Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект НОД в средней группе "Путешествие в старину" и самоанализ занятия

Дата публикации: 2024-03-18 23:41:48
Статью разместил(а):
Павленко Лариса Вячеславовна

Конспект НОД в средней группе "Путешествие в старину" и самоанализ занятия

Автор: Павленко Лариса Вячеславовна

МБДОУ Д/с № 9, станица Старовеличковская, Краснодарский край

 

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину.

Задачи: 

Воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине; уважение к кубанским традициям;  воспитывать интерес к истории своей Родины, гордость за культуру кубанского казачества, желание её сохранить.

Развивающие: Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков; развивать коммуникативные навыки;

Образовательные: Формировать чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом; формировать представлений  об оформлении казацкой  хаты, знакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью. Активизировать в речи детей слова: хата, рушник, папаха, красный угол, скрыня, колыбель, чугунок. 

Оборудование и материалы: клубочек ниток, кубанские костюмы для девочки мальчика, предметы кубанского быта, музей кубанского быта в старшей группе.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, а у вас есть бабушки?  Я сегодня была у моей бабушки, Марии Ивановны, и она мне подарила, вот такой красивый клубочек, а он не простой, а волшебный. Он может перенести нас на много лет назад. Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое. (да)

Тогда повторяйте со мной такие слова:

Мой клубок волшебный покатись скорей

В старину далекую приведи детей…

Вот мы и оказались с вами в прошлом, в хате, где жили кубанские  казаки. А вот и хозяева.

Дуняша: Здравствуйте гости дорогие! проходите в нашу хату. Меня зовут Дуняша.

Гриша: А я – Гриша, проходите в нашу хату.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, как одеты наши хозяева.

Дуняша: Поглядите, на мне вот такая сорочка, красивая юбка с оборками, и вот такой веночек на голове (показывает)

Гриша: А у меня вот такая красная черкеска, черные шаровары, на голове папаха, нравится вам? (показывает)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на убранство казачьей хаты? Мне бабушка рассказывала, что раньше в каждом доме был красный или святой угол, где висела икона, украшенная вышитым полотенцем.

Дуняша: А вот и наш святой угол с иконой Божьей матери.

У стены стоит вот такая роскошная кровать, рядом колыбель и люлька, где качают детей, а это сундук с добром или скрыня, в нем хранят одежду и украшения.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что было главным в казачьей хате?

Ответы детей: (может быть стол или святой угол?)

Воспитатель: Гриша, а ну подскажи нам?

Гриша: Главным в доме у нас считается печь. Русская печь отапливает жильё, в ней готовят пищу, выпекают хлеб, сушат одежду, зимой спят на печи, на её лежанке.

Дуняша: А это посмотрите сюда - наша прялка, здесь казачки вечерами прядут пряжу, а затем из нее вяжут одежду для своей семьи (дети рассматривают)

А теперь, я приглашаю вас гости дорогие к столу.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что готовили казачки?

Ответы детей: (Борщ, пирожки, блины, вареники, пили, напиток из сухофруктов).

Воспитатель: Посмотрите, вы угадали или нет? А теперь подскажите мне пожалуйста, а какая посуда стоит на столе?

Ответы детей: (Самовар, глиняные чашки, деревянные ложки, и глечики).

Воспитатель: Ну, вот ребята мы с вами и побывали в далеком прошлом. И нам уже пора собираться домой, поблагодарим наших хозяев.

Дети: Спасибо за угощения и теплый прием.

Воспитатель: Но прежде, чем мы вернемся в детский сад, мне бы хотелось узнать:

Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей: Мы узнали, что есть в хате казака святой угол; печь считается главной в доме; запомнилась скрыня, люлька, прялка.

Воспитатель берет клубок, говорит слова и бросает на землю:

Ты клубок волшебный покатись скорей,

Возврати пожалуйста в детский сад детей

Дети возвращаются в группу.

 

САМОАНАЛИЗ занятия по теме: «Путешествие в старину» 

Структурный анализ занятия.

Цель занятия «Путешествие  в старину»: Обогатить и систематизировать знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину. 

Задачи, реализуемые в ходе занятия:

Воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине; уважение к кубанским традициям;  воспитывать интерес к истории своей Родины, гордость за культуру кубанского казачества, желание её сохранить.

Развивающие: Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков; развивать коммуникативные навыки;

Образовательные: Формировать чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом; формировать представлений  об оформлении казацкой  хаты, знакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью. Активизировать в речи детей слова: хата, рушник, папаха, красный угол, скрыня, колыбель, чугунок. 

Возраст воспитанников: средний дошкольный возраст,  4-5 лет.

Тип занятия: познавательное.

Форма проведения: игра-занятие.

Методы: словесный, познавательный, игровой. 

Выбор данного типа и методов занятия продиктован целями занятия, которые поставлены с учетом возрастных особенностей детей, необходимого уровня знаний и умений обучающихся.

Предварительная работа. 

Чтение кубанских сказок, потешек; пение и слушание народных кубанских песен; рассматривание альбомов, кубанского народного костюма, картин о жизни казаков, предметов быта;  разучивание и проведение  кубанских народных игр. Данная работа проводилась в течение всего года, так как в детском саду для этого созданы хорошие условия: музей «Кубанская хата». 

Структура занятия соответствует заявленным: типу, виду, форме, цели и задачам занятия. Содержание учебного материала на всех этапах занятия соответствует возрастным особенностям детей. Все этапы занятия логично взаимосвязаны. В течение занятия была организована смена деятельности: учебный диалог, выполнение практических заданий.

Введение нового материала осуществлялось посредством прохождения маршрута экскурсии по музею. Подача нового материала с опорой на имеющиеся знания способствовала более эффективному восприятию обучения. Прием использования персонажа хозяев Дуняши и Гриши в качестве второго экскурсовода способствовал привлечению внимания обучающихся, обеспечению интереса и эмоциональности детей. На занятии  воспитанники познакомились с домашней утварью и  убранством казацкой хаты; поняли значение новых слов. Они правильно отвечали на вопросы, которые задавались мною по ходу изложения материала. Дети проявили работоспособность, активность. Психологический климат на протяжении всего занятия был благоприятный.

Система моей работы.

Главным в системе своей работы я считаю умение организовать детей, правильно определять объём учебного материала, проявлять на занятиях эмоциональность, доброжелательность в общении с детьми, а также технологию погружения (обстановка, костюмы, форма преподнесения материала соответствовала кубанским обычаям) Думаю, что на данном занятии мне удалось проявить все эти качества.

При подведении итогов занятия использовалось художественное слово и метод рефлексии, на данном этапе занятия обучающиеся поделились новыми впечатлениями и знаниями, полученными на занятии. 

Содержание учебного материала и виды работы, используемые в процессе обучения, были направлены на поддержание познавательной активности детей, что позволило реализовать поставленные цель и задачи. В  связи с тем, что были  хоровые ответы детей, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться четкого произношения слов. Несмотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.

 

. . . . .