Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Дата публикации: 2024-02-21 13:04:01
Статью разместил(а):
Грищенко Алена Игоревна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Автор: Грищенко Алена Игоревна

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы: объем, содержание, планируемые результаты.

Рабочая программа внеурочного курса «Волшебная кисточка» имеет художественную направленность, реализуется на базе МКОУ Новокузьминская ООШ, направлена на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия. 

Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет художественно-продуктивная, в т.ч. изобразительная, деятельность. Одним из эффективных методов раскрытия творческого потенциала и обучения навыкам рисования является метод правополушарного рисования.

Актуальность программы заключается в правополушарном рисовании – спонтанном, интуитивном, где нет чётких правил – человек, рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции. Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии – оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения, развивается креативное мышление – способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи. Современному обществу требуются творческие люди, которые с легкостью выходят из сложных ситуаций и мыслят креативно. Правополушарная живопись позволяет детям преодолеть страхи, справиться со своими негативными установками и начать рисовать. Те, кто начинают творить в технике правополушарной живописи, позже с лёгкостью осваивают написание картин маслом. Справятся все без исключения!

Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и научиться видеть – развивается навык, необходимый каждому художнику. Ученики начинают замечать разнообразие оттенков окружающих объектов (листвы, неба и др.), обращают внимание на причудливые формы (деревьев и др.) – начинают смотреть на мир другими глазами! Правополушарная живопись – современное, интересное, полезное и очень востребованное направление творчества, доступное каждому!

Отличительной особенностью является использование упражнений, направленных на развитие навыков восприятия и обеспечивающих хотя бы частичное переключение на правое полушарие головного мозга, что благоприятно влияет на процесс образования в целом. Освобождая даже малую часть учебного дня от заданий (вербальных, логических) активизирующих работу левого полушария и предполагающих постоянную обработку вербальной информации, мы даем обучающимся возможность расслабиться, «побыть в тишине и спокойствии», отдохнуть от непрестанного словесного напряжения и необходимости соперничать со сверстниками в глубине и точности знаний.

Данная программа педагогически целесообразна, так как в процессе реализации данной программы учащиеся не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать). Учащиеся вооружаются одним из доступных  и приятных   для них способов снятия эмоционального напряжения.

Возраст учащихся по программе 8 - 10 лет.

Программа рассчитана на 1 года обучения. Количество учебных недель в году – 34. Общий объём программы обучения составляет 68 учебных часов.

Уровень освоения программы Программа имеет стартовый уровень. Формы обучения и организации занятий.

Форма обучения – очная, с возможностью применения дистанционных образовательных технологий.

При проведении учебных занятий используется индивидуальная форма организации обучения: теоретические, практические.

Форма обучения – очная.

Основная форма организации обучения – учебное занятие.

Формы организации учебной деятельности: теоретические и практические занятия.

Формы занятий: тематические, игровые занятия, практическое занятие, комбинированное занятие.

Типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений, комбинированные занятия, контрольно- проверочные занятия.

В основе программы лежат практические занятия. Разные типы и формы занятий создают условия для развития познавательной активности, повышения интереса учащихся к обучению.

При проведении учебных занятий используется индивидуальная форма организации познавательной деятельности на учебном занятии.

Режим организации занятий и продолжительность занятий

Занятия с учащимися организуются 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.

Для снятия психологических и физических нагрузок периодически проводятся физкультминутки, соблюдается режим смены разнообразных видов деятельности.

Последовательность тем, количество и форма организации занятий может меняться по усмотрению педагога.

Занятия построены с соблюдением оптимального двигательного режима с чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель программы: развитие творческих изобразительных способностей детей путем овладения приёмами правополушарного рисования.

Задачи:

Образовательные:

- формировать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, способность воспринимать эстетику природных объектов;

- формировать опыт создания художественных образов в жанре живопись;

- формировать опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности;

- развивать визуально-пространственное мышление как форму эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Развивающие:

- развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;

- развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, определять наиболее эффективные способы их достижения;

- формировать навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.

Воспитательные:

- воспитывать умение видеть и понимать красоту окружающего мира во всем ее многообразии – от красоты природы до красоты повседневных, бытовых объектов;

- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

- воспитывать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

- формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Содержание программы:

Учебный план 1 год обучения:

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение

Введение в мир правополушарного рисования

28

21

Интуитивная живопись

38

10

28

ВСЕГО:

68

19

49

 

Учебно-тематический план программы 1 год обучения:

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение (2ч.)

1.1

Вводное занятие.

1

1

Педагогическое наблюдение, опрос

1.2

Мир               правополушарного рисования

1

1

Педагогическое наблюдение, опрос

2.

Введение в мир правополушарного рисования (28ч.)

2.1

Воспоминания о лете

8

2

6

Опрос, творческая работа

2.2

Краски осени

12

3

9

Опрос, творческая работа

2.3

Зимняя сказка

8

2

6

Опрос, творческая работа

3

Интуитивная живопись  (38ч.)

3.1

Виды фонов в правополушарном рисовании

2

1

1

Опрос, творческая работа

3.2

Как прекрасен этот мир, посмотри!

12

3

9

Опрос, творческая работа

3.3

Весна – красна

16

4

12

Опрос, творческая работа

3.4

Это – Родина моя

8

2

6

Опрос, творческая работа.

Выставка творческих работ

ВСЕГО:

68

19

49

 

 

Содержание программы 1 год обучения.

Раздел 1. Введение.

Тема 1.1. Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях.

Тема 1.2. Мир правополушарного рисования.

Теория: Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с образовательной программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования.

Раздел 2. Введение в мир правополушарного рисования.

Тема 2.1. Воспоминания о лете.

Теория: Грунтование. Правильная компоновка рисунка на листе. Теплая цветовая гамма. Холодная цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Радужный фон. Передний и дальний планы. Свет и тень. Блики. Формирование чувства композиции и ритма. Пейзаж.

Практика: Выполнение рисунков гуашью. Создание грунтовочного слоя; выполнение горизонтального фона с помощью губки; выполнение радужного фона с помощью кисти; работа с дальним и передним планами с помощью кисти и пальцев.

Тема 2.2. Краски осени.

Теория: Композиция. Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Вертикальный фон. Круговой фон. Сочетание цветов. Передний и дальний планы. Тень. Техника набрызга. Контур. Контраст.

Практика: Выполнение рисунков гуашью. Создание грунтовочного слоя; выполнение горизонтального фона с помощью губки; выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев; работа с дальним и передним планами с помощью кисти и пальцев, набрызг; работа с передним планом с помощью кисти методом переворачивания листа и ватных палочек.

Тема 2.3. Зимняя сказка.

Теория: Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой, диагональный радужный и горизонтальный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.

Практика: Выполнение рисунков гуашью. Создание грунтовочного слоя; выполнение радужного и горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев; работа с передним планом с помощью кисти, ватных палочек, набрызг; наложение бликов и тени пальцами.

Раздел 3. Интуитивная живопись Тема 3.1. Виды фонов в правополушарном рисовании.

Теория: Грунтовка. Фон: вертикальный, горизонтальный, диагональный, радужный, круговой. Теплее и холодные цвета.

Практика: Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизонтальный, диагональный, радужный и круговой фоны в теплой и холодной цветовых гаммах.

Тема 3.2. Как прекрасен этот мир, посмотри!

Теория: Пейзаж. Сюжет. Композиция. Теплая и холодная цветовая гамма. Контраст. Круговой фон. Тени и   блики.   Тычкование. Детализация. Техника отпечатывания. Техника набрызга. Цветовые переходы.

Практика: Выполнение рисунков гуашью. Рисование смятой бумагой. Рисование отпечатками. Создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью пальцев, набрызг и тычкование; работа с передним планом с помощью кисти; тычкование ватными палочками; прорисовка теней и света пальцами; работа с фигурами – от общего к частному, от целого к детализации.

Тема 3.3. Весна – красна.

Теория: Сюжет. Пейзаж. Композиция. Линия горизонта. Горизонтальный фон. Теплая и холодная цветовая гамма. Цветовые переходы. Сочетание цветов. Вертикальный фон. Радужный фон. Свет, тень, отражение, блики. Набрызг. Тычкование. Отпечатывание. Детализация.

Практика: Выполнение рисунков гуашью. Создание грунтовочного слоя; выполнение радужного фона с помощью пальцев, тычкование; выполнение вертикального фона с помощью губки; выполнение кругового фона с помощью пальцев; работа с дальним планом в технике отпечатывания и передним планом с помощью кисти, пальцами и ватными палочками.

Тема 3.4. Это – Родина моя.

Теория: Пейзаж. Натюрморт. Контраст. Ситуэт. Свет и тень. Горизонтальный, диагональный и круговой фоны. Отпечатывание. Дальний и передний планы.

Практика: Выполнение рисунков гуашью. Создание грунтовочного слоя; выполнение горизонтального и диагонального фона кистью; работа с дальним и передним планом с помощью кисти; использование техник отпечатывания и тычкования; прорисовывание кистью силуэтов.

3. Планируемые результаты: Учащиеся, прошедшие курс по программе «Волшебная кисточка» (правополушарное рисование) 1 года обучения

Знают:

- основные понятия, термины области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, живопись, композиция, эскиз, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст);

- основы цветоведения;

- основные и дополнительные цвета;

- цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);

- контрасты форм;

- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

- гармонию цвета;

- русские сказки, географические понятия, азы астрономии, природу родного края и др.

Умеют:

- смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

- соблюдать последовательность в работе;

- владеть основами перспективы основами цветоведения;

- правильно расположить предмет на листе;

- самостоятельно разбираться в этапах своей работы;

- работать в технике правополушарного рисования.

Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения программы Предметные результаты

· знание основных понятий, терминов области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, живопись, композиция, эскиз, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, свет, тень, полутень, блик, основные цвета, дополнительные цвета, оттенок, контраст); 

· знание основ цветоведения; 

· знание основных и дополнительных цветов; 

· знание цветовой гаммы красок (теплые, холодные цвета); 

· знание контрастых форм; 

· азы воздушной перспективы (дальше, ближе). 

Метапредметные результаты

· смешивать краски на палитре, получая нужные цветовые оттенки; 

· соблюдать последовательность в работе; 

· владеть основами перспективы основами цветоведения; 

· правильно расположить предмет на листе; 

· самостоятельно разбираться в этапах своей работы; 

· работать в технике правополушарного рисования.

Личностные результаты

· грамотное оценивание своей работы, поиск ее достоинств и недостатков; 

· работа самостоятельно и в коллективе; 

· организация и содержание в порядке своего рабочего места; 

· проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

 

Раздел 2. Комплекс  организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации.

2.1.   Календарный учебный график

Начало учебного года – 15 сентября. Окончание учебного года – 31 августа.

 

п/п

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Количество учебных дней

 

Первый

34

34

1 раз в неделю по 2 часа

34

 

Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы.

Для успешной реализации программы «Волшебная кисточка» (правополушарное рисование) необходимы следующие материально-технические условия:

- учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарно- гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно- воспитательного процесса;

- стол для педагога – 1 шт;

- стул – 1 шт;

- стол ученический двухместный – 10 шт;

- стул ученический, регулируемый по высоте – 20 шт;

- компьютер – 1 шт;

- проектор – 1 шт;

- экран – 1 шт;

- материалы и инструменты, необходимые для выполнения творческих работ:

- кисти – 5 шт, (синтетика, круглая: № 1, № 2, № 4, № 6; плоская № 10);

- бумага для гуаши и акварели формат А4 – 20 листов;

- бумага для гуаши и акварели формат А3 – 20 листов;

- гуашь «Луч», «Классика» (12 цветов);

- белила титановые – 500 мл;

-   ватные палочки – 20 упаковок;

-   влажные салфетки;

-   малярный скотч – 2 шт;

-   пластиковая палитра – 20 шт.

Для успешной реализации программы разработан учебно- методический комплекс, который включает: календарный учебный график, методические материалы по организации образовательной деятельности, электронные учебные материалы, дидактические разработки, контрольно- оценочные материалы, нормативно-правовое обеспечение.

2.3. Формы аттестации / контроля.

Используются итоговый и текущий контроль. Текущий контроль осуществляется по средством наблюдения за деятельностью учащихся на каждом занятии, за качеством выполнения практических работ, контрольных заданий и пр.

Итоговый контроль включает в водную, промежуточную, итоговую диагностику:

· Вводная диагностика – определение начального уровня подготовки учащихся, имеющихся у них знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью.

· Промежуточная диагностика – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности учащихся; проводится в форме наблюдений на практических и контрольных занятиях.

· Итоговая диагностика проводится по завершению программы в конце учебного года. Форма проведения итоговой диагностики – отчетный концерт (очно \ дистанционно)

При подведении итогов реализации программы заполняется индивидуальная диагностическая карта, в которой отслеживается качество освоения программы каждым учащимся.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, открытое занятие, презентация портфолио, выставка лучших работ.

2.4.   Оценочные материалы.

Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и способы отслеживания результатов:

· Входной контроль (опрос);

· Текущий контроль (контрольный опрос, практическое задание);

· Итоговый контроль (контрольный опрос, практическое задание).

Диагностика результатов деятельности проводится на различных этапах усвоения материала. В процессе обучения применяются универсальные способы отслеживания результатов: тестирование, анализ выполнения практических заданий, опрос, тестирование.

2.5. Методические материалы.

Форма обучения – очная, с возможностью применения дистанционных технологий.

Данная программа объединяет и включает в себя многообразие методов и приёмов и на практике они могут быть реализованы в комплексе:

- словесные: рассказ, объяснение, беседа, литературное слово;

- наглядные: в процессе обучения используются наглядные пособия, настольные игры, что помогает освоению учебного материала. Просмотр видеофильмов и презентаций делает обучение более информативным и интересным, расширяет кругозор учащихся, как на предметном, так и межпредметном уровне.

- практические: в процессе обучения учащиеся выполняют практические задания по каждому из разделов и тем программы, играют в сюжетно - ролевые игры, участвуют в мероприятиях.

- здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности, регулирование соотношения теоретического и практического материалов, динамические паузы, физминутки).

Алгоритм учебного занятия.

- Подготовительный этап – организационный момент. Подготовка учащихся к работе на занятии. Выявление пробелов и их коррекция. Проверка (практического задания).

- Основной этап - подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (вопросы). Усвоение новых знаний и способов действий (использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей). Применение пробных практических заданий, которые дети выполняют самостоятельно. Практическая работа.

- Итоговый этап – подведение итога занятия. Анализ работы. Рефлексия.

Дидактические материалы: методические пособия; конспекты занятий; схемы, рисунки и т.д.; презентации; индивидуальный раздаточный материал; литература: для педагога, для детей, для родителей.

 

Список рекомендуемой литературы:

Литература для педагога:

1. Аствацатуров, Г.О. Технология современного урока и творчества учителя. М.: Просвещение, 2002. 72с.

2. Ашикова С.Г. Подружись с карандашами // Дошкольное воспитание, 2004. №4. с. 19- 23.

2. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании // Дошкольное воспитание, 2002. №2. с.56-59.

3. Вальдес Одриосола, М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих способностей средствами арттерапии». М: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 81 с.

4. Вальдес Одриосола, М.С. Интуиция, творчество, арттерапия. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2012. 21с.

5. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие. – М: АРКТИ, 2010. 54с.

6. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности. –М: Шк. Пресса, 2005. 94с.

7. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПБ.: Речь; М: Сфера, 2011. 92с.

8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми — нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2009г. 126с.

9. Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет. – М.: Сфера, 2009. 104с.

10. Никишина И.В. Интерактивные формы методического обучения. – М., 2007. 91с.

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (художественное образование): учебно- методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208с.

12. Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. // Научно- практический журнал «Завуч» № 5. – Волгоград: Учитель, 2015. – 91 с.

13. Селевко Г.К «Современные образовательные технологии». – М.: Народное образование, 1998. 256 с.

14. Третьякова Н.Г. Обучение детей рисованию в детском саду. – М.: АСТ, 2009. 127с.

15. Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. 64с.

16. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук. – М.: Мозаика, 2007. М.:64с.

17. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 С. 

Список литературы для учащихся:

1. Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования. – М.: АО «Столетие», Педагогическое общество России, 2005. 140с.

2. Лыкова И.А. «Цветная мозаика». – М., 2010. 20с.

 

Приложение 1. Программа «Волшебная кисточка» (правополушарное рисование) Календарный учебный план.

№ п/п

Дата провед. план

Дата провед факт.

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия, место проведения для экскурсий, полевых выходов, занятий на спортивных площадках и т.п.

Раздел 1. Вводное занятие

1.

 

 

 

1

Вводное занятие «Давайте знакомиться».

2.

 

 

 

1

Мир правополушарного рисования

Раздел 2. «Введение в мир правополушарного рисования»

3.

 

 

 

1

Создание горизонтального фона картины. 

«В жарких странах» 

4.

 

 

 

1

Создание горизонтального фона картины. 

«В жарких странах» 

5.

 

 

 

1

Горизонтальный фон картины. Рисование 

пальцами. «На море» 

6.

 

 

 

1

Горизонтальный фон картины. Рисование 

пальцами. «На море» 

7.

 

 

 

1

Радужный фон картины. «Черепашата» 

8.

 

 

 

1

Радужный фон картины. «Черепашата» 

9.

 

 

 

1

Свет, тень и блики. «Дельфины» 

10.

 

 

 

1

Свет, тень и блики. «Дельфины» 

11.

 

 

 

1

Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж» 

12.

 

 

 

1

Рисование ватными палочками. «Осенний пейзаж» 

13.

 

 

 

1

Создание вертикального фона. «Под дождём» 

14.

 

 

 

1

Создание вертикального фона. «Под дождём» 

15.

 

 

 

1

Создание кругового фона. «Светлячки в 

банке» 

16.

 

 

 

1

Создание кругового фона. «Светлячки в 

банке» 

17.

 

 

 

1

Создание кругового фона техникой 

набрызга. «Лунный кот» 

18.

 

 

 

1

Создание кругового фона техникой 

набрызга. «Лунный кот» 

19.

 

 

 

1

Круговой фон. «Совунья» 

20.

 

 

 

1

Круговой фон. «Совунья» 

21.

 

 

 

1

Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево» 

22.

 

 

 

1

Техника предметная монотипия. «Сказочное дерево» 

23.

 

 

 

1

Смешение диагонального и кругового фона. 

«Зимой» 

24.

 

 

 

1

Смешение диагонального и кругового фона. 

«Зимой» 

25.

 

 

 

1

Смешение радужного и горизонтального 

фона. «Замёрзли» 

26.

 

 

 

1

Смешение радужного и горизонтального фона. «Замёрзли» 

27.

 

 

 

1

Тени. «Умка и мама» 

28.

 

 

 

1

Тени. «Умка и мама» 

Раздел 3. «Интуитивная живопись»

29.

 

 

 

1

Пейзаж. «Новый год» 

30.

 

 

 

1

Пейзаж. «Новый год» 

31.

 

 

 

1

Виды фонов в правополушарном рисовании 

32.

 

 

 

1

Виды фонов в правополушарном рисовании 

33.

 

 

 

1

Создание кругового фона с помощью 

пальцев. «Северное сияние» 

34.

 

 

 

1

Создание кругового фона с помощью 

пальцев. «Северное сияние» 

35.

 

 

 

1

Прорисовывание деталей с помощью кисти. «Любопытный пингвинёнок» 

36.

 

 

 

1

Прорисовывание деталей с помощью кисти. «Любопытный пингвинёнок» 

37.

 

 

 

1

Изображение бликов и теней.     «Золотые рыбки» 

38.

 

 

 

1

Изображение бликов и теней.     «Золотые рыбки» 

39.

 

 

 

1

Рисование смятой бумагой. «Непоседа» 

40.

 

 

 

1

Рисование смятой бумагой. «Непоседа» 

41.

 

 

 

1

Рисование отпечатками. «Светлячки» 

42.

 

 

 

1

Рисование отпечатками. «Светлячки» 

43.

 

 

 

1

Создание фона с помощью     техники набрызга. «Дружная семейка» 

44.

 

 

 

1

Создание фона с помощью     техники набрызга. «Дружная семейка» 

45.

 

 

 

1

Работа в технике отпечатывания.«Мартовские котики»

46.

 

 

 

1

Работа        в        технике        отпечатывания.

«Мартовские котики»

47.

 

 

 

1

Цветовые переходы. «Цветы для мамы»

48.

 

 

 

1

Цветовые переходы. «Цветы для мамы»

49.

 

 

 

1

Создание кругового фона с помощью техники тычкование. «Весенние деревья»

50.

 

 

 

1

Создание кругового фона с помощью техники тычкование. «Весенние деревья»

51.

 

 

 

1

Создание горизонтального фона с помощью губки. «На пруду»

52.

 

 

 

1

Создание горизонтального фона с помощью губки. «На пруду»

53.

 

 

 

1

Отражение и блики. «Сакура»

54.

 

 

 

1

Отражение и блики. «Сакура»

55.

 

 

 

1

Работа техниками набрызг и тычкование. «Космос»

56.

 

 

 

1

Работа техниками набрызг и тычкование. «Космос»

57.

 

 

 

1

Работа техникой отпечатывание. «Цветущие сады»

58.

 

 

 

1

Работа техникой отпечатывание. «Цветущие сады»

59.

 

 

 

1

Сочетание цветов. Композиция. «Волшебный луг»

60.

 

 

 

1

Сочетание цветов. Композиция. «Волшебный луг»

61.

 

 

 

1

Диагональный фон картины.     «Любимый край»

62.

 

 

 

1

Диагональный фон картины.     «Любимый край»

63.

 

 

 

1

Выполнение горизонтального фона кистью. «День Победы»

64.

 

 

 

1

Выполнение горизонтального фона кистью. «День Победы»

65.

 

 

 

1

Сюжет. Контраст. Ситуэт. «Верные друзья»

66.

 

 

 

1

Сюжет. Контраст. Ситуэт. «Верные друзья»

67.

 

 

 

1

Урок – выставка

68.

 

 

 

1

Урок – выставка

Приложение 2. Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:

— высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период, употребляет профессиональные термины осознанно и в полном объёме в соответствии с их содержанием (3 балла);

— средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; он сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла);

— низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины (1 балл).

Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:

— высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет практические        задания с элементами творчества (3 балла);

— средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца (2 балла);

— низкий уровень — обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога (1 балл).

Критерии оценки достижений обучающихся:

— высокий уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по программе (3 балла);

— средний уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по программе (2 балла);

— низкий уровень — являлся участником конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по программе (1 балл).

 

Приложение 3. Словарь юного художника.

Блик – самая светлая часть на предмете.

Гуашь – непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании (красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные цвета называются также контрастными.

Живопись — это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности.

Изображение – воссоздание действительности в художественных образах, то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).

Изобразительное   искусство    – раздел    пластического    искусства,

объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.

Картина – произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.

Кисть – основной инструмент в живописи и во многих видах графики.

Композиция –  способ расположения редметов, их объединение, выделение главного образа.

Контур – линия, передающая внешнее очертание животного, человека или предмета.

Линия горизонта – это линия, разделяющая небо с поверхностью земли или воды.

Натюрморт – картина, на которой изображены неодушевленные предметы (фрукты, овощи, посуда и т.п.).

Мольберт – подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т.д. Существуют треножные мольберты и состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на горизонтальном основании.

Пейзаж – картина, на которой изображена природа.

Портрет – это картина, на которой изображён человек.

Свет – это освещаемая часть поверхности предмета.

Тень – это неосвещённый ил слабоосвещённый участок изображаемого предмета, а также неосвещенный участок за предметом, куда не попадает свет.

Фон – это основа для композиции, на которой располагаются все изображаемые предметы.

Штрих – черта, короткая линия.

Эскиз – это быстрый набросок будущей картины.

Этюд – небольшая по размеру картина, выполненная с натуры.

 

. . . . .