Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическая разработка "Использование нетрадиционной техники рисования "Эбру"

Дата публикации: 2024-02-11 11:35:45
Статью разместил(а):
Головнина Алина Федоровна

Методическая разработка "Использование нетрадиционной техники рисования "Эбру"

Автор: Головнина Алина Федоровна

ГБОУ города Москвы "Школа № 64"

 

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка посвящена для представления нового подхода к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Основным направлением работы является использование нетрадиционной техники рисования «Эбру». Эта техника позволяет детям развивать свою фантазию, творческое мышление, тактильные навыки и координацию движений.

Методика «Эбру» основана на создании уникальных абстрактных рисунков с использованием красоты и магического характера жидкости. Дети с увлечением наблюдают, как капельки краски распространяются по поверхности воды, создавая удивительные фигуры и узоры. Это помогает детям развивать свое художественное восприятие и воображение.

Работа с техникой «Эбру» требует от детей концентрации внимания и точности движений, что стимулирует развитие их мелкой моторики. Дети учатся контролировать силу и направление движений кисти, а также осознавать взаимосвязь между их действиями и результатом на холсте.

Одной из особенностей методики «Эбру» является ее способность развивать у детей самостоятельность и уверенность в своих возможностях. Каждый рисунок в этой технике уникален и неповторим, что позволяет детям раскрыть свои творческие способности и научиться ценить уникальность своих работ.

В рамках этой методической разработки предлагается проведение различных творческих занятий с использованием техники «Эбру». Дети будут иметь возможность самостоятельно экспериментировать с красками и водой, создавать свои собственные произведения и рассказывать о своих творческих идеях.

Таким образом, методика «Эбру» способствует развитию художественного и эстетического восприятия детей дошкольного возраста, а также развивает их творческие и когнитивные способности. Эта техника рисования станет отличной основой для формирования художественного вкуса и развития творческого потенциала каждого ребенка.

Цель работы:

- Создать методическую разработку, которая позволит педагогам организовать занятия по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием техники «Эбру».

Задачи работы:

1. Изучить принципы и особенности техники рисования «Эбру».

2. Разработать методические рекомендации для педагогов по внедрению техники «Эбру» в работу с детьми дошкольного возраста.

4. Составить планы занятий, включающие технику «Эбру» и другие художественные приемы и материалы.

Краткое содержание методической разработки:

1. Теоретические основы методической работы:

- Особенности техники «Эбру»;

- Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

2. Методические рекомендации по внедрению техники «Эбру» в работу с детьми дошкольного возраста:

- Подготовка материалов и рабочего места;

- Планирование занятий с использованием техники «Эбру»;

- Способы оценивания учеников.

3. Планы занятий:

- Занятие 1: Знакомство с техникой «Эбру»;

- Занятие 2-12: Рисование с использованием техники «Эбру»;

- Занятие 13: Самостоятельная работа;

- Занятие 14-20: Рисование с использованием техники «Эбру»;

- Занятие 21: Итоговое оценивание.

Применение техники Эрбу в образовательном процессе с дошкольниками имеет ряд преимуществ. Во-первых, эта техника позволяет учащимся самостоятельно исследовать окружающую среду и строить собственное понимание и знание. Такой подход развивает их наблюдательность, аналитическое мышление и способность анализировать информацию.

Во-вторых, обучение по технике Эрбу помогает воспитать у детей любознательность и желание узнать больше о мире. Они активно задают вопросы, ищут ответы и учатся участвовать в научных дискуссиях. Все это способствует развитию их коммуникативных и социальных навыков.

В-третьих, техника Эрбу создает условия для интеграции различных предметных областей. Дети изучают окружающую среду, природу, технику, социальные вопросы и многое другое через призму научного исследования. Такой подход позволяет им учитывать взаимосвязь между различными аспектами окружающего мира и понять, какие процессы лежат в его основе.

Конечно, применение техники Эрбу в образовательном процессе с дошкольниками требует от педагогов грамотной организации и поддержки. Необходимо создать условия для проведения исследований, предоставить детям доступ к ресурсам и оборудованию, а также научить их применять научный метод в исследовательском процессе.

Однако, учет всех трудностей применение техники Эрбу помогает сделать образовательный процесс более интересным и запоминающимся для дошкольников. Они становятся активными участниками своего обучения и приобретают навыки, которые помогут им успешно преодолеть дальнейшие образовательные вызовы.

Цели, задачи, планируемые результаты и способы проверки

Цели и задачи методики Эбру в образовательном процессе с дошкольниками могут быть следующими:

1. Развитие творческого потенциала: эта методика способствует развитию творческих навыков у детей. Участвуя в процессе создания узоров и абстрактных картин, дети развивают свою фантазию и способность выражать свои мысли и эмоции через искусство.

2. Развитие мелкой моторики: при выполнении эбру дети используют кисточки и специальные инструменты для создания узоров на воде. Это требует точности и усилий мелкой моторики, что способствует ее развитию.

3. Развитие координации движений: дети, занимающиеся Эбру, учатся контролировать движения своих рук, чтобы создавать желаемые узоры на водной поверхности. Это тренирует координацию глаз и рук.

4. Развитие внимания и концентрации: Эбру требует от детей сосредоточения и внимательности при создании узоров на воде. Это помогает развитию внимания и способности к концентрации.

5. Развитие эстетического восприятия: занятия Эбру позволяют детям ощутить и понять красоту и гармонию форм и цветов. Они учатся анализировать и оценивать произведения искусства, развивая свое эстетическое восприятие.

6. Развитие самовыражения и самореализации: занимаясь Эбру, дети могут выразить свои мысли и чувства, создавая уникальные и оригинальные узоры и картинки. Это помогает им развивать свою индивидуальность и самовыражение.

7. Постепенное развитие техники: методика Эбру предусматривает постепенное обучение и освоение различных техник и способов создания узоров. Это помогает детям развивать свои навыки в области искусства и творчества.

8. Развитие самооценки и уверенности: занимаясь Эбру и создавая красивые произведения искусства, дети приобретают уверенность в своих способностях и развивают положительную самооценку.

Таким образом, методика Эбру в образовательном процессе с дошкольниками способствует развитию творческого потенциала, мелкой моторики, координации движений, внимания и концентрации, эстетического восприятия, самовыражения и самореализации, технических навыков, самооценки и уверенности.

Планируемые результаты во время и после внедрения методики Эбру в образовательном процессе с дошкольниками могут быть следующими:

Во время внедрения методики Эбру:

1. Развитие творческого мышления. Дети будут учиться создавать собственные уникальные узоры и изображения на воде, что способствует развитию их творческого мышления и фантазии.

2. Развитие моторики рук. При работе с инструментами для создания рисунков на воде, дети будут развивать мелкую моторику рук и пальцев, что положительно скажется на их письменных навыках и умении управлять предметами.

3. Улучшение координации движений. В процессе создания рисунков и узоров на воде, дети будут улучшать свою координацию движений, так как им необходимо будет контролировать силу и направление своих движений, чтобы достичь нужного эффекта.

После внедрения методики Эбру:

1. Развитие художественного вкуса: Дети научатся ценить и оценивать эстетическую красоту рисунка на воде, развивая свой художественный вкус и умение видеть и создавать красоту.

2. Улучшение концентрации и внимания: Работа с методикой Эбру требует от детей сосредоточенности и внимания, поскольку они должны контролировать каждое движение, чтобы достичь желаемого результата. Это помогает улучшить их концентрацию и внимание.

3. Развитие саморегуляции эмоций: Создание рисунков на воде может быть процессом, требующим терпения и сосредоточенности. В результате дети будут развивать навыки саморегуляции эмоций, таких как терпение, выдержка и способность сохранять спокойствие во время исполнения творческих задач.

4. Повышение самооценки: Успех в создании красивых узоров и рисунков на воде поможет детям повысить свою самооценку и самоуважение. Они увидят, что способны творить и достигать результатов, что будет способствовать их личностному развитию.

Оценка полученных результатов на занятиях с использованием техники «Эбру» зависит от ряда факторов, таких как собственное восприятие и предпочтения студента, уровень совершенства техники, качество используемых материалов и др.

Оценка результатов может быть выставлена на основе следующих критериев:

- Техническое исполнение: Оценивается навык работы с красками и водой, точность и четкость линий, пропорции и детали.

- Творческий подход: Оценивается оригинальность и креативность в работе, использование нестандартных приемов и идей.

- Цветовое решение: Оценивается гармония и баланс цветов в работе, использование разных оттенков и переходов.

- Видение и композиция: Оценивается способность студента видеть и создавать гармоничные композиции, работать с пространством.

Оценка может быть выставлена в числах, баллах или словесной форме, в зависимости от системы оценивания, принятой в учебном заведении или группе занятий.

Важно отметить, что оценка результатов должна быть объективной и справедливой, а также учитывать индивидуальные особенности каждого студента. Кроме того, результаты могут варьироваться в зависимости от уровня продвинутости студентов и их индивидуального потенциала, поэтому важно учитывать контекст и внешние факторы при оценке результатов.

Актуальность методических рекомендаций занятий с использованием техники «Эбру».

Работа по созданию методических рекомендаций занятий с использованием техники «Эбру» имеет несколько важных и актуальных аспектов:

1) Сохранение и продвижение культурного наследия: Эбру – это древняя традиционная техника рисования на воде, которая развивалась и использовалась в разных культурах на протяжении многих веков. Создание методических рекомендаций помогает сохранить и передать это искусство следующим поколениям.

2) Социализация и развитие навыков: Занятия по технике «Эбру» способствуют развитию творческих и ручных навыков, моторики, координации движений и концентрации внимания. Они также могут способствовать социализации и коммуникации, поскольку включают в себя групповую работу и сотрудничество.

3) Применение в различных сферах: Техника «Эбру» имеет широкий спектр применения, включая искусство, дизайн, рекламу, рукоделие и т.д. Создание методических рекомендаций помогает участникам и преподавателям адаптировать эту технику для различных целей и контекстов, таких как школы, художественные студии, курсы и мастер-классы.

4) Популяризация и коммерческое применение: Эбру становится все более популярной техникой в различных странах, и создание методических рекомендаций поможет еще большему числу людей познакомиться с этой техникой и насладиться ее красотой. Кроме того, создание методических рекомендаций может способствовать коммерческому использованию техники в виде проведения платных занятий, продажи работ и прочего.

5. Развитие творческого мышления: Занятия по технике «Эбру» способствуют развитию творческого мышления и воображения. Создание методических рекомендаций помогает предложить разнообразные и интересные задания и упражнения, которые стимулируют участников к творческому процессу и самовыражению.

Таким образом, создание методических рекомендаций занятий с использованием техники «Эбру» имеет важность и актуальность в плане сохранения культурного наследия, развития навыков и творческого мышления, а также вариативного использования техники в различных сферах и контекстах.

Основная цель данной методической разработки заключается в помощи обучающимся в развитии их творческих способностей через овладение техникой рисования на воде «Эбру».

Ожидаемые результаты и способы проверки

Ожидаемые результаты программы включают в себя усвоение специальной терминологии, понимание различных видов древнего искусства, умение работать с основными художественными материалами и инструментами.

Способы проверки результатов включают три вида:

- Текущая проверка, осуществляемая в процессе обучения для выявления ошибок и успехов в работах обучающихся.

- Промежуточная проверка за полугодие для оценки уровня освоения программы детьми.

- Итоговая проверка в конце учебного года, которая определяет уровень знаний, умений и навыков детей по программе.

Выявление достигнутых результатов осуществляется через тестирование, где проводится устный фронтальный опрос по пройденному материалу и через отчётные просмотры законченных работ.  Отслеживание личностного развития детей осуществляется через наблюдение и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Для проведения итогового контрольного опроса обучающихся по теме: «Технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования «Эбру» можно использовать следующие материалы:

1. Вопросы с выбором одного ответа: Что такое технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста?

а) Игровые методы развития художественных навыков;

b) Набор различных приемов и методов, позволяющих развивать художественный вкус и способности детей;

c) Процессы развития художественного восприятия и выразительности.

Что такое нетрадиционная техника рисования «Эбру»?

a) Техника рисования, при которой используются обычные кисти и краски;

b) Техника рисования, при которой используются ножи и специальная краска;

c) Техника рисования, при которой использование воды и краски создает уникальные узоры и рисунки на поверхности воды.

2. Вопросы с развернутым ответом:

- Какие преимущества имеет использование нетрадиционной техники рисования «Эбру»?

- Какие элементы можно использовать для создания рисунка «Эбру»?

3. Задачи и упражнения:

Распределите следующие утверждения по категориям «Неверно» и «Верно»:

- «Эбру»- традиционная техника рисования;

- «Эбру» - позволяет создавать рисунки на водной поверхности;

- «Эбру» - помогает создавать разные картины;

Завершите предложение: «Эбру» - это техника рисования, основанная на использовании...

4. Практическая часть.

Предложить обучающимся выполнить небольшое задание по созданию рисунка «Эбру» с использованием доступных им материалов. Объяснить технику и попросите их описать процесс работы.

Практические умения и навыки, которыми обучающиеся овладели во время итоговых просмотров на конец учебного года. 

1. Понимание базовых принципов техники эбру:

- Обучающийся демонстрирует понимание основных техник создания орнаментов в технике эбру.

- Понимает принципы подбора и смешивания красок для достижения желаемого эффекта.

2. Навыки работы с красками и инструментами:

- Обучающийся умело использует основные инструменты для нанесения красок при работе в технике эбру.

- Демонстрирует умение контролировать количество краски, используемой при работе.

- Умеет смешивать краски для получения различных оттенков и эффектов.

3. Точность и аккуратность работы:

- Размер и форма создаваемых орнаментов соответствуют задаче и требованиям техники эбру.

- Обучающийся умеет работать аккуратно и точно, избегая необходимости исправления ошибок и повреждения бумаги.

4. Художественное восприятие и творческое мышление:

- Обучающийся способен самостоятельно создавать оригинальные орнаменты в технике эбру, проявляя художественное восприятие и творческое мышление.

- Демонстрирует умение применять различные элементы дизайна и композиции при создании орнаментов.

5. Умение работать в команде и соблюдение правил безопасности:

- Обучающийся эффективно сотрудничает с другими учениками при выполнении заданий в технике эбру.

- Всегда соблюдает правила безопасности при работе с красками и инструментами.

6. Креативность и инновационность:

- Обучающийся проявляет креативные подходы к использованию техники эбру, пробует новые идеи и экспериментирует с различными стилями и материалами.

Общая оценка (процент выполнения оценочного листа):

- Уровень отлично (90-100% выполнения)

- Уровень хорошо (75-89% выполнения)

- Уровень удовлетворительно (50-74% выполнения)

- Уровень неудовлетворительно (менее 50% выполнения)

Тематический план по технике «Эбру»: 

Тема

Задачи

Содержание урока

Часы

Необходимый материал

1

Представление о технике «Эбру»

 Знакомство с основами техники рисования «Эбру»

 

  Изучение материалов и инструментов, необходимых для работы в этой технике

1

Наглядное пособие (готовые картины, необходимый материал для их создания), короткое видео презентация

2

Подготовка рабочего места

Распределение материалов и инструментов

Организация рабочих мест для каждого ребенка

1

Холсты, вода, краски, шприцы/пипетки

3

Морской пейзаж

Работа с основами техники «Эбру» для создания волн и рисунков в стиле «мрамора»  

Использование специальных красителей и инструментов для создания эффекта морской волны

 

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

4

Абстракция

Разработка собственного рисунка и композиции

Применение техники «Эбру» для создания абстрактных форм и линий

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

5

Цветы и растения

 

Применение техники «Эбру» для создания цветочных мотивов  

Работа с различными цветами и формами растений

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

6

Фантастические существа

Рисование фантастических существ с использованием техники «Эбру»  

Использование ярких цветов и необычных форм

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

7

В мире животных

Рисование животных в технике «Эбру»

Подбор соответствующих цветов и форм для каждого животного

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты, короткое видео презентация

8

Наши птицы

Ознакомление с разными видами птиц и их особенностями

Работа с техникой «Эбру» для создания разнообразных птиц

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты, короткое видео презентация

9

Круг, квадрат, овал, треугольник

Изучение разных видов геометрических фигур

Использование техники «Эбру» для создания геометрических фигур  

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

10

Солнце, облака, тучи и гроза

Изучение разных природных явлений

Рисование различных природных явлений с помощью техники «Эбру» (например, гроза, солнце, облака)

2

Готовая работа в качестве наглядного материала, краски, вода, хосты

11

Создание абстрактных фонов

Использование разных цветов и текстур

Работа с различными способами создания абстрактных фонов в технике «Эбру»

2

Готовая работа в качестве наглядного материала, краски, вода, хосты

12

Работа с фигурами людей

Создание разных поз и движений

Рисование фигур людей в технике «Эбру»

2

Готовая работа в качестве наглядного материала, краски, вода, хосты

13

В мире сказок «Колобок»

Подбор соответствующих цветов и форм для каждого персонажа

Работа с техникой «Эбру» для изображения различных сказочных персонажей

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

14

Создание авторского рисунка

Самостоятельное выражение своих идей и идей

Разработка собственного рисунка с использованием техники «Эбру»

2

Краски, вода, хосты

15

Мир теней

Использование различных цветов и форм для создания контраста

Работа с техникой «Эбру» для создания силуэтов и контуров разных предметов и существ   

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

16

Дома и здания

Использование разных форм и линий

Рисование архитектурных сооружений, таких как дома, пирамиды и мосты, с использованием техники «Эбру»

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

17

Предметы вокруг нас

Использование разных цветов и форм

Рисование различных предметов, таких как фрукты, игрушки и мебель, с помощью техники «Эбру»

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

18

На лугу

Применение различных цветов и текстур для создания эффекта пейзажа

Рисование различных пейзажей, таких как горы, леса и океаны, в технике «Эбру»

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

19

Волшебные цвета

Ознакомление с разными цветами и их сочетаниями

Использование фантазийных цветов для создания абстрактных рисунков техникой «Эбру»

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

20

В гостях у сказки

Создание необычных форм и цветов

Рисование сказочных ландшафтов, таких как дома на деревьях, волшебные сады и волшебные реки, с использованием техники «Эбру»   

2

Готовая работа в качестве наглядного примера, краски, вода, хосты

21

Подведение итогов

Обсуждение и оценка выполненного задания

Выполнение рисунка на свободную тему

2

Краски, вода, хосты

 

Методические рекомендации.

Для организации образовательного процесса по технике рисования на воде «Эбру» можно использовать следующие шаги:

1. Подготовка: Определите свойства и особенности техники рисования на воде «Эбру» и изучите материалы, необходимые для работы. Важно также определить цели и задачи образовательного процесса.

2. Развитие теоретических знаний: Проведите вводные лекции или презентации о истории, технике и методах работы с «Эбру». Объясните основные принципы работы с красками на воде и предоставьте учащимся информацию о необходимом оборудовании и материалах.

3. Практические занятия: Организуйте занятия по рисованию на воде «Эбру», где учащиеся будут иметь возможность на практике освоить технику. Начните с демонстрации базовых движений и приемов рисования на воде, затем дайте учащимся возможность самостоятельно попробовать их применить. Предложите различные упражнения и задания с постепенным увеличением сложности.

4. Индивидуальный подход: Учитывайте индивидуальные особенности каждого учащегося и поощряйте их творческие решения. Оказывайте помощь и поддержку при необходимости.

5. Организация практических заданий: Предложите учащимся выполнить практические задания, которые помогут им применить полученные знания и навыки в творческом процессе. Это могут быть создание собственных картин на воде, декоративных предметов и т. д.

6. Обратная связь: Проводите обсуждения и критику работ учащихся, предлагайте рекомендации по улучшению. Отмечайте прогресс каждого учащегося и поощряйте их достижения.

7. Выставка работ: Организуйте выставку работ учащихся, чтобы продемонстрировать результаты их труда и мотивировать их на дальнейшее развитие в технике рисования на воде «Эбру». Пригласите родителей и других учащихся на выставку.

8. Дополнительные возможности: Предложите учащимся посмотреть дополнительные обучающие материалы и видеоуроки, участвовать в мастер-классах или художественных конкурсах по технике рисования на воде «Эбру».

Важно также учесть возрастные особенности учащихся при планировании и проведении занятий и предоставить им возможность саморазвития и самовыражения в творческом процессе.

При выполнении рисунка с использованием техники эбру могут возникнуть следующие сложности: 

1. Непредсказуемость расплывчатых форм. Техника эбру предполагает случайное распределение красок на поверхности, что может привести к непредсказуемым и неуправляемым формам и текстурам.

Путь решения: Для более контролируемого результата можно использовать маскирующую ленту или другие материалы для ограничения области расплывчатости

2. Неравномерная интенсивность цвета. Из-за случайного природного распределения красок, некоторые участки могут быть более яркими или более бледными, чем другие.

Путь решения: Для получения равномерной интенсивности цвета можно использовать плотно связанную бумагу или другие подложки, которые будут поглощать и равномерно распределять краску.

3. Сложность контроля над формой и текстурой. Техника эбру предполагает случайное распределение красок, что может затруднить создание определенной формы или текстуры.

Путь решения: Чтобы иметь более точный контроль над формой и текстурой, можно использовать инструменты, такие как кисти, распылители или другие материалы, чтобы создать нужные эффекты

4. Сложность манипуляции с красками. Эбру включает в себя работу с жидкими красками, которые могут протекать и размазываться.

Путь решения: Для более точного контроля над красками можно использовать медиумы, которые позволяют уплотнить или разбавить краску в зависимости от нужд. Также можно экспериментировать с разными консистенциями краски, чтобы достичь нужного эффекта.

5. Высыхание краски. Краски эбру могут долго сохнуть, и это может исключать возможность вносить корректировки или изменения в работу после ее выполнения.

Путь решения: Перед началом работы стоит продумать план и предварительно определить желаемый результат. Если нужно внести корректировки или изменения, можно попробовать использовать новый лист бумаги или другую поверхность для экспериментов перед переносом их на основной рисунок.

Заключение.

В процессе разработки методических рекомендаций для 21 занятий с детьми в технике эбру были сделаны следующие выводы:

Методические рекомендации являются неотъемлемой частью успешного обучения детей в технике эбру. Они содержат пошаговые инструкции, которые помогают детям освоить основы техники и достичь качественных результатов.

Занятия в технике эбру должны быть структурированными и последовательными. Рекомендации должны предлагать детям определенные задачи и упражнения, которые помогут им прогрессировать от простого к более сложному.

Методические рекомендации должны быть доступными и понятными для детей разных возрастов и уровней подготовки. Они должны содержать примеры, объяснения и иллюстрации, которые помогут детям понять и визуализировать каждый шаг процесса.

Рекомендуется включать в методические рекомендации различные техники и творческие задания, которые помогут детям разнообразить свои проекты. Это может быть использование разных инструментов, комбинирование различных цветов и текстур, эксперименты с разными поверхностями и материалами.

Методические рекомендации должны поощрять детей к самостоятельности и экспериментированию. Необходимо давать детям возможность проявить свою фантазию и творческий потенциал, стимулировать их находить собственные решения и подходы.

Важно не забывать о безопасности детей во время занятий. Методические рекомендации должны содержать указания по правильному использованию материалов и инструментов, а также предупреждать о возможных опасностях и способах их предотвращения.

Итак, разработка методических рекомендаций для занятий с детьми в технике эбру позволяет создать структурированную и целенаправленную программу обучения, которая поможет детям освоить эту технику и развить свои творческие навыки.

 

Литература:

1. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань: Бук, 2016. С. 62-65.

2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб.: КАРО, 2010.

3. Башкирова Е.Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 85-90.

4. Исханов С.В. Система диагностико-корррекционной работы с аутичными дошкольниками. Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС». 208 с.

5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозайка-Синтез, 2006. 64 с.

6. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.:ТЦ Сфера, 2011. 128 с.

7. Медведева Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова и др. М. Академия, 2001.

 

. . . . .