Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Тест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", 10 класс

Дата публикации: 2024-03-04 16:25:20
Статью разместил(а):
Куприянова Татьяна Михайловна

Тест по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", 10 класс

Автор: Куприянова татьяна Михайловна

МБОУ Гимназия № 1 им. В.А. Сайбеля, г. Артем, Приморский край

1. Охарактеризуйте общественно-исторический контекст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Отметьте номера всех правильных ответов.

1)       бурное развитие капитализма после реформы 1861 г.

2)       стремительное улучшение жизни народных масс

3)       обострение социальной дифференциации общества

4)       «брожение умов» в кругах демократической молодёжи

5)       рост преступности, проституции, пьянства

6)       падение нравственности, распад семьи

2. Где и когда, по мнению исследователей, у Ф.М. Достоевского возник замысел романа?

1) в 1859 г. на каторге                   2) в 1860 г. в Москве

3) в 1861 г. в Петербурге              4) в 1866 г. в Висбадене 

3. В каком году вышло отдельное издание «Преступление и наказание»?

1) в 1861 г.       2) в 1863 г.       3) в 1865 г.      4) в 1866 г.

4.  Первая фраза «Преступления и наказания», по мысли В.В. Кожинова,- «своего рода зерно романа, заключающее в себе многие зачатки его смысла». Какое время года с характерными для него приметами избирает автор для начала действия?

1)       зима, февраль, холод, ненастье, мокрый снег

2)       весна, май, пробуждение природы, аромат цветущих садов

3)       лето, июль, невыносимая жара, страшная духота, пыль

4)       осень, октябрь, затяжной дождь, запах прелой листвы.

5. «Преступление и наказание» называют «романом большого города XIX века» (Л.П. Гроссман). Где происходит основное место действия?

1) в Москве      2) в Петербурге      3) в Екатеринбурге     4) в Омске

6. Характерной особенностью художественного пространства является местоположение персонажей романа. Где живёт главный герой произведения? 

1)    на Васильевском в частном пансионе

2)    на Садовой в собственном маленьком домике

3)    в С-м переулке в доходном доме на съёмной квартире от жильцов

4)    на В-м проспекте в дешёвом гостиничном номере.

7.Сколько лет Родиону Романовичу?

1) 18-19        2) 20-21       3) 24-25       4) 30-31

8. Что известно о прошлом Раскольникова? Отметьте номера всех правильных ответов.

1)       приехал в большой город из провинции

2)       в провинции у него остались мать и сестра, которых он очень любит

3)       отец его – известный провинциальный адвокат

4)       герой учился в университете, но не завершил курса из-за отсутствия материальных средств

5)       успешно закончив обучение, получил степень магистра

6)       служит в одной из частных юридических контор

7)       раньше имел невесту, которая умерла от тяжёлой болезни

8)       теперь готовится к выгодной женитьбе на образованной девушке из дворянской семьи

9)       является автором проблемной статьи, напечатанной в газете

10)   в студенческие годы спас маленьких детей во время пожара.

9. Какие особенности внешности подчёркивает Ф.М. Достоевский, впервые представляя читателю Раскольникова? Отметьте номера всех правильных ответов.

1)       он «замечательно хорош собою»

2)       он «тонок» и «строен»

3)       он «среднего роста»

4)       он «ростом выше среднего»

5)       у него «прекрасные тёмные глаза»

6)       у него голубые глаза, «неподвижные от ужаса»

7)       «брови его были сдвинуты»

8)       «губы сжаты, взгляд воспалённый»

9)       у него тёмно-русые волосы

10)   он жгучий брюнет

11)   он «был очень бледен, рассеян и угрюм»

12)   «он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего сильную физическую боль».

10. Как вы помните, в начале романа Ф.М. Достоевский уделяет особое внимание описанию жилища Раскольникова как знакового комплекса, отражающего  социальные, психологические, бытовые и другие стороны жизни героя. Каковы главные характеристики жилища персонажа? Отметьте номера всех правильных ответов.

1)       это «каморка», расположенная «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома»

2)       это «крошечная клетушка, шагов десять длиной»

3)       она похожа «на гроб», «морскую каюту»

4)       квартира не имеет чётких границ, так как выходит сразу на лестницу

5)       лестница является не только характеристикой жилищных условий персонажа, но и его социального статуса

6)       особенности интерьера комнаты Раскольникова свидетельствуют о крайней бедности героя.

11. Как вы помните, роман открывается размышлениями Раскольникова, отправляющегося к Алёне Ивановне. По мнению исследователей, они создают знаменитый «мотив умолчания».  О чём думает герой по дороге? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) о «деле»             2) об «этом»    3) о «царе Горохе»    4) о взятом кредите

5) о Наполеоне      6) о Мессии

12. Чем занимается Алёна Ивановна?

1) нанимает работников для торговли мелким фабричным товаром

2) продает антикварам редкие книги, доставшиеся ей в наследство

3) совершает денежные операции с ценными бумагами и вкладами

4) берёт «заклады» под проценты.

13. Какова цель визита Раскольникова к Алёне Ивановне?

1)       совершить «пробу» ограбления и убийства

2)       продать за большие деньги фамильное Евангелие

3)       просить взаймы денег под проценты

4)       уговорить старуху сдать ему угол.

14. Раскольников знаком с Лизаветой, сестрой Алёны Ивановны. Какие сведения об этом персонаже предоставляет читателю автор? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) ей 35 лет

2) она сводная сестра старухи

3) это тихая, кроткая, безобидная женщина

4) она занимается стиркой и починкой белья

5) она замужем за горьким пьяницей

6) она растит сыны и дочь

7) она состоит в дружеских отношениях с Соней Мармеладовой

8) старуха эксплуатирует и обижает её.

15. Какие чувства вызывает у Раскольникова визит к Алёне Ивановне? Отметьте номера всех правильных ответов.

1)       удовлетворение от собранной им информации

2)       непреодолимый страх перед старухой

3)       восхищение собственной смелостью

4)       бесконечное отвращение к себе и своему замыслу

5)       решительное смущение

6)       печаль

7)       тоска

8)       удивление.

16. Какие события порождают у героя «чувство потрясённой справедливости», вызывают протест против общества и его морали, готовность к бунту? Отметьте номера всех правильных ответов.

1)       беседа  с помощником квартального надзирателя

2)       разговор с квартирной хозяйкой

3)       встреча на бульваре с пьяной девочкой

4)       знакомство с Мармеладовым и членами его семьи

5)       полученное от матери письмо

6)       беседа с Порфирием Петровичем.

17. В образе Мармеладова показана трагедия человека, которому «некуда больше идти». О чём рассказывает Мармеладов Раскольникову в трактире? Отметьте номера всех правильных ответов.

1)       то бедствиях своей семьи, впавшей в беспросветную нищету

2)       о своём пьянстве, попранном достоинстве и чести

3)       о драматическом положении больной жены, Катерины Ивановны

4)       о дочери Соне, которая добровольно принесла себя в жертву ради спасения семьи

5)       о вечно голодных маленьких детях

6)       о Боге, который всех рассудит и всех простит

7)       о принятом решении сменить местожительство и перебраться в провинцию

18. Каково содержание письма, полученного Раскольниковым от матери? Отметьте номера всех правильных ответов.

1)       в письме сообщается о несчастьях, которые выпали на долю Пульхерии Александровны и Дуни

2)       мать рассказывает об унижениях, которые пришлось испытать Дуне в семействе Свидригайлова

3)       информирует сына о решении Дуни выйти замуж за Лужина для того, чтобы помочь Родиону сделать карьеру в Петербурге

4)       намекает на то, что Лужин не только нелюбимый, но и недостойный  Дуни человек

5)       надеется в скорейшем времени прибыть в столицу и поселиться на одной квартире с сыном.

19. Каковы мотивы преступления Раскольникова? Отметьте номера всех правильных ответов.

1)        «путём метафизически неограниченной своей власти избавить людей от страдания»

2)       соображения высшего блага, которое он принесёт миру ( «Одна смерть и тысяча жизней взамен – ведь это же арифметика»)

3)       решить для себя вопрос, кто он – «тварь дрожащая или право имеет» на пролитие крови

4)       переступить через нравственность ( «я не человека убил, я принцип убил»)

5)       «идея-страсть», которой одержим герой, создавший индивидуалистическую теорию сильной личности

6)       стремление стать «русским Рокфеллером» и занять соответствующее место в иерархической системе общества

7)       намерение использовать капитал старухи в благотворительных целях – открыть приют для бездомных и создать фонд помощи детям-сиротам.

20. В чём суть теории Раскольникова, разделяющей людей на две категории? Отметьте номера всех правильных ответов.

1)   по закону природы все люди делятся на два разряда – «высший» и «низший»

2)  одним людям дана власть над «дрожащим муравейником», другим всегда суждено страдать и подчиняться

3) «обыкновенные люди» - «материал», толпа, масса

4) «необыкновенные», избранные – «законодатели и «установители» человечества», способные сказать «новое слово»

5) «необыкновенные» во имя своих высших целей вправе жертвовать жизнями других людей, им всё дозволено

6) «обыкновенные» не имеют права переступать закон и должны жить в послушании

7) «обыкновенные» - физиологически и психически несовершенны, «необыкновенные» - новая биологическая ветвь в развитии человечества

8) жизнь «обыкновенных» регламентируется тайным масонским положением «О низших».

21. Какие «новые ощущения» испытывает Раскольников после совершения преступления?  Отметьте номера всех правильных ответов.

1) радость 

2) страх 

3) отчаяние

4) ожидание скорейшей развязки

5) бесконечное, почти физическое отвращение ко всему окружающему

6) страшную злобу на себя и других

7) душевную боль

8) дезориентацию в действиях и поступках

9) ликование

10) осознание своего разрыва с человечеством

11) полное одиночество.

22. Какие обстоятельства побуждают Раскольникова донести на себя? Отметьте номера всех правильных ответов.

1)       три встречи с Порфирием Петровичем

2)       любовь Сони

3)       самоубийство Свидригайлова

4)       признание маляра Николки в убийстве

5)       обыск в квартире Раскольникова, позволивший полиции обнаружить вещи, принадлежащие убитой старухе.

23. Чем был обусловлен тот «перелом», который побудил Раскольникова, отбывающего наказание в Сибири, отказаться от своей идеи? Отметьте номера всех правильных ответов.

1)       герой видит сон, убеждающий его в том, что индивидуализм, гордость и своеволие приведут мир к гибели

2)       герой смиряется с тем, что он – лишь «тварь дрожащая»

3)       он почувствовал любовь к Соне и ощутил себя «в начале своего счастья»

4)       в нём открылась любовь ко всему живому миру

5)       он ощущает во всём бесконечные источники жизни.

24. Кого из персонажей  романа принято считать «двойниками» Раскольникова? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) Мармеладов       2) Разумихин

3) Зосимов              4) Свидригайлов

5) Лебезятников     6) Лужин.

 

. . . . .