Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическая разработка урока "Православный храм"

Дата публикации: 2024-03-25 13:56:00
Статью разместил(а):
Моисеева Елена Викторовна

Методическая разработка урока "Православный храм"

Автор: Моисеева Елена Викторовна

МАОУ СОШ № 15 им. героя Советского Союза Г.А. Чёрного, г-к Анапа

 

Без памяти нет истории,

Без истории нет культуры,

Без культуры нет духовности,

Без духовности нет воспитания,

Без воспитания нет Человека,

Без Человека нет Народа.

                                              

Цели урока. 

1.     Познакомить с понятием «храм – дом Божий».

2.     Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

3.     Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

4.     Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Задачи: 

1.     Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

2.     Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

3.     Познакомить с понятием «храм – дом Божий».

4.     Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

5.     Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

6.     Подготовить учеников к посещению храма  

Основные термины и понятия: Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

Виды деятельности: беседа, работа в группах, в парах,  индивидуальная, практическая работа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование: 

·         графические изображения;

·         презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора

·         иллюстративный материал

·         аудиозапись колокольного звона

Ход урока

Психологический настрой на урок. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие и желанные гости! Здравствуйте, уважаемые дети! Приветствую всех вас!

Сегодня урок в вашем классе проведу у вас я, зовут меня Елена Викторовна.

Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался на вершину горы. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”. Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке.

Ребята, продолжить наш урок я хотела бы пословицей: "Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости" (НАПЕЧАТАТЬ). Как вы понимаете ее смысл? (ответы детей).

Учитель: Эта пословица говорит о том, что каждый день мы имеем возможность приобретать новые знания и опыт, которые помогают нам стать более мудрыми. Жизненный опыт и уроки, которые мы усваиваем каждый день, помогают нам принимать более обдуманные решения, быть более ответственными и уверенными в своих поступках.

II. Актуализация знаний.

Человека в жизни окружает множество различных зданий (картинки на доску ). Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку? (стадион, театр, почта, храм, церковь, собор)

 Скажите, какие архитектурные постройки отличаются от обыкновенного здания? Знаете ли вы, как они называются? (Храмы, церкви, соборы)

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о …

А, впрочем, назвать тему урока вы сможете сами, отгадав загадку.

ВКЛЮЧАЕМ ЗВОН КОЛОКОЛОВ (в сопровождении с загадкой, запись).

Этот дом – не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола, звонкие колокола.

Бим – бом – бом. Дин – дин – дин – дин.

Кто-то с мамой, кто один,

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам…

Это – … (Православный храм).

КАКОВА ТЕМА УРОКА? Православный храм

ЦЕЛЬ? ЧТО УЗНАЕМ?

 ЦЕЛЬ: Познакомиться с понятием храм.

ЧТО УЗНАЕМ?

1. Что такое храм? Зачем люди приходят в храм?

2. Правила поведения в храме.

3. Внешнее и внутреннее устройство храма.

Это и будет планом нашего урока

Учитель. Ребята у вас на партах лежат маршрутные листы, В этих листах мы будем отмечать изученный маршрут.

Подберите слова синонимы к слову храм (Что такое синонимы? (церковь, собор, часовня). А кто посещал с родителями эти святыни?

СДЕЛАТЬ КАРТОЧКИ: РАБОТА В ПАРЕ (памятки на парты напечатать и разложить правила работы в паре)

Обсудите, ВЫБЕРИТЕ и обведите те СЛОВА, с которым ассоциируется слово «храм» (свечи, иконы, крест, ангел, деньги, ложь, доброта).

III. Изучение нового материала.

Учитель: Что такое храм по вашему мнению? Учащиеся на основе своего опыта, полученных знаний в ходе изучения модуля, работая в паре, дают ответ.

РАБОТА ПО ГРУППАМ. РАСПРЕДЕЛИТЬ СРАЗУ ПО ЦВЕТАМ. 

А сейчас мы с вами будем работать в группах, объединитесь, пожалуйста в группы по цветам квадратов, которые у вас лежат на партах. Выберите ответственного в каждой группе, кто даст ответ на поставленный вопрос.

Я надеюсь, что вы все помните и знаете правила работы в группе? Ну а кто, может быть, забыл, вы можете увидеть их на слайде. 

- Ребята, давайте попробуем дать определение слову «храм». А помогут нам в этом наши друзья словари. (словарь В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова). Откройте, пожалуйста, словари на странице, где находится закладка, и каждая группа найдите в своем словаре определение. МИНУТА НА РАБОТУ В ГРУППЕ.

В.И. Даль

С.И. Ожегов

Д.Н.Ушаков

ХРАМ м. стар. хоромы, жилой дом, храмина ж. Вшедше в храмину, Матф. || Храм и храм Божий, здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь.

ХРАМ, а, м. 1. Здание для богослужения, церковь. Древнерусские храмы. Буддийский х. 2. перен.

Место служения науке, искусству, высоким помыслам (высок.). Х. науки.

Дорога к храму (высок.) путь к вере, к Богу.

Храм - 1. Здание для богослужения; церковь.
2. перен. Место, предназначенное для занятий чем-л. 

Храм науки, Храм искусства.

 ПОНЯТИЯ ВЫВЕШИВАЮТСЯ НА ДОСКУ ПО СЛОВАРЯМ (распечатать понятия).

УЧИТЕЛЬ: Храм или церковь всегда были центром жизни людей. Храм был очень важен в жизни человека. Если есть в поселении храм, то это село, если нет – деревня. Современный русский город или село невозможно представить без храма. Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному.

Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения.

- Я считаю, что человеку нужны храмы ...

- Я считаю, что человеку храмы не нужны ...

Физкультминутка

Вот мы руки развели, 

Словно удивились. 

И у храма до земли 

В пояс поклонились. 

Наклонились, выпрямились, 

Ниже, ниже не ленись, 

Поклонись и улыбнись.

Вашему вниманию я предлагаю видеоэкскурсию по внешнему устройству храма.

ПРОСМОТР ВИДЕО ВНЕШНЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА 1,5 мин.

Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме? 

(Ответы детей.) 

Вывод: Люди, приходя в храм, учатся  добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести. 

И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь. 

Сейчас мы продолжим нашу видео экскурсию в православный храм и познакомимся с внутренним устройством храма.

Видео экскурсия в храм. 

ВКЛЮЧАЕМ ВИДЕО. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА.

После фильма слова.

Учитель: Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь. А для этого мы с вами немного поиграем.

Закрепление. ИГРА. Доскажи словечко.

 Еще раз вспомним, как устроен храм

1. Сюда приходят в день воскресный,

А в праздник здесь порою тесно.

Здесь люди каются, спасаются.

Как это место называется? Храм

2. Там престол, где Господь восседает,

Иерей службу там совершает.

И светится то место, как встарь,

И мы знаем, что это ... Алтарь

3. Стоит высокая стена,

На ней иконы, образа,

А в самом центре – дверь

Она лучиста и светла, ведь это царские … Врата

4. Всех зовут они к молитве,

Знаешь ты и знаю я, то звонят … Колокола

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СДЕЛАТЬ КАРТОЧКУ СО СЛОВОМ ХРАМ.

Учитель: А теперь мы выполним практическую работу, построим свой храм. Но в любом учреждении есть правила поведения, такие правила есть и в храме. А какие правила вы запомнили после просмотра видеоролика? (Ответы детей)

Я хочу вам на память вручить памятки-буклеты благочестивого поведения в храме.  

Построение храма.

Теперь, когда  мы с вами обсудили правила поведения в храме, мы можем построить наш храм.

На доске перед вами детали храма, ваша задача взять каждому по одной детали в руки и затем собрать из этих отдельных деталей в единое целое храм!

ЗАПОЛНИТЬ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

V. Подведение итогов урока.

VI. Рефлексия.

Ребята! У вас на парте лежат фигурки голубей. Голубь- символ мира, любви и согласия.  Если урок вам понравился, вы узнали много нового и интересного материала, то напишите на голубе какие душевные качества помогут вам построить свой храм души. И прикрепите их на доску возле храма.( например тепло, добро, любовь, понимание, душевность и т.д.) А если вам было не комфортно, неинтересно и вы не открыли для себя ничего нового, то вместо голубя можно взять фигурку воробья.

Домашнее задание:

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

- узнать, какие храмы есть в нашем Краснодарском крае. 

Индивидуальное (задание на выбор)

- нарисовать храм вашей мечты

- подобрать  и выучить стихотворение о храме

- составить и оформить памятку «Как вести себя в храме».

СПАСИБО ЗА УРОК

А наш урок я хочу закончить следующими словами:

Окончен урок, и выполнен план. 

Спасибо, ребята, огромное вам. 

За то, что умеете дружно трудиться, 

И знание точно уж вам пригодится. 

 

. . . . .