений.

Ключевые слова: логопедическое занятие, речевое развитие. 

 

Цель: научиться составлять текст из отдельных абзацев.

Образовательные задачи урока:

- формировать умение замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий, определяя правильную последовательность абзацев;

- закреплять умения извлекать из абзаца основную мысль, озаглавливать абзац, передавать основную мысль абзаца своими словами;

- повторить структурные части текста.

Цель развивающая: развивать логическое мышление (умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы и обобщения); воображение, внимание, память, речь.

Цель воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, умение слушать других, уверенно выражать свои мысли.

Оборудование к уроку: ножницы, карточки с картинками, интерактивная доска.

Дидактическое сопровождение: текст со сказкой.

Ход логопедического занятия

1. Актуализация знаний учащихся. Мотивирование к учебной деятельности.
Логопед приветствует учащихся и активизирует речевую деятельность учащихся: спрашивает, как у них дела, как настроение. Загадывает загадки:

Без рук, без ног, а дерево гнёт. (Ветер) 

С горы, сбегая без труда,

Она гремит как гром.

В морозный день она тверда –

Руби хоть топором!

Нагрей ее, и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам:

Зовут ее … (вода).

Светит в небе высоко,
Бьёт лучами далеко,
Дарит: нам всем теплоту,
И животным, и цветку (солнце).

Прослушивание отрывка песни «Солнце, воздух и вода».

Логопед спрашивает учащихся, нужны ли нам солнце, вода, ветер? Для чего? А бывает так, что они приносят нам вред? А что, по-вашему, сильнее – солнце (огонь) или вода? Выслушивает ответы отдельных учащихся.

Дети приветствуют логопеда, вступают во фронтальную беседу, отгадывают загадки, выражают собственное мнение.

2. Целеполагание. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Логопед: про природные явления писали многие авторы Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин, А.С. Пушкин, К.Д. Паустовский, К.Д. Ушинский и многие другие. К.Д. Ушинский – великий педагог и талантливый писатель, с произведение которого я вам предлагаю сегодня познакомиться. Его сказка называется «Спор воды с огнем». Она поможет нам ответить на тот вопрос, который я задала вам ранее.

Выдает учащимся текст сказки с перепутанными абзацами. Просит учащихся бегло познакомиться с текстом К.Д. Ушинского «Спор воды с огнем». Ребята, как Вам сказка? Понятна? Или с ней что-то не так? Что будем делать? Как мы можем это сделать?

Дети: соотносят, что им необходимо узнать, что они могут узнать, и что бы хотели узнать (прочитать сказку, узнать ответ на вопрос «Что сильнее?») Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения (неправильная последовательность абзацев). Формулируют цель урока – составить сказку из перепутанных абзацев. Строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.

Цель и задачи урока выводятся учащимися во взаимодействии с учителем (познакомиться со структурными частями текста, выделить в каждом основную мысль, определить правильную последовательность).

3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Логопед: прежде чем мы начнем работать с текстом, давайте подготовим наш речевой аппарат и выполним артикуляционную гимнастику.

1. Надувание щек поочередно, обеих сразу (капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше).

2. Выпускание воздуха изо рта постепенно (из тучки проливается дождь).

3. «Качели» (капельки капают из тучки на землю).

4. «Змейка» (капельки сливаются в тонкие ручейки, затем образуется широкая река).

5. «Лопатка» (из реки капельки попадают в море).

6. «Чашечка» (из моря капельки попадают в глубокий океан).

7. «Грибок» (подул сильный ветер, и в океане появились высокие волны).

8. «Горка» (в океане капельки катались по высоким волнам).

9. «Оближи верхнюю губу» (над океаном выглянуло яркое солнце). 10. «Качели» (капельки стали легкими и потянулись к маме-тучке).

Логопед проводит дыхательную гимнастику о ветре.

Я - ветер сильный,

Я лечу, лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)!
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть),
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох),
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох),
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)!
Ну, а пока - я тучи разгоняю (круговые движения руками)!
Повторить 3-4 раза.

Дети выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику. 

4. Реализация построенного проекта. Закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Логопед: ребята, вы заметили, что выданный вам текст – несвязный, в нем перепутаны абзацы? Давайте вспомним «Что такое абзац, зачем он нужен в тексте, как выделяется в тексте?» Давайте найдем в тексте абзацы и расстрижем текст, выделяя их.

Организует работу в парах – порассуждайте вместе и постройте правильную последовательность абзацев, напишите в тетради заглавие для каждого отрывка. Проверяет правильность выполнения задания – какой абзац первый? Почему? Прочитайте. Как вы его озаглавили? Какой абзац следующий? Докажите, что этот абзац должен идти после / быть последним? Поставьте себе +, если вы правильно выполнили задание. Оцените свое умение озаглавливать текст.

Дети: отвечают на вопросы, расстригают текст на абзацы (получают 10 отрывков). Работают в парах – составляют текста сказки, придумывают и записывают название каждому абзацу. Читают, отвечают на вопросы, проверяют себя. Высказывают свое мнение – что получается, а что нет и почему, как это исправить.

5. Пауза для снятия умственного напряжения: переключение на физические упражнения. 

Логопед: выдает учащимся су-джок шарики и массажные кольца, рассказывает стихотворение:

Мячик-ёжик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем (катаем между ладошек).

Вверх подбросим и поймаем (можно просто поднять мячик вверх),

И иголки посчитаем (пальчиками одной руки нажимаем на шпики).

Пустим ежика на стол (кладем мячик на стол),

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик),

Потом ручку поменяем (меняем ручку и тоже катаем мячик).

Мы делили апельсин -

Много нас, а он один (сжимать и разжимать кольцо в ладони)!

Эта долька - для чижа (массаж пальцев кольцом, начиная с большого),

Эта долька - для ужа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для моржа,

А для волка кожура (сжимать и разжимать кольцо в ладони)!

Предлагает игру «Угадай, где колечко?» - каждый учащийся по очереди за спиной надевает массажное колечко на какой-нибудь палец, а одноклассник угадывает, на каком пальце колечко.

Выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику, играют.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

Логопед просит учащихся вернуться ко всем задачам и цели урока, сказать, достигли ли их, что было самым трудным. Ребята, так что же все-таки сильнее? Вода или огонь? А может быть ветер? Как вы считаете, для чего Константин Дмитриевич написал эту сказку? Вам она понравилась? О чем заставило задуматься вас это произведение?

Дети: проговаривают еще раз, достигли ли они цели и задач урока, называют свои трудности. Отвечают на вопросы учителя, приходят к выводу, что хвастовство – это глупо, и сказка учит нас, что чью либо силу и значимость следует оценивать по добрым и полезным для общества делам.

7. Выбор домашнего задания. 

Логопед предлагает на выбор домашнее задание:

1) найти пословицы и поговорки, которые подходят к сказке К.Д. Ушинского «Спор воды с огнем»;

2) написать ответ на вопрос – «Какова главная мысль произведения К.Д. Ушинского «Спор воды с огнем»?

3) найти и записать все прилагательные их сказки.

Дети: определяют перспективы домашнего задания. Учащиеся выбирают домашние задания из предложенных логопедом. Запись домашнего задания фиксируется в дневнике учащихся.

 

. . . . .