Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль в жизни общества"

Дата публикации: 2024-03-12 15:30:41
Статью разместил(а):
Безносова Алена Юрьевна

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль в жизни общества"

Автор: Безносова Алена Юрьевна

 

Тип урока

Изучение нового материала и первичного закрепления

План урока

1. Экономика как подсистема общества.

2. Потребности. Понятие блага в экономике.

3. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Цель урока

Расширить представление об экономике как важной сфере в жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.

Проблемный вопрос

Выяснить:

- Какие потребности существуют у людей?

- Основную проблему экономики и пути ее решения?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Экономика, потребности человека, блага, ресурсы, альтернативная стоимость.

Формы, методы обучения

Фронтальная, групповая,  беседа, работа с карточками

Продуктивные: частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский.

Средства обучения

Традиционные: учебник, презентация

Планируемые результаты

Предметные: знать понятие потребностей, экономики, экономических и свободных благ, ограниченности ресурсов, альтернативной стоимости,  определять роль экономики в жизни.

 Метапредметные:

- познавательные:

· умение осмыслить учебный материал,   выделять главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале;

· формировать логические действия по определению познавательной цели;

· уметь анализировать текст учебника;

· осмысление значимости знаний, построение логической цепочки рассуждений;

· выбирать эффективные   способы деятельности  в решении поставленных задач;

· умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию;

· формулировать выводы, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

-  коммуникативные умения :

· формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт;

· строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения;

· умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками и т.д.

- регулятивные умения

· уметь выполнять задания в отведенное время;

· умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока;

· анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить).

- личностные

· уметь развивать  интеллектуальные способности в процессе  решения проблемных задач;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций и.т.д.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный

момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Алена Юрьевна. Сегодня я буду вести урок обществознания.

Для того, чтобы вы поняли, о чем пойдет речь, решим загадки. (СЛАЙД 1)

- Каким общим понятием вы можете объединить эти слова? (экономика)

- Вы все знакомы по детским фильмам и книгам – про Старика Хоттабыча.(СЛАЙД 2)

Давайте назовем Хоттабычу все желания, которые у нас есть.

Как Хоттабыч может исполнить наши желания? (вырывая волосок)

А возможно ли такое в реальной жизни? Чему должен научиться старик Хоттабыч, чтобы действительно исполнить ваши желания.

Сформулируйте тему урока.

Какие сферы жизни вы уже изучили? (социальную, духовную…) (СЛАЙД 3)

Я хочу пригласить вас к разговору еще об одной из сфер общества – экономической.

Тема нашего урока: «Экономика и ее роль в жизни общества. Запишем тему в тетрадь (СЛАЙД 4)

Вырывая волоски, которые тут же вырастают снова.

Чтобы удовлетворить наши желания, нужно сначала произвести разнообразные товары и услуги. А для этого нужно знать экономику.

Записывают тему и план урока в тетрадь

Самостоятельно определяют тему урока, путем отгадывания загадок.

II. Актуализация знаний.

Корзина идей: (СЛАЙД 5)

Чтобы вы хотели узнать из этой темы?

Какую главную задачу урока вы видите?

Проблемный вопрос? (СЛАЙД 6)

Выяснить:

- Какие потребности существуют у людей?

- Основную проблему экономики и пути ее решения?

План урока: (СЛАЙД 7)

1. Экономика как подсистема общества.

2. Потребности. Понятие блага в экономике.

3. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Выдвигают свои идеи, предположения и задачи урока.

Фиксируют проблемный вопрос

III. Мотивационный этап.

Изучение нового материала.

Первичное осмысление и закрепление.

Актуализация опорных знаний.

Целевая установка:

повторение  изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний.

ФИЗМИНУТКА

1. Экономика как подсистема общества.

Из курса 7 класса вы уже знакомились с темой «Экономика и ее основные участники»

- Давайте вспомним, что такое экономика? (СЛАЙД 8) 

(если затрудняются)

Давайте обратимся к словарю в учебнике. Стр. 252. (СЛАЙД  9  )

Запишите это определение в тетрадь.

Подчеркните ключевые слова в нем.

экономика – это, прежде всего    (хозяйство)

Зачем оно нам? (для обеспечения жизни, для удовлетворения потребностей)

Что она делает? (создает блага и средства существования) 

Ситуация:

Представьте. Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает.

Можете представить себя на этом месте?

Почему?

Что есть у каждого человека всю жизнь?

Что человек испытывает всегда?

ПОТРЕБНОСТИ

А что такое потребности?

СЛАЙД (10) (нужда человека в чем-либо) 

Какие потребности бывают у человека?  (МАТЕРИАЛЬНЫЕ, ДУХОВНЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ)

2. Понятие блага в экономике.

РАБОТА В ПАРАХ.

Задача «Виды потребностей» (СЛАЙД 11)

Перед вами перечень слов, распределите эти слова на три группы потребностей.

Пища, свет, тепло, чтение книг, посещение театров, путешествия, дружба, любовь, самоуважение.

ПРОВЕРКА (СЛАЙД 12 )

??? А для чего необходимо удовлетворять потребности?

Посмотрите на определение экономика.

(Цель удовлетворения потребностей - создание условий для жизни и деятельности людей)

Давайте вспомним сказку о рыбаке и рыбке

Какая потребность у старухи?

Что произошло, когда потребность была удовлетворена? (появились новые)

Какой вывод о потребностях можно сделать из этого?

Записать в тетрадь.

Потребности БЕЗГРАНИЧНЫ!

«Задуй свечу» Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.  

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.  

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Как люди удовлетворяют свои потребности?

Посмотрите на определение экономика.   (путем создания необходимых благ)

А как вы поняли из определения, что такое «благо»? (это средства существования) 

(СЛАЙД 13)

З. Благо - это средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности.

(СЛАЙД 14) ЗАДАНИЕ: (самост. раб. с текстом учебника) откройте учебник на стр 146 и при помощи текста параграфа заполните схему.

ПРОВЕРКА (СЛАЙД 15)

!!! Экономисты делят все жизненные блага на свободные или даровые и экономические.

(СЛАЙД 16) Работа в парах (на карточках)

У вас на столах лежат карточки. Распределите жизненные блага на 2 части- свободные и экономические  блага. 

Свободные блага (даровые)

Экономические блага

 

 

Пошив одежды в ателье, вода из родника, мороженое, занятие в театральном кружке, энергия ветра, ремонт квартиры, дожди, проезд в автобусе, освещение улиц.

СЛАЙД 17  - ПРОВЕРКА

(СЛАЙД 18) - что же такое:

1 Свободные блага – преимущественно природные, доступны всем людям.

2 Экономические - блага, полученные в результате производства, доступны тем, кто платит деньги.

А вот где взять экономические блага? (их можно создать, произвести?) (произвести)

А из чего?  Что нужно, чтобы произвести их? (из вспомогательных средств, нужны ресурсы).

(Если учащиеся затрудняются привести пример: Чтобы построить здание - необходим кирпич, инструмент, труд рабочего…)

(СЛАЙД 19)

Вот нам на помощь и пришло французское слово ressourse - ресурс.

Ресурс - вспомогательное средство для создания экономических благ.

Запишите в тетрадь.

Мы уже выяснили, что человеческие потребности неограниченны, и так будет всегда, а вот ресурсы, они тоже неограниченны?

Запись в тетрадь (ресурсы ограничены). 

Что нам помогает удовлетворять свои безграничные потребности,  если ресурсы ограничены?    (экономика)

Тогда ответьте на вопрос, какова роль экономики в жизни общества?  (отвечают)

 Запись в тетрадь

Роль экономики: Удовлетворение безграничных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.

Теперь вы знаете, какова роль экономики в жизни общества.

(СЛАЙД 20) Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Но иногда перед человеком встает выбор. Каждый день, идя в магазин, вы сталкиваетесь с проблемой выбора товара хорошего качества по подходящей цене – это и есть экономический выбор. Экономический выбор очень тесно связан с понятием бюджет. Как вы думаете почему? (предполагаемые ответы детей)

Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой.  Этот выбор называется альтернатива.

(ЩЕЛЧОК по 20 слайду)

Альтернативная стоимость – цена,  которую нужно заплатить за сделанный выбор.

А теперь, представьте, что  вам родители на День рождения обещали подарить что-либо из техники. Но вы хотите мобильный телефон, компьютер и электронную книгу. От чего вы готовы отказаться, ради удовлетворения только одной потребности?  Но вы могли бы приобрести электронную книгу- она будет вашей альтернативной стоимостью.

Выводы урока: У всех есть альтернативный выбор. И у человека, и у государства, и у фирмы. Какие ресурсы и как использовать для производства экономических благ, чтобы удовлетворить растущие потребности общества.

Записывают термин «Экономика», используя словарь учебника.

Работа по группам.  Отвечают по группам.

«Альтернативная стоимость» и на примере, приведенном ниже.

2. Объяснить классу ваше понимание данного термина.

IV. Закрепление.

V. Итоги урока.

VI Рефлексия.

Подвижная игра “Верно неверно”

Я называю слова относящиеся к экономической сфере общества. Если понятие относится к экономике то вы встаете, если не относится то остаются на месте.

Понятия - религия, рынок, театр, стоимость, деньги, акции, культура, бюджет, игра, экономика, цена, книга.

ЗНАКОВЫЙ ТЕСТ

1) Нужда человека в чем-либо необходимом для поддер­жания жизнедеятельности называется ресурсами. (-)

2) По­требности человека безграничны. (+)

3) Потребности человека делятся на материальные, духовные и социальные. (+)

4) Одной из главных экономических проблем является лень. (-)

5) Все жизненные бла­га человек производит сам. (-)

6) Главной проблемой экономики является ограниченность ресурсов. (+)

7) Жизненные блага бывают предметами потребления. (+)

ПРОВЕРКА (СЛАЙД 21)

-  +  +   -   -  +   +

Обменяйтесь тетрадями.

(СЛАЙД 22) - Вам удалось решить задачи, которые вы ставили в начале урока?

На листочках оцените свою работу на уроке сами, за тест оценку поставит сосед по парте.

Легко ли было вам работать?

Что удалось лучше всего?

Знания, которые вы получили сегодня помогут вам в жизни? Как именно?

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ

Отвечают на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока:

Делятся впечатлениями, заканчивая предложения.

 

V. Домашнее задание

Параграф 17, термины учить (СЛАЙД 23) 

(СЛАЙД 24) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 Записывают домашнее задание

. . . . .