Программа дополнительного образования "Нейроша в садике"
Программа дополнительного образования "Нейроша в садике"
Автор: Лепешева Светлана Олеговна
ГБОУ "Школа № 727", г. Москва
Актуальность данной программы:
В настоящее время обозначилась тенденция рассматривать образовательный процесс через призму сохранения психического здоровья детей. Это связано с тем, что наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии среди обучающихся. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии, но уровень развития ниже возрастного.
Программа «Нейроша в садике» предназначена для систематических занятий с детьми 5-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации» и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме, а также может использоваться как вторичная психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР).
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Специалисты по нейропедагогики называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов дошкольников. Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Основная цель программы - развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить, самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Отличительные особенности программы:
Уникальность данной программы состоит в комплексном подходе к коррекции, занятия учитывают работу по всем трудностям развития высших психологических функций с точки зрения нейропсихологического подхода, в то время как другие программы задевают только одну область.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (с каждой возрастной подгруппой детей).
Продолжительность занятий 25-30 минут. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Время занятия:
5-6 лет – 25 минут.
6-7 лет – 30 минут.
Задачи программы:
Развивающие:
- развивать межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр;
- развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников;
- развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
- стимулировать речевую активность у детей.
Образовательные:
- активизировать познавательный интерес;
- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- формировать обще учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
- формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей к умению работать в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.
Планируемые результаты:
Дети умеют:
- выполнять кинезиологические упражнения разной сложности;
- рассуждать, описывать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы и явления окружающей действительности;
- работать в парах, микрогруппах;
У детей улучшится: двигательная координация, общая и мелкая моторика, память, внимание, пространственные представления.
И, как результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).
Содержание программы:
1. Упражнения, стимулирующие оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
4. Задания, направленные на анализирование и синтезирование полученной информации, обучающие логически мыслить, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Задания на формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (работа двумя руками одновременно).
Структура занятия:
Занятие включает в себя:
- дыхательное упражнение;
- самомассаж;
- глазодвигательное упражнение;
- упражнение на мелкую моторику (кинезиологическое упражнение для рук);
- коррекционное телесное упражнение;
- нейрогимнастика
- нейропраксис.
Список литературы:
1. Белозерова Е. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.
2. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. СПб, «Детство – Пресс», 2012.
3. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. / М., Ставрополь, «Илекса», «Сервис школа», 2001.
4. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармоничного развития обоих полушарий мозга. - Симферополь, 2013.
5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.