Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста

Дата публикации: 2024-03-08 12:04:56
Статью разместил(а):
Безносова Алена Юрьевна

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста

Автор: Безносова Алена Юрьевна

МБОУ Ново-Удинская СОШ

 

Помнить… и никогда не забывать!

Цели:

1. Ознакомление учащихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста:

2. Формирование эмпатии к жертвам и сохранение памяти о них. Осознание важности сохранения памяти о выживших, жертвах, спасителях и освободителях.

3. Ознакомление с историей концлагеря Освенцим, как трагической страницей периода Второй мировой войны.

4. Формирование толерантного сознания, демократичных и гуманных взглядов.

Задачи:

- формирование подлинно гражданского сознания;

- формирования аналитических умений учащихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал

- воспитание у учащихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а также стремление противостоять им в наше время;

- воспитание толерантности.

- просмотр на классных часах документального фильма «Список Кисилева» (2008г).

 

Ход мероприятия 

Звучит еврейская музыка – doyna.

Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко –
Теперь же в небесах лишь след его парит.

1 ведущий: Здравствуйте, уважаемые педагоги, ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена событиям Холокоста, одной из самых известных трагедий XX века - преднамеренной попытке полного истребления целых наций, включая мужчин, женщин и детей, приведшей к уничтожению более 11 миллионов человек, среди которых 6 миллионов были евреями. Звучит музыка (Алла Рид «Памяти жертв Холокоста»)

У Эйнштейна есть слова: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает».

2 ведущий:

27 января 2024 г. исполняется 79 лет с того момента, как солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим.

Именно 27 января ежегодно отмечается как Международный день памяти жертв Холокоста.

На экране «27 января Международный день памяти жертв Холокоста».

1 ведущий: Холокост – это слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг. Впервые этот термин был использован лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Визеле, узником Освенцима и Бухенвальда, вся семья которого погибла в нацистских лагерях. Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

2 ведущий: Холокост унёс жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих других.

(На фоне музыки Лолашвили «Еврейская»)

Гуляет ветер в поле, черемуха цветет.
Простой еврейский мальчик по улице идет.
Он жил в обычном детстве.
Без горя, без забот.
С мальчишкой по соседству справляли Новый год.
Простой еврейский мальчик – Великая страна! 

2 ведущий:

«Все быть могло иначе, но началась война!» (Взрыв)
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
1. Ты часто горе видела людское,
2. Ты миллионы лет цвела для нас,
1. Но испытала ль ты хотя бы раз
2. Такой позор и варварство такое?  (На экране «Холокост»)

1 ведущий: Мир Холокоста существует и сейчас. С каждым днем в мире  увеличивается число нацистских группировок, которые ведут борьбу за чистоту славянской нации.

2 ведущий: Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста.

1 ведущий: Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. (Звучит «Бухенвальдский набат»)

2 ведущий: Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками или просто хорошими людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам? 

1 ведущий: После оккупации фашистами Польши всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

(Звучит «Колыбельная для ангела» из фильма)

«Мама, отчего ты плачешь, 
Пришивая мне на платье желтую звезду?
Вот такое украшенье надо бы щенку на шею,
Я его сейчас же приведу.
А куда уводят наших, может, там совсем не страшно,
Может, там игрушки и еда.
Мне сказал какой-то дядя, сквозь очки в бумажку глядя,
Что назавтра нас возьмут туда.
Мама, ну скажи мне, мама, кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?
Что ты плачешь, ты не видишь, их язык похож на идиш…
Но почему все пьяные с утра?
Может быть, в войну играют, раз хлопушками стреляют…
Мама, это вовсе не игра!
Мама, отчего ты плачешь, мама? Отчего ты пла…» (Выстрел)

2 ведущий: Евреев стали переселять  в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день.

1 ведущий: Но самым бесчеловечным было то, что даже такая тяжёлая жизнь им не была гарантирована. Полицаи под предлогом медосмотра собирали детей. Их сдавали в немецкие госпитали, где у одних выкачивали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

2 ведущий: Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Звучит еврейская музыка – doyna (ученик читает стихотворение Э.Межелайтиса “Пепел”).

Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ноги ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, – дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –
Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой,
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз…
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.

1 ведущий: Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Это они были оборудованы газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями.

(ученица читает стихотворение Наума Коржавина “Дети в Освенциме”)

Звучит музыка С. Рахманинова concerto 2. 

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый раз опять, –
Кляня, ругаясь без причины…
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы,
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин “идеи” были,
Мужчины мучили детей.

Детей обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды». Дети часто плакали, но после того, как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.

«Не бойся, малыш!

Это не долго – представь, что ты спишь.

Закрой свои глазки и вспомни меня…

Потом все, как в сказке. Вся вместе семья».

«Мама, мне больно! Зачем?! Почему?!» 

«Хватит! Довольно! Скажите ему!»

«Мама, спаси! Не хочу умирать!»

«Спрячь! Унеси! Мы устали страдать.

Вот уже смерть повернулась лицом…»

«Мама, не плачь! Я умру храбрецом!»

2 ведущий: Одна из особенностей Холокоста – самые варварские способы уничтожения людей. Символом трагедии стал Бабий Яр. Впоследствие Бабий Яр, стали использовать как место массовых расстрелов. Количество расстрелянных составило более 150 тыс. не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.

Звучит еврейская мелодия (скрипка). Ученица читает отрывок из стихотворения “Варварство”. 

Их расстреляли на рассвете,
Когда еще белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.

Сперва велели им раздеться
И встать затем ко рву спиной,
Но прозвучал вдруг голос детский
Наивный, чистый и живой:

Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не осуждая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.

«Чулочки тоже» — и смятеньем на миг эсэсовец объят
Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим, и кажется он в землю врос,
Глаза, как у моей дочурки? — в смятенье сильном произнес
Охвачен он невольно дрожью,
Проснулась в ужасе душа.
Нет, он убить ее не может,
Но дал он очередь спеша. (пулеметная очередь)

Упала девочка в чулочках…
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, что если б дочка
Вот здесь, вот так твоя легла…

Ведь это маленькое сердце
Пробито пулею твоей…
Ты Человек, не просто немец
Или ты зверь среди людей…

Шагал эсэсовец угрюмо,
С земли не поднимая глаз,
впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд струится синий,
И всюду слышится опять,
И не забудется поныне:
Чулочки, дядя, тоже снять?».

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землей,
Друг друга с бешенством гоня.
Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес.

Над бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный вопль,
Над тысячами тысяч погребенных,
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
Про это не забудет!

Видеоклип на песню А.Розенбаума “Бабий Яр”.

1 ведущий: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

2 ведущий: Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

     Я надену звезду Давида
     В день всемирной еврейской скорби.
     Мне ни капли не будет стыдно
     Этой жёлтой звезды позорной.
   
     Я надену её как Память
     О шести миллионах евреев.
     То же самое было б с нами,
     Если б мы родились в то время.
   
     Нас бы так же сгноили в гетто,
     Расстреляли во рвах и ярах...
     Разве можно забыть об этом?
     Эту память время не старит.
      Да, у Памяти груз тяжёлый,
     Но его сохранить должны мы,
     Чтоб с нагрудной звездою жёлтой
     Вновь не стать крематорским дымом.
   
     Новый век и те же обиды?
     Чем их вырвать навеки с корнем?
     Я надену звезду Давида
     В день всемирной еврейской скорби.

(Звучит «Адажио»)

Все ведущие произносят по одной строчке: 

1) Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня,

2) моих мыслей, поступков, моих действий.

3) Совершая действия, помни, что ты – Человек!

4) Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу,

5) посмотри на мир справедливыми глазами

6)  и помни, что ты – Человек!

7) Протяни руку не для удара, а для помощи.

8) Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

После войны на территории лагеря смерти в апреле 1967 года. был открыт Международный Памятник Памяти Жертв Фашизма.

 Минута молчания.

“Бухенвальдский набат” (3-й куплет)

Подвязывание ленточек (звучит музыка).

 

. . . . .