Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект ОД по познавательному развитию со старшими дошкольниками "Дикие животные средней полосы"

Дата публикации: 2024-03-23 07:04:52
Статью разместил(а):
Носкина Евгения Вячеславовна

Конспект ОД по познавательному развитию со старшими дошкольниками "Дикие животные средней полосы"

Автор: Носкина Евгения Вячеславовна

ГБОУ города Москвы "Школа № 1310", дошкольное отделение № 1

 

Цель и задачи занятия: закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их приспособленности к условиям жизни.

Образовательные:

  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Упражнять в образовании притяжательных и относительных прилагательных
  • Развивать речь, мышление.
  • Воспитывать интерес и желание больше узнать о диких животных

Воспитательные: 

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
  • Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным

Развивающие:

  • Работа по словообразованию:
  •  волк – волчица – волчонок (волчата);
  •  заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.;
  • Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один зайчонок, два зайчонка, десять зайчат т.д.).

Предварительная работа:

  • Разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”.
  • Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”;
  • Рассматривание иллюстраций диких животных, обитающих в лесах Подмосковья, зоопарк.
  • Чтение детям русских народных сказок:
  • “Лиса и волк”,
  • “Заяц – хваста»,
  • “Заюшкина избушка”,
  • “Три медведя”,
  • “Кот, петух и лиса”,
  • “Лиса и журавль”;  
  • стихотворений Н.Костарев “Бобер”,
  • П. Воронько “Хитрый ежик”;
  • рассказов В.Бианки и др.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики “Заяц”, “Сидит белка на тележке”.
  • Разучивание подвижных игр “Заяц Егорка”, “Зайка беленький сидит”.
  • Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Материалы к занятию: Иллюстрации к занятию “Дикие животные”, « волчок» – для игры “Поле чудес”, фанты для поощрения детей, конверты с заданиями, мольберты, кисти по количеству детей, краски акварельные, листы бумаги с нарисованными на них восковой свечой животными.

Дети под музыку заходят в музыкальный зал, в зале декорация лесной поляны с домиком, звучат в аудиозаписи звуки леса.

Воспитатель: «Ребята,  посмотрите вокруг, прислушайтесь, как вы думаете,  куда мы с вами попали? (ответы детей) Правильно Мы с вами в лесу, на полянке».

Пока воспитатель беседует с детьми, из-за домика тихо выходит Старик-Лесовик с корзинкой в руках. Воспитатель обращает внимание детей на него, предлагает высказать предположение кто это? (ответы детей)

Лесовик: «Я хранитель леса и зовут меня Лесовик. Я знаю все- все про лес и его обитателей. А вы знаете про обитателей леса? (ответы детей) А вот я сейчас и проверю, Загадаю вам свои загадки».

Воспитатель: «Конечно отгадаем, и не просто ,но и покажем тебе их.»

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики. 

Загадки:

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)

Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это…(Белка).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пышный хвост-краса.
Кто это? (Лиса)

В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит мешок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)

Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк)

Сделал дыру, вырыл нору.
Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Там где сосен сильный запах,

В чаще леса, в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Сплю я толь на спине .

(Барсук) 

С ним тягаться трудно в беге,
Коли встретить довелось, 
знайте, дети, это… (Лось).

Возле дуба, острым рылом,
Деловито землю рыл он.
Видно желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был … (Кабан).

По ходу отгадывания, воспитатель предлагает ребенку, найти и вывесит на магнитную доску, фото отгаданного животного.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все загадки отгадали. А скажите. О каких животных эти загадки? (о диких)

Совершенно верно, о животных, которые называются дикими. А почему они так называются? (живут в лесу и сами себе добывают пищу). Лесовик, а ты знаешь, наши ребята еще знают и веселую игру про диких животных и сейчас тебе ее покажут.

Физкультминутка “Дикие животные”: 

Встанем, плечики расправим.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда,
А где достать – не знал.

Лесовик : «Какие молодцы ребята, и какие у вас красивые фотографии животных. У меня тоже было много фотографий животных, но произошла беда, проснулся я сегодня, а все изображения исчезли (достает из корзинки чистые листы бумаги и показывает детям). Вот теперь не знаю, что делать? Может, вы мне поможете?

Воспитатель: «Лесовик, я смотрю у тебя твоя корзинка не простая совсем, посмотри, может в ней есть что то, что подскажет нам, как тебе помочь. (Лесовик достает из корзины волчок для игры, конверты с заданиями и медальки). Что же это такое, для чего это, как это может нам помочь? А! Кажется, я знаю, мы должны сыграть в игру викторину и решить все задания, тогда мы сможем тебе помочь, вернуть изображения твоих друзей. Я даже знаю, зачем нужен тот непонятный цветок, который я заметила, когда мы шли сюда, сейчас я его принесу.

Воспитатель выносит детский круглый стол в форме цветка, разделенный на сектора, ставит на него волчок, раскладывает конверты и объясняет правила игры. Стульчики, на которых сидят дети, уже расставлены так, что получается две команды.

Воспитатель: «Вы уже сидите так, что получается две команды. (Воспитатель предлагает детям придумать название команд). Лесовик, а ты тоже присядь, будешь нашим главным  судьей».

Лесовик: «Конечно, как раз для таких случаев у меня есть мой чудо карандаш и чудо блокнот».

Начало игры. Воспитатель крутит волчок сам. Выполняя роль, ведущего. За каждый конкурс команда получает медальку.

Вопросы и задания:

Задание 1.

Угадай, чей хвост?

У лисы – лисий,

У зайца – заячий,

У волка – волчий,

У белки – беличий,

У ежа – ежиный,

У лося – лосиный,

У барсука – барсучий,

У медведя - медвежий.

Задание 2.

Назови признаки животных

Лиса, какая?

Хитра, рыжая пушистая

Заяц, какой?

Трусливый длинноухий

Медведь, какой?

Бурый косолапый

 Барсук, какой?

Чистоплотный, хитрый

Волк, какой?

Злой, серый, зубастый.

Лось, какой?

Рогатый, сильный
 Крот, какой?

Маленький, слепой

Еж, какой?

Быстрый, фыркающий, колючий.

3. Кому что дадим?

Мясо - волку

Мед - медведю

Морковку - зайцу

Орехи - белке

Яблоко - зайцу, ежу.

Улиток, личинок - кроту, барсуку

Желуди - кабану

Листья, молодые побеги - лосю.

4  Физкультминутка “Звериная зарядка”:

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

5. Назови сказки, в которых встречаются дикие животные:

«Лисичка сестричка и серый волк»

«Рукавичка»

«Теремок»

«Колобок»

«Заяц – хваста»

«Иван царевич и серый волк»

«Царевна лягушка» и т.д.

6. Изобрази дикое животное:

Зайца

Волка

Лису

Медведя

Барсука

Крота

Лося.

 7. Назови маму:

Медвежонок - медведица

Лисенок - лиса

Зайчонок - зайчиха

Волчонок - волчица

Барсучонок - барсучиха

Лосенок - лосиха

Бельчонок - белка

Ежонок - ежиха.

8. Музыкальная пауза. Музыкальная игра «По дороге ежик шел».

Заключение.

После игры воспитатель: «Ну что ребята, мы с вами решили правильно все задания, вы молодцы, давайте теперь посмотрим, появились ли изображения на фотографиях друзей нашего Лесовик».

Дети смотрят, а листочки так и остались белые.

Лесовик: «Как же так, вед ребята выполнили все задания. Ой, посмотрите! Около моего пенечка появилось что- то непонятное».

(показывает кисти обвязанные ленточкой)

Воспитатель: «Лесовик, кажется, я знаю что это. Это волшебные кисточки. Мы с ребятами, сможем теперь тебе помочь. Я думаю, что на твоей полянке неслучайно появились краски и вода».

Воспитатель предлагает детям взять листы бумаги  и нарисовать тон  красками, появляются изображения животных. При этом напоминая, как правильно держать кисть и тонировать листы в одном направлении.

Лесовик: «Спасибо вам ребята, помогли мне, а фотографии моих друзей оставьте себе на память, будете на них смотреть и вспоминать меня и моих друзей диких животных. А еще я хочу подарить вам подарок».

Лесовик дарит детям настольную игру, прощается и уходит.

Воспитатель: «Ну что же ребята,  мы с вами молодцы, много знаем о диких животных, потому и смогли помочь Лесовик. А теперь и нам  пора возвращаться в наш детский сад».

Дети под музыку уходят из зала.

 

Список литературы: 

1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М.: Лайда, 1995.

2. Волина В. Праздник Букваря. М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.

3. Скоролупова О.А. Дикие животные. М.: Издательство Скрипторий, 2006.

4. Сладков Н. Разговоры о животных. М.: “Стрекоза – Пресс”, 2002.

5. Соболева А.В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.

 

. . . . .