Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование игр на развитие речевого дыхания у дошкольников с моторной алалией

Дата публикации: 2024-02-26 17:25:55
Статью разместил(а):
Вильховецкая Светлана Владимировна

Использование игр на развитие речевого дыхания у дошкольников с моторной алалией

Автор: Вильховецкая Светлана Владимировна

МАДОУ № 75, г. Красноярск

 

I этап. Однословное предложение. Предложения из аморфных слов - корней.

Игры и упражнения:

Игра «Машинка». Педагог рисует на листе бумаги дорожки: прямую, волнистую и в виде «восьмерки». Вместе с ребенком провезите машинку по дорожке, произнося при этом длительно и раздельно звуки [а], [о], [у], [и], затем, сливая в одну непрерывную линию звучания, сначала два гласных звука «ао», «ау», затем 3 гласных - «аоу», а потом все 4 гласных звука «аоуи».

Игра «Любимая игрушка». Вместе с ребенком погладьте его любимую игрушку, проговаривая: «А-а-а», «О-о-о», «У-у-у», а затем сливая звуки: «А-о-у».

Игра «Два медведя». Попросите ребенка сначала пропищать тоненьким голоском, как маленький медвежонок: «Э-э-э». А потом басом, как большой медведь: «Э-э-э».

Игра «Самолетики». Вместе с ребенком из бумаги нужно изготовить самолетики. Педагог и ребенок ставят самолетик на край стола и садятся напротив. По сигналу педагога они на одном выдохе стараются продвинуть самолетик по столу как можно дальше.

Игра «Метель». Педагог показывает ребенку картинку и объясняет, что такое метель («сильный ветер со снегом»). Потом включает звукозапись шума метели и предлагает ребенку послушать. Затем ребенка просят сделать глубокий вдох носом и по сигналу взрослого тихо изобразить звук метели («у-у-у»), постепенно увеличивая силу голоса, не переходя на крик, а потом уменьшая ее.

Игра «Ступеньки». Педагог просит ребенка глубоко вдохнуть через нос, а потом выдохнуть, плавно протягивая определенный гласный звук сначала высоким тоном, потом постепенно понижая его (и наоборот, от низкого к высокому). Перед игрой педагог должен показать ребенку, как это делать, и объяснить, что голос как будто идет по ступеням: поднимается и опускается.

Игра «Обезьянка» (проводится перед зеркалом). Педагог говорит ребенку: «Представь, что на тебя смотрит обезьянка все за тобой повторяет». Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: [0] - удивились, [у] - обиделись, [а] - обрадовались.

Игра «Переведи дыхание».

1-й этап. Педагог предлагает ребенку лечь, левую руку положить на живот, правую - на грудь. Затем по команде ребенок делает глубокий вдох носом (до образования ямки на животе и поднятия грудной клетки), а потом плавно, медленно выдыхает так, чтобы образовалась «горка» (живот выпятился).

2-й этап. То же самое проделываем с игрушкой на животе («ежик провалился в ямку»). Упражнение выполняется сидя и стоя.

II этап. Первые формы слов

Задачи: формировать произвольный ротовой выдох, продолжительный ротовой выдох, длительный носовой выдох.

Игры и упражнения:

Игра «Шарик»

Цель: формировать речевое дыхание у детей как базу для развития правильного звукопроизношения.

Описание игры:

Вот как шарик надуваем!

И рукою проверяем, (делаем вдох)

Шарик лопнул – выдыхаем

Наши мышцы расслабляем!

Дышим легко …ровно…глубоко.

Игра «Султанчик»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

Игра «Перышко»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

Игра «Лети, бабочка»

Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги и закрепленную по центру на нитке, дует на нее. Бабочка «летает». Игру можно сопровождать стихотворным текстом:

Бабочка летала,

Над... (Вовочкой) порхала. ...

(Вова) не боится -

Бабочка садится.

Упражнения «Жук на листочке», «Перышко на ладони», «Снежинка на варежке». Дуть на различные вертушки, катушку на столе, бумажные флажки на нитке, надувать воздушные шары, пускать пузыри в воду через соломинку для коктейля разного диаметра (уровень воды в емкости также может быть разным).

Игра «Кораблик». Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик, плавающий в емкости с водой.

Упражнение «Ныряльщики». Ребенок, разводя руки в стороны, делает вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делает выдох носом. Повторять не более 2-3 раз. 

Игры и упражнения на формирование целенаправленной теплой струи выдыхаемого воздуха.

Задачи: развивать умение различать холодную и теплую струю выдыхаемого воздуха.

1. Игра «Погреем руки».

2. Игра «Зайка». Взрослый читает стихотворный текст и выполняет движения.

Зайке холодно сидеть, Дует на руки ребенка, сложенные лодочкой, теплой струей воздуха.

Надо лапоньки погреть.

Лапку заинька обжег. Дует на руки ребенка, используя холодную струю воздуха.

На нее подуй, дружок.  Затем то - же самое предлагает выполнить ребенку.

Игры и упражнения на формирование предпосылок целенаправленного комбинированного дыхания.

Задачи: развивать умение регулировать и контролировать силу воздушной струи.

1. Игра «Воздушные шары». Ребенку предлагается подуть на воздушный шар, который находится на уровне его лица, так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.

2. Игра «Мой сад» («Тихий ветерок»). Взрослый демонстрирует образец длительного ротового выдоха, сопровождая чтением двустишия: «Тише дуй, ветерок. Тише дуй на мой садок». Чтобы контролировать силу воздушной струи, можно использовать «цветочное поле» (в зеленый картон ввинчиваются пружинки с бумажными цветочками). От воздушной струи цветы качаются.

3. Упражнения «Забей мяч в ворота» (кусочек ваты); «Отгони кораблик».

Игры и упражнения на формирование длительного фонационного выдоха, речевого выдоха.

Задачи: развивать умение производить длительный фонационный речевой выдох.

1. Упражнение «Отгадай, кто позвал». Взрослый заранее обговаривает с детьми, какому предмету, какой звук принадлежит. Дети закрывают глаза, один ребенок длительно, на плавном выдохе произносит звук, соответствующий какому-либо предмету, а остальные дети отгадывают, какой предмет их «позвал».

2. Игра «У кого длиннее звук (слог)?» Дети произносят на одном выдохе звук (слог).

3. Упражнения «Волки воют на луну» (кто дольше протянет звук [у]), «Певцы и певицы» (кто дольше протянет звук [а]).

III этап. Двусоставное предложение

Задачи: развивать глубокий вдох; длительный плавный выдох; речевой выдох.

Игры и упражнения

1. Игра «Узнай овощ». Логопед показывает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно, без подъема плеч. Ребенок с завязанными глазами нюхает и узнает по запаху предложенный ему овощ.

2. Игра «Осенние листочки». Ребенок стоит напротив подвешенных на ниточках листьев. Медленно набирает воздух через нос так, чтобы плечи не поднимались. Вытягивает губы трубочкой, дует на листья, не раздувая щек.

3. Игра «Надуем шарик». Стать прямо, не напрягаясь. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота. Сделать небольшой выдох, задержать выдох (2 секунды). Вдохнуть через нос (5 секунд). Задержать воздух в легких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара плавно, без толчков, движением диафрагмы (3-4 секунды, логопед выполняет счет до 3-4). Затем продолжительность выдоха можно увеличить до 5-6 секунд (счет до 5-6).

4. Игра «Пароходы». Ребенок набирает воздух через нос и начинает медленно и плавно дуть на парус кораблика, который плавает в емкости с водой на уровне рта ребенка.

5. Игра «Сосчитай овощи» («Сосчитай фрукты»). Ребенку предлагается сосчитать овощи на выдохе. Сделать вдох (3 секунды), на выдохе не спеша считать вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Выполнить это упражнение еще раз, затем добрать воздух (1 секунда) диафрагмальным дыханием (плечи неподвижны), на выдохе произнеси!: «Пять овощей».

Задачи: развивать речевое дыхание, силу голоса; умение изменять силу голоса.

Задания и упражнения

1. Игра «Продолжи предложение». Сделать вдох, а на выдохе произнести фразы: «Мальчик», «Мальчик идет» и др.

2. Игра «Ветер». Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: «У-у-у-у-у-у-у», подражая завываниям ветра.

3. Игра «Эхо». На картинке изображены дети, кричащие в лесу «ау!» Ребенку предлагается произнести «ау» сначала громко, а затем тихо, как эхо.

4. Игра «Приятный запах». Ребенок подходит к вазочке с очищенным апельсином, мандарином и др., нюхает, на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

5. Игра «Вьюга». Ребенок стоит, спина прямая. Делает глубокий вдох, на выдохе длительно произносит гласный звук [у]. Когда вьюга сильная, ребенок увеличивает силу голоса, когда вьюга затихает, сила голоса уменьшается.

6. Игра «Кто кого?» Логопед ставит двух детей друг против друга, и по сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко длительно произносить гласные звуки [а], [о] и др. Кто произносит дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

7. Игра «Тихо - громко». Логопед составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребенок повторяет предложение громко, затем, наоборот, логопед произносит составленное им предложение громко, а ребенок повторяет его тихо.

8. Игра «Укачивание». Ребенок длительно произносит гласный звук [а] с понижением голоса.

IV этап. Предложения из нескольких слов

Задача. Продолжать работу над развитием речевого дыхания, учитывая этап коррекции звукопроизношения.

Задания и упражнения: Упражнения «Фокус» (с кусочком ваты на носу), «Сдуй снежинку», «Мыльные пузыри», «Вулкан» (стакан с водой + соломинка для коктейля), а также звуковая гимнастика.

V этап. Расширение объема предложения.

Задача. Развивать речевое дыхание и силу голоса.

Задания и упражнения: чтение потешек (скороговорок, чистоговорок) на выдохе, акцентируя внимание каждый раз на разных словах.

 

. . . . .