Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Дидактическая игра "Времена года"

Дата публикации: 2024-02-21 07:57:44
Статью разместил(а):
Кулеш Людмила Петровна

Дидактическая игра "Времена года"

Автор: Кулеш Людмила Петровна

МКОУ Марьвская СОШ Ольховатского муниципального района Воронежской области

 

Аннотация: В ходе дидактической игры на основе простой и емкой наглядности дети 7-9 лет получают знания по основам общей фенологии, которая изучает сезонную периодичность как единый процесс, охватывающий  природу во всем ее разнообразии и сложности.

 

В игровой набор входят:

1. Игровой держатель-подставка с карточками-феноиндикаторами «Весна» - 1 шт.

2. Игровой держатель-подставка с карточками-феноиндикаторами «Лето» - 1 шт.

3. Игровой держатель-подставка с карточками-феноиндикаторами «Осень-Зима» - 1 шт.

4. Таблицы с описанием феноиндикаторов по временам года – 4 шт.

5. Набор цветных маркеров 14 оттенков – по 10-15 шт.каждого оттенка.

6. Пояснение к дидактической игре – 1шт.

Цель: популяризация естественнонаучных знаний и развитие у школьников 7-9 лет интереса к фенологическим наблюдениям; формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в школьном возрасте.  

Задачи:

- формирование у школьников научного представления о явлениях и процессах в живой природе;

- развитие умений по применению полученной информации в повседневной жизни;

- расширение у дошкольников биологического кругозора; повышение общего уровня образованности и культуры.

При использовании дидактической игры необходимо следовать определённым педагогическим принципам:

- опираться на уже имеющиеся у детей знания, полученные, как правило, путём непосредственного восприятия;

- следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям; усложнение дидактической задачи идёт по принципу "от простого к сложному;

- поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

- постепенно усложнять игровые действия;

- конкретно и чётко объяснять правила.

Основные понятия фенологии, с которыми знакомятся дети в процессе дидактической игры.

Фенология – наука о сезонном развитии природы, обусловленном сменой времен года. Она изучает и регистрирует сроки наступления сезонных изменений, зависящих от условий погоды: прилет и отлет птиц, пробуждение зимовавших насекомых, цветение растений и т.д.

Фенологические фазы - определенный этап, стадия или период в развитии объекта,  четко проявляющиеся, легко и точно наблюдаемые, не требующие для регистрации специальной аппаратуры.

Примерами сезонных явлений в неживой природе служат:

· в атмосфере первые и последние заморозки, повредившие теплолюбивые растения; первые и последние снегопады;

· первый морозный день - лед на лужах в тени днем не оттаял; первая и последняя гроза;

· в гидросфере - озера и пруды: замерзание осенью и вскрытие весной; полное очищение реки ото льда;

· на поверхности почвы - установление и разрушение снежного покрова, отдельно - на открытых местах, в лесу, в оврагах; заморозки перед установлением снежного покрова и после.

Фенологические даты – календарные даты наступления сезонного явления в данном географическом пункте.

Установление фенодаты скачкообразно проявляющегося сезонного явления не представляет труда для наблюдений детей.

Фенологический индикатор - сезонное явление, наступление которого используется в качестве указателя вероятного срока наступления другого или других сезонных явлений. Обычно для индикационных целей отбираются явления, которые легко поддаются наблюдению, и срок наступления которых определяется с высокой точностью. 

Подсезоны – характерные периоды, ограниченные рубежными явлениями живой природы.

Пояснение к дидактической игре «Времена года».

Детям предоставляется возможность регистрировать время  наступления различных изменений  в мире природы с помощью цветных маркеров разного оттенка, которые крепятся на липучке над изображением феноиндикатора.

Кроме того, использование цветных маркеров  позволяет расширить спектр вариантов дидактической игры.

Соответствие цветных маркеров подсезонам года:

Весна

1 подсезон

снеготаяние

бледно-зеленый

2  подсезон

оживление весны

ярко-зеленый

3  подсезон

разгар весны

Зеленый

4  подсезон

предлетье

темно-зеленый

Лето

1  подсезон

начало лето

Розовый

2  подсезон

полное лето

Красный

3  подсезон

спад лета

коралловый

Осень

1  подсезон

начало осени

бледно-желтый

2  подсезон

золотая осень

Желтый

3 подсезон

глубокая осень

оранжевый

4  подсезон

предзимье

коричневый

Зима

1  подсезон

первозимье

бледно-голубой

2  подсезон

коренная зима

Голубой

3  подсезон

перелом зимы

Синий

Пример: Появление мать-и-мачехи соответствует 2 подсезону весны – соответственно, над феноиндикатором «мать-и мачеха» появится маркер ярко-зеленого цвета.

Не все явления, происходящие в природе, возможно примечать в городских условиях, поэтому некоторые маркеры появятся не в ходе непосредственных наблюдений детей, а на основе ранее полученных знаний. Так, в процессе занятий, бесед, чтения дети знают, что медведи, ежи залегают в спячку в конце осени, поэтому над феноиндикатором «медведь, барсук, еж» появится маркер оранжевого цвета, соответствующий глубокой осени.

Варианты дидактической игры:

«Найди, что назову»

Дидактическая  задача: найти карточку по слову-названию.

Игровое действие: поиск названной карточки.

Правило: найти карточку, повторить слово-название.

Ход игры: педагог предлагает одному из детей найти карточку, соответствующую природному явлению одного из времен года, называет ее. Ребенок находит карточку по названию и выставляет ее на подставке-держателе. Озвучивает карточку.

Усложнение: дети могут  играть самостоятельно  после того, как запомнят условные обозначения феноиндикаторов.

«Найдите верно»

Дидактическая  задача: найти карточку по слову-названию.

Игровое действие: поиск названной карточки.

Правило: найти карточку, повторить слово-название.

Ход игры: педагог предлагает детям найти карточки, соответствующие  феноиндикатору одного из времен года, повторить ее название, выставить на подставку-держатель. После этого учитель уточняет, что дети могут рассказать о данном времени года. Дети составляют последовательный рассказ с опорой на карточки-подсказки.

Усложнение: дети могут  играть самостоятельно  после того, как запомнят условные обозначения феноиндикаторов. 

«Четыре в ряд»

Дидактическая задача: найти несколько карточек-феноиндикаторов, относящихся к заданному сезону.

Игровая  задача: подобрать  карточки-феноиндикатора.

Правила игры: дать обоснование своему выбору.

Игровые действия: одному ребенку предлагается выставить на подставке-держателе несколько карточек – феноиндикаторов, относящихся к заданному сезону. Доказать, что карточки подобраны верно, рассказав о сезонных явлениях, происходящих в данное время года.

«Кто больше»

Дидактическая задача: найти карточки-феноиндикаторы подсезона.

Игровая задача: подобрать карточки-феноиндикаторы подсезона.

Правила игры: карточки-феноиндикаторы не должны повторяться.

Игровые действия: ребенку предлагается подобрать все варианты карточек-индикаторов подсезона, выставить из на подставке-держателе, рассказать об изменениях в природном и животном мире, происходящих в данный подсезон.

Усложнение: в игре могут принимать участие несколько детей. Правило: надо быть внимательным, чтобы не повторить ответ товарища.

«Найди, о чем расскажу», «Кто отгадает»

Дидактическая задача: найти карточки по заданному описанию.

Игровое действие: поиск карточек по описанию.

Правило: последовательно выставить найденные карточки на подставке-держателе.

Ход игры: учитель последовательно описывает феноиндикаторы разных подсезонов. Ребенок должен найти соответствующие карточки и выставить их на подставке-держателе.

Усложнение: дети могут играть в игру самостоятельно, в парах и микрогруппах,  давая друг другу задания.

«Что сначала, что потом», «Когда это бывает» 

Дидактическая задача: выставить карточки – феноиндикаторы подсезонов в соответствии с заданным фенологическим сезоном года; составить последовательный рассказ на основе выставленных карточек.

Игровое действие: поиск карточек – феноиндикаторов подсезонов.

Правило: правильно выстроить цепочку феноиндикаторов подсезонов.

Ход игры: ребенку предлагается выставить на подставка-держателе  карточки-феноиндикаторы подсезонов в соответствии с заданным фенологическим сезоном года таким образом, чтобы первой шла карточка соответствующая первому подсезону заданного времени года, второй – карточка соответствующая второму подсезону заданного времени года и т.д. После того, как все карточки выставлены, ребенок на основе выставленных карточек должен составить последовательный рассказ об изменениях, происходящих в данное время года.

Усложнение:

1. Возможно выставлять карточки, относящиеся только к: растительному миру, к  миру животных, к погодным изменениям.

2. Дети могут играть в игру самостоятельно, в парах и микрогруппах,  придумывая задания друг другу.

«Найди ошибку» 

Дидактическая задача: найти карточку-феноиндикатор, не соответствующий заданному условию.

Игровое действие: поиск лишней карточки.

Правило: обдумать свое решение прежде, чем дать ответ.

Ход игры: ребенку предлагается внимательно посмотреть на выставленные карточки-индикаторы; определить к какому подсезону они относятся и исключить ту, которая осталась в меньшинстве. Обосновать свой выбор.

Усложнение: дети могут самостоятельно играть в эту игру – парами, микрогруппами. Один ребенок берет на себя роль ведущего или дети выполняют эту роль по очереди.

 

Список литературы:

1. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2013.

2. Газина О. Играя, изучаем природу. // Дошкольное воспитание, 1995г., № 7.

3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., Просвещение, 1981г.

4. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. / Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Минск, Асар, 1996г.

5. Николаева С.Н. Место игры а экологическом воспитании дошкольников / Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М., Новая школа, 1997г.

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. – М., Просвещение 1982г.

 

. . . . .