Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическая разработка урока в 7 классе "Причастие как часть речи"

Дата публикации: 2024-03-19 17:58:11
Статью разместил(а):
Кокорина Елена Сергеевна

Методическая разработка урока в 7 классе "Причастие как часть речи"

Автор: Кокорина Елена Сергеевна

МБОУ ОШ № 12, г. Архангельск

 

Аннотация: В данной методической разработке представлен урок в 7 классе по теме «Причастие как часть речи». Тема для ребят совершенно новая, поэтому в ходе урока нужно обязательно вспомнить, что обозначают прилагательные и глаголы, а также их некоторые морфологические признаки. А так как наша школа находится на территории авиагородка, то в разработке урока мы косвенно обращаемся к теме самолетов.

Ключевые слова: методическая разработка, причастие, прилагательное, глагол

 

Урок: вводный урок в разделе «Причастие».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование знаний обучающихся о причастии  как самостоятельной части речи.

Задачи урока:

дидактические (обучающие): дать определение причастия; объяснить понятие проявляющийся во времени признак предмета по действию; показать морфологические и синтаксические признаки причастия; сформировать умение отличать причастия от глаголов и прилагательных; научить опознавать причастия в предложениях;

развивающие: развивать умение правильно употреблять причастия в устной и письменной речи; развивать внимание; развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитательные: формировать потребности к новым знаниям; побудить обучающихся к активности; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Технологии, методы, приемы: беседа, дискуссия, технология критического мышления, применение частично-поискового метода, рациональное применение мультимедийной обучающей презентации, создание ситуации успеха.  

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи: литература.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, раздаточный материал (см.ниже), бумажный самолётик.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент 

Организация класса. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой 

Здравствуйте, ребята! Рада снова нашей встрече. Если все готовы вновь пополнить копилку знаний, прошу садиться.

Участвуют в диалоге с учителем

2

Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание.

Среди названных определений к слову самолетик должно прозвучать причастие летящий, за которое необходимо ухватиться и назвать, какой частью речи оно является.

Так как мы живем с вами в Аэропорту, то каждый день видим, как взлетают и садятся самолеты. Я тоже хочу представить себя пилотом, поэтому запускаю этот бумажный самолетик. А вы, пока он летит, расскажите, какой он.

Ребята, вы услышали слово летящий. Я вам открою секрет, что это слово причастие. Именно о нем и пойдет речь сегодня.  

Значит, чему мы будем сегодня учиться?

Но это ещё не всё, что мы сегодня узнаем. Вместе мы откроем ещё несколько тайн этой части речи. Представим себе, что мотор самолёта заведен, и мы набираем высоту. 

Называют слова, характеризующие самолетик.

Записывают тему урока.

Должны узнать причастие как часть речи.

3

Актуализация знаний.

Карточка: задание установить, от каких слов данные слова.  Смешной (от смех), большущий (от большой), бородатый (борода), клюквенный (клюква) // звенящий (звенеть), открывший (открыть), увлечённый (увлечь), вышитый (вышить).

Предлагаю обратить внимание на карточки. Обсудите в парах предложенное задание и выполните его.

Слова первой группы какой частью речи являются?

Слова второй группы?

Слова какой части речи обозначают постоянный признак предмета?

Слова какой части речи обозначают признак предмета, который проявляется во времени и по действию?

Сделайте вывод, от какой части речи образуются причастия.

Обсуждают, выполняют, высказывают мнение.

Отвечают прилагательными.

Отвечают причастиями.

Отвечают.

Выявляют закономерность.

4

Усвоение и открытие новых знаний.

Выполнение упр.72 учебника, где даётся работа по спорному вопросу.

Работа  упр.73 и самостоятельный вывод.

Выполнение упр.74 и самостоятельный вывод.

Работа со слайдом на экране. После предположений детей появляется запись

Отлично! Наш самолет набрал высоту. А это значит, что мы можем продолжать открывать секреты причастия.

Обратитесь к учебнику на стр.32. Упр. 72 предлагает вам познакомиться с фрагментом статьи учёного, вспомнить стили текста и сформулировать и доказать свою точку зрения по спорному вопросу.

Спасибо! А теперь посмотрите на задание упр.73 и определите, что ещё нам нужно узнать о причастии.

Вспомните, от какой части речи образуются причастия. Верно! Тогда вы можете смело выполнить упр.74.

Посмотрите на запись на экране. Почему стоит знак равенства между словами причастие и сопричастно?

Формулируют выводы наблюдений

Определяют, какие морфологические признаки прилагательного можно обнаружить у причастия.

Определяют, какие признаки глагола есть у причастия. Учитывают значение графически выделенных морфем.

Формулируют предположение и вывод

5

Первичное закрепление знаний 

Физкультминутка.

Составление кластера по причастию. Проверка с помощью появляющихся на экране записей.

Определение синтаксической роли причастия и заполнение последней ячейки кластера.

Выполнение заданий на карточке и последующая проверка.

Летим мы уже долго, наверное, устали сидеть. Давайте встанем и вспомним начало полёта. Сначала мы были ожидающими посадки на борт самолёта (переминаемся с ноги на ногу), потом поднимающимися по трапу (поднимаем одновременно руки и ноги), уже наверху оглядывающимися по сторонам (совершаем движения головой), и, наконец, мы стали парящими в воздухе (раздвигаем руки в стороны и делаем наклоны).

Наступает время для перекуса, а значит, мы садимся на места.

Напомните, о какой части речи мы сегодня говорим. Закройте учебники и составьте  кластер. Работаем в парах.

Отлично! Обратите внимание на упр. 75. Определите по заданию, что осталось неизвестным. Выполните задание.

Из иллюминатора нашего воображаемого самолёта вы видите необыкновенные картины. На слайде представлен текст Г. Николаевой. Прочитайте задание и определите, что будем закреплять. Приступаем к выполнению работы.

Выполняют движения вместе с учителем.

Систематизируют полученные знания.

Выполняют упр. И определяют синтаксическую роль причастий. Дополняют план.

Систематизируют знания: находят и выписывают причастия, указывают род, число, падеж, вид и время.

Приходят к выводу, что причастия делают нашу речь образнее, красивее, и даже проще.

6

Самостоятельная работа с проверкой

Тест и взаимопроверка

Время обеда закончилось, пора отдохнуть и подумать над тем, как проходит наш полёт. Посмотрите на слайд и выполните задания. Проверьте свои знания.

Выполняют задания

7

Коррекция знаний и способов действий.

Обсуждение выполненных работ

Учитель консультирует, помогает, советует

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию

8

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании 

Игра «Верю – не верю» (слайд)

Комментирование домашнего задания: выполнить упр78 (по желанию: у трёх причастий указать признаки прилагательного и глагола)

Ребята, а вы уже почувствовали, что наш самолёт пошел на посадку? Тогда давайте успеем поиграть. Если вы верите в утверждение, то ставим +, если не верите –

Молодцы! Наш урок уже заканчивается, и вы понимаете, что требуется ещё закрепление материала. Как же нам быть?

Структурируют знания.

Приходят к выводу о необходимости домашнего задания.

9

Рефлексия.

На слайде слова: научивший,

развивающий,

воспитывающий,

удивляющий,

волнующий,

чарующий,

захватывающий 

Ребята, время нашего полёта подошло к концу. Давайте подумаем, был ли наш урок-полёт удачным.

Зачем мы сегодня на уроке…?

Какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель урока?

Чему посвятим следующий урок?

Что для вас было легко (трудно)?

Довольны ли вы своей работой?

А какой был урок, напишите на крыльях ваших самолётиков и давайте их вместе запустим.

Получают возможность оценить своё внутренне состояние.

Пишут, какой был урок, запускают самолётики.

 

1. Красноватый

2. Краснеющий

3. Краснеть

4. Красный

I. Отметить причастие в каждом столбике:

1. Писать

2. Письменный

3. Написанный

4. Напиши

1. Читающий    

2. Читать

3. Читательский

4. Читая

 

 

 

 

II. Найти соответствие:

1) Белел                  а) глагол           

2) Белеющий          б) прилагательное

3) Белизна              в) существительное

4) Беленький          г) причастие

 

III. Найдите строчку, в которой все слова являются причастиями

1. Медленный, летящий, белеющий

2. Озарённый, думающий, очаровавший

3. Волшебный, прекрасный, дремлющий

 

Игра «Верю – не верю»

- причастие – самостоятельная часть речи;

- причастие образовано от глагола;

- причастие бывает сов. в. и несов. в.;

- причастие изменяется по лицам;

- в предложении является обстоятельством;

- обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию.

  

. . . . .