Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Программа дополнительного образования "Нейроша в садике"

Дата публикации: 2024-02-28 23:01:30
Статью разместил(а):
Лепешева Светлана Олеговна

Программа дополнительного образования "Нейроша в садике"

Автор: Лепешева Светлана Олеговна

ГБОУ "Школа № 727", г. Москва

 

Актуальность данной программы:

В настоящее время обозначилась тенденция рассматривать образовательный процесс через призму сохранения психического здоровья детей. Это связано с тем, что наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии среди обучающихся. Объективные клинические обследования, как правило, не выявляют у этих детей грубой патологии, но уровень развития ниже возрастного.

Программа «Нейроша в садике» предназначена для систематических занятий с детьми 5-7 лет в условиях дошкольной образовательной организации» и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме, а также может использоваться как вторичная психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР).

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Специалисты по нейропедагогики называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов дошкольников. Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

Основная цель программы - развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить, самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Отличительные особенности программы: 

Уникальность данной программы состоит в комплексном подходе к коррекции, занятия учитывают работу по всем трудностям развития высших психологических функций с точки зрения нейропсихологического подхода, в то время как другие программы задевают только одну область.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (с каждой возрастной подгруппой детей).

Продолжительность занятий 25-30 минут. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.

Время занятия:

5-6 лет – 25 минут.

6-7 лет – 30 минут.

Задачи программы:

Развивающие:

- развивать межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр;

- развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников;

- развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;

- стимулировать речевую активность у детей.

Образовательные:

- активизировать познавательный интерес;

- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

- формировать обще учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);

- формировать индивидуальные творческие способности личности.

Воспитательные:

- воспитывать у детей к умению работать в коллективе;

- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.

Планируемые результаты:

Дети умеют:

- выполнять кинезиологические упражнения разной сложности;

- рассуждать, описывать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы и явления окружающей действительности;

- работать в парах, микрогруппах;

У детей улучшится: двигательная координация, общая и мелкая моторика, память, внимание, пространственные представления.

И, как результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).

Содержание программы:

1. Упражнения, стимулирующие оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

4. Задания, направленные на анализирование и синтезирование полученной информации, обучающие логически мыслить, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Задания на формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (работа двумя руками одновременно).

Структура занятия:

Занятие включает в себя:

- дыхательное упражнение;

- самомассаж;

- глазодвигательное упражнение;

- упражнение на мелкую моторику (кинезиологическое упражнение для рук);

- коррекционное телесное упражнение;

- нейрогимнастика

- нейропраксис.

 

Список литературы:

1. Белозерова Е. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.

2. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. СПб, «Детство – Пресс», 2012.

3. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. / М., Ставрополь, «Илекса», «Сервис школа», 2001.

4. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармоничного развития обоих полушарий мозга. - Симферополь, 2013.

5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.

 

. . . . .