Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Рабочая программа кружка логоритмики для детей 5-7 лет

Дата публикации: 2024-03-18 21:44:02
Статью разместил(а):
Кацап Наталья Петровна

Рабочая программа кружка логоритмики для детей 5-7 лет

Автор: Кацап Наталья Петровна

МАДОУ «Детский сад № 3 «Радуга детства», г. Новосибирск

 

Аннотация: Данная программа по логоритмике направлена на достижение эффективности в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста. В ней учитываются возрастные, психофизические, речевые и двигательные возможности, делается акцент на создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и поддерживание интереса к выполнению упражнений.

Ключевые слова: логоритмика, коррекционная педагогика, музыка, ритм, движения, развитие речи.

 

Введение

Логоритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Её основой являются речь, музыка и движение.

В связи с пересмотром системы образования в целом и внедрением ФГОС результаты освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых прописаны характеристики возможных достижений ребенка. Логоритмика содействует решению задач Дошкольного Образовательного Стандарта. Совместная непосредственно образовательная деятельность по логоритмике способствует развитию высших психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, а также эмоционально-волевая сфера). Логоритмическая деятельность приближает ребенка к соответствию целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования.

Образовательная деятельность по логоритмике построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, сопровождаются ярким положительным эмоциональным фоном, и позволяет педагогу организовать целостный воспитательно – коррекционный процесс.

Программа направлена на достижение эффективности в работе: учитываются возрастные, психофизические, речевые и двигательные возможности. Выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и поддерживание интереса к выполнению упражнений, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Содержание ПДО по логоритмике в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет цели и задачи программы, принципы формирования, планируемые результаты освоения.

Содержательный раздел программы включает описание образовательной деятельности по логоритмическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Организационный раздел описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей данной ПДО; особенности организации образовательной деятельности.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка.

Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования, побуждает совершенствовать педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям. 

Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми нарушениями (от 45% до 60%).

Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением большинства звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

Музыкальная логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание. 

Известно, что ребенок развивается в движении. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Данная программа по логоритмике, полностью соответствующая лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности.

Отличительной особенностью и новизной программы является включение здоровьесберегающих технологий (дыхательные упражнения, игровй массаж и самомассаж, пальчиковые игры, нейрогимнастика, упражнения на развитие межполушарных связей), включение современных технолгий, приемов и метидов, разработанных специально для логоритмических занятий, что способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширение словарного запаса детей дошкольного взраста.

Музыкальные логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, расширение словарного запаса, на способность творчески проявлять себя.

1.1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. 

Коррекционно-развивающие задачи:

·      развивать речевое дыхание;

·      развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;

·      развивать тонкие движения пальцев рук;

·      развивать фонематическое восприятие;

·      формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;

·      формировать грамматический строй и связную речь.

Образовательные задачи:

·        формировать двигательные умения и навыки;

·        развивать пространственные представления;

·        развивать переключаемость и координацию движений;

·        развивать ритмическую выразительность;

·        развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;

·        развивать коммуникативные умения и навыки;

·        воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.

Оздоровительные задачи:

·    укреплять костно-мышечный аппарат; 

·    формировать правильную осанку, походку; 

·    развивать координацию движений и моторных функций. 

1.1.3. Основные принципы программы.

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются учителем-логопедом, музыкальным руководителем и воспитателем.

3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука «с» полностью подготавливает артикуляционный аппарат к произношению звука «з»). Эта взаимная связь позволяет использовать сохранные звуки для постановки дефектно произносимых звуков.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

1.1.4. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова.

Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения. К 6 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

 Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Ребенок способен удерживать в памяти большой объем информации. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика особенностей детей с общим недоразвитием речи.

У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям. Оказывается недоразвитой связная речь.

Ведущими признаками общего недоразвития речи являются: позднее начало речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования. Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется ограниченно. Разговорная речь является бедной, малословной, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации она становится непонятной.

1.2. Планируемые результаты работы:

·    Расширение и активизация словарного запаса по изученным лексическим темам.

·    Формирование умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

·    Развитие артикуляционной моторики;

·    Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, 
ориентации в пространстве;

·   Развитие слухового внимания и  фонематического слуха; 

·   Развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

·   Формирование модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения. 

·   Активизация всех видов внимания и памяти.

·   Воспитание бережного отношения к природе, животным. 

·   Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Формы, способы, методы и средства реализации программы.

Программа кружка по логоритмике разрабатывалась для организации образовательной деятельности детей по речевому развитию в условиях конкретного ДОУ «Детский сад № 135 «Речецветик».

Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся в течение семи месяцев, в период с октября по апрель, один раз в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность одного занятия  20 - 25 минут. Занятия проводятся по подгруппам, количество детей в которых составляет 10-12 человек. Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме, в рамках изучения кото­рой расширяется и активизируется словарный запас, отрабатываются грамматические темы, ведется работа над артикуляционной, мелкой и общей моторикой.

Специально для программы разработаны конспекты занятий, подобрана диагно­стика,  музыкальный репертуар, составлены картотеки.

В разделе «Учебно-методическое обеспечение программы» перечислены мате­риалы и оборудование, используемые на занятиях. 

Методы реализации образовательной программы.

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации об­разовательной программы используются различные методы и приемы:

Таблица 1.

Методы

Приемы

Наглядные

Наблюдение;

Демонстрация наглядных пособий (предметов, картинок, репродукций, слайдов, видеозаписей).

показ способов действий;

показ образца.

 

Словесные

Рассказ;

Беседа.

вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);

указание;

пояснение;

объяснение;

педагогическая оценка.

Игровые

Дидактическая игра;

Воображаемая ситуация (с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием)

внезапное появление объектов;

выполнение педагогом игровых действий;

загадывание и отгадывание загадок;

введение элементов соревнования;

создание игровой ситуации.

Практические

Упражнение (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

Моделирование (предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели).

 

Средства реализации образовательной программы:

На занятиях по логоритмике используются различные средства:

·      демонстрационные и раздаточные;

·      визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

·      естественные и искусственные;

·      реальные и виртуальные.

Данные средства направлены на развитие двигательной, игровой, речевой, музыкально-ритмической деятельности детей.

2.2. Программно-методическое обеспечение.

Настоящая рабочая образовательная программа  по логоритмике составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 1.09.2013г., Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Концепцией дошкольного воспитания, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также в соответствии с разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии, Уставом образовательного учреждения.  

Программа базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии:

·      Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»

·      Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

·       Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.  

по музыке:

·      Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой.

·      Методика игрового обучения С. и Е. Железновых (аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логоритмика»)

по логоритмике: 

·      Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду»

·      Методические пособия по логоритмике М.Ю. Картушиной, М.Ю. Гоголевой, Е.В. Кузнецовой.

·      Воронова А.Е. «Логоритмика для детей 5-7 лет».

2.3. Содержание психолого-педагогической работы.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы: 

·      Музыкально-ритмические упражнения и игры 

1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание. 

2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. 

3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега). 

4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику. 

·      Артикуляционная гимнастика 

1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность. 

2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ. 

3. Стимулировать движения нижней челюсти. 

4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации. 

5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении. 

6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении). Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии. Развивать умение поднимать боковые края языка. 

7. Укреплять мышцы шеи. 

8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи. 

9. Развивать мимическую мускулатуру.

·      Дыхательная гимнастика  

1. Корректировать нарушения речевого дыхания.

2. Выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

·      Пальчиковая гимнастика 

Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.

·      Пальчиковая нейрогимнастика

Развивать межполушарные связи.

·      Фонопедические упражнения 

1. Укреплять гортань. 

2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.

·      Чистоговорки.

1. Автоматизировать звуки, отрабатывать четкое, ритмичное произношение фонем и слогов.

2. Развивть фонематический слух и слуховое внимание. 

·      Пение песен и вокализов. 

1. Развивать музыкальный слух

2. Укреплять голосовой аппарат ребенка.

3. Способствовать автоматизации гласных звуков 

·      Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах.

1. Развивать мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа. 

2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп. 

·      Коммуникативные игры и танцы,физминутки.

1. Развивать динамическую сторону общения. 

2. Развивать эмоциональность. 

3. Развивать позитивное самоощущение.

4.  Развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений.

·      Упражнения на релаксацию.

Снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Коррекционно-образовательная работа осуществляется поэтапно: 

I этап – подготовительный

- Создание благоприятных условий для логоритмических занятий.

- Формирование слухового и зрительного внимания.

- Развитие голоса, звукообразования и певческих навыков.

- Развитие чувства ритма.

- Развитие общей и мелкой моторики.

- Обогащение пассивного и активного словаря.

- Коррекция эмоционально-личностной сферы.

- Воспитание координации движений и ориентировки в пространстве.

II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков

- Укрепление мышц артикуляционного аппарата.

- Развитие звуковысотности и силы голоса.

- Развитие фонематического восприятия.

- Закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и физического напряжения.

III  этап – формирование коммуникативных умений и навыков

- Закрепление двигательных умений, ручной моторики.

- Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.

- Развитие фонематического восприятия.

- Развитие речевой моторики.

- Формирование правильного употребления звуков в спонтанной речи.

- Формирование лексико-грамматических категорий.

- Накопление активного и пассивного словаря.

2.4. Тематическое планирование

Таблица 2.

п/п

Месяц

Неделя

Первый год обучения. Лексическая тема.

1

октябрь

 

1

«Осень. Признаки осени. Деревья осенью»

2

2

«Огород. Овощи»

3

3

«Сад. Фрукты»

4

4

«Лес. Грибы и ягоды»

5

ноябрь

1

«Одежда»

6

2

«Обувь»

7

3

«Игрушки»

8

4

«Посуда»

9

декабрь

1

«Зима. Зимующие птицы»

10

2

«Домашние животные зимой»

11

3

«Дикие животные зимой»

12

4

«Новый год»

13

январь

1

«У детей зимние каникулы»

14

2

«Мебель»

15

3

«Грузовой и пассажирский транспорт»

16

февраль

1

«Профессии на транспорте»

17

2

«Детский сад. Профессии»

18

3

«Ателье. Закройщица»

19

4

«Наша армия»

20

март

1

«Стройка. Профессии строителей»

21

2

«Весна. Приметы весны. Мамин праздник»

22

3

«Комнатные растения»

23

4

«Пресноводные и аквариумные рыбы»

24

5

«Наш город»

25

апрель

1

«Весенние работы на селе»

26

2

«Космос»

27

3

«Откуда хлеб пришел?»

28

4

«Насекомые»

Таблица 3

п/п

Месяц

Неделя

Второй год обучения. Лексическая тема.

1

октябрь

1

«Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»

 Звук «Й»

2

2

«Фрукты. Труд взрослых в садах». Звук «Е»

3

3

«Насекомые и пауки» Звук и буква «Е»

4

4

«Перелётные птицы. Водоплавающие птицы»

Звук и буква «Е»

5

ноябрь

1

«Ягоды и грибы. Лес осенью» Звук и буква «Ё»

6

2

«Домашние животные» Звук и буква «Ю»

7

3

«Дикие животные наших лесов»

Звук и буква «Ё»

8

4

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

Звук и буква «Я»

9

декабрь

1

«Зима. Зимующие птицы»

Звуки и буквы «Й», «Е», «Ё», «Ю», «Я»

10

2

«Мебель. Звуки и буквы «Й», «Е», «Ё», «Ю», «Я»

11

3

«Посуда» Звук «Ц»

12

4

«Новогодний праздник» Звук «Ч»

13

январь

1

«Новый год»

14

2

«Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте» Звук «Ч»

15

3

«Профессии взрослых» Звук «Щ»

16

февраль

1

«Труд на селе зимой» Звуки «Ч», «Щ»

17

2

«Орудия труда. Инструменты» Звук  «Л»

18

3

«Животные жарких стран» Звуки «Л», «Л`»

19

4

«Комнатные растения, размножения, уход»

 Звуки «Л», «Л`»

20

март

1

«Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы». Звуки «Л», «Л`» 

21

2

«Ранняя весна, весенние месяцы. Мамин праздник.

Первые весенние цветы». Звуки «Р», «Р`»

22

3

«Наша Родина - Россия». Звуки «Р», «Р`»

23

4

«Мы читаем русские народные сказки».

24

5

«Наш родной город Новосибирск»

25

апрель

1

«Мы читаем. Знакомство с творчеством                        С. Я. Маршака».

26

2

«Мы читаем. Знакомство с творчеством                        К. И. Чуковского».

27

3

«Мы читаем. Знакомство с творчеством                        С. В Михалкова».

28

4

«Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Л. Барто».

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Структура занятия по логоритмике.

Структура занятия включает следующие этапы: подготовительный (вводный), основной и заключительный.

I водная часть: 3-5 минут.

Включает в себя:

- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.

II основная часть: от 10 до 15 минут.

Включает в себя:

- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;

- упражнения на развитие внимания, памяти;

- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;

- упражнения на развитие координации речи с движением;

- упражнения на развитие координации пения с движением;

- слушание музыки для снятия напряжения;

- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.

III заключительная часть: от 2 до 7 минут.

Включает в себя:

- упражнения на восстановления дыхания;

- спокойные виды ходьбы;

- упражнения на релаксацию.

3.2. Формы взаимодействия с родителями.

Залогом успешной работы по развитию речи и коррекции речевых нарушений является взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители закрепляли с детьми те знания и умения, с которыми воспитанники познакомились на кружковых занятиях.

Ежегодно с родителями детей, обучающихся в кружке по логоритмике, проводится тематическое собрание «Роль логоритмики в развитии речи детей». Родители узнают о том, какое значение имеет логоритмика для воспитания и развития дошкольников, знакомятся с принципами и содержанием образовательной программы. В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации для ознакомления родителей с динамикой речевого и общего развития детей. В конце учебного года проводится отчетное мероприятие. 

3.3. Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды.

Предметная развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка, полноценному развитию личности.

Логоритмические занятия проводятся в музыкальном зале с использованием специального оборудования и материалов.

·      Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук, набор аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания музыкально -ритмических упражнений.

·      Атрибуты: маски и костюмы зверей, птиц, игрушки, массажные мячи, ленты, обручи, предметные картинки по лексическим темам, муляжи овощей и фруктов.

·      Детские музыкальные инструменты: бубны, погремушки, деревянные ложки, дудки, колокольчики, металлофоны.

3.4. Система мониторинга.

Диагностика неречевых психических функций.

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проводится в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание:

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма

1-й элемент:         - - ..  -

2-й элемент:         - .. - -

3-й элемент:         - - ….

4-й элемент:         …. - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

·      силу движений,

·      точность движений,

·      темп движений,

·      координацию движений,

·      переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики:

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

·      «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

·      Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

·      Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество баллов за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную таблицу.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры.  - СПб, 2009.

2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М., 2004.

3. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика/авт.-сост. С.И.Токарева. – Волгоград, 2012.

4. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М., 2002.

5. Нищева Н.В. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду»

6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. – М., 2003.

7. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. – М., 2013.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М., 2014.

9.  Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. – М., 2014.

10. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. - М., 2007.

 

. . . . .