Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Зимующие птицы"
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Зимующие птицы"
Автор: Милевская Оксана Владимировна
МДОБУ Д/с № 16 "Светлячок", с. Михайловка, Приморский край
Цель: уточнить и расширить представления детей о перелётных и зимующих птицах, об их жизни в зимний период.
3адачи:
· активировать знания детей о перелётных и зимующих птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;
· развить умение строить причинно-следственные связи, развить воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов;
· воспитать доброе, заботливое отношение к птицам;
· закрепить знания в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений;
· научить понимать образный смысл загадок.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением воробья, вороны, снегиря, синицы, модели с видами питания зимующих птиц.
Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познания, коммуникации, художественное творчество.
Ход занятия
В группу влетает сорока, трещит: «Была сегодня в лесу, одни птицы улетели - другие остались, ничего не пойму, что к чему?»
Воспитатель: «Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?»
Сорока: «Ой, здравствуйте, ребята!»
Воспитатель: «Что случилось, сорока?»
Сорока: «Так я и говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму»
Воспитатель: «Ребята, давайте вместе отправимся в лес и поможем сороке разобраться. Раз, два, три - повернись, на лесной опушке окажись!»
Проводится игра-беседа «Пёрышки».
Воспитатель: «Птичья стая пролетала, пёрышки здесь разбросала. Пёрышки мы соберём и задания прочтём».
(Перья с загадками)
1. Угадайте, что за птица скачет по дорожке, словно кошки не боится-собирает крошки, а потом на ветку - прыг и чирикает: «Чик-чирик» (воробей)
2. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей, прячется в зелёных кронах, а зовут её ... (ворона)
3. Кто присел на толстый сук и стучит: «тук-тук, тук-тук!» (дятел)
4. Кто летает? Кто стрекочет - рассказать вам новость хочет? (сорока)
5. Угадай, какая птица-бойкая, задорная, ловкая, проворная, звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!» (синичка)
6. Что за птица - мороза не боится, хоть снега лежат везде - у неё птенцы в гнезде? (клёст)
7. Грудка ярче, чем заря. У кого? (у снегиря)
Воспитатель: Давайте найдём в нашем лесу на дереве этих птиц. Как одним словом можно назвать всех этих птиц? (зимующие)
Воспитатель: Почему их так назвали? Давайте объясним сороке, почему эти птицы не летают в тёплые края? Как называются птицы, которые улетают в тёплые края? А почему они улетают?
Русская народная игра: «Зимующие и перелётные птицы».
Дети надевают шапочки птиц (перелётных и зимующих). В середине зала на расстоянии друг от друга стоят два ребёнка в шапочках (солнышко и снежинка). «Птицы» бегают в рассыпную со словами: - «птички летают, зёрнышки собирают. Маленькие птички – птички - невелички»
После этих слов «Перелётные птицы» бегут к «Солнышку», «Зимующие» к «Снежинке». Чей круг быстрее соберётся - тот и выиграл.
Воспитатель: «Пока мы с вами играли - к нам ещё одна птица в гости прилетела. Вы её узнали?» (синичка)
Синичка: Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будит зима мягкая и тёплая –мы выживем, а будет лютая-трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать. А голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой по ближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.
Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)
Синичка: Но, сделать кормушку мало, нужно знать какой корм можно положить для птиц.
Дидактическое упражнение: «Накорми птиц».
(на столе на блюдцах - семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины)
Воспитатель: Уберите лишнее, что птицы есть не будут.
Перед вами - модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками?
Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем.
Какая птица любит сало? (дети выбирают модель)
Какая птица питается ягодами рябины? (выбирают модель и т.д.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое красивое дерево! Кто сидит на веточке? (воробей)
Ребята, а мне кажется, что воробышек грустит. Как вы думаете, почему? (ему холодно, скучно одному, у него нет друзей).
Ребята, давайте поможем воробушку найти друзей. Давайте мы их нарисуем (дети проходят к своим местам за столом, рисуют птиц и прикрепляют рисунки к дереву)
Воспитатель: Ну, что же, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!
Итог:
· Каких птиц вы повстречали в лесу?
· Как можно назвать их одним словом?
· Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
- Кого угостим салом?
- Рябиной?
- Семечками?
- Кусочком яблока?
Литература:
1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки – М.: Просвещение, 1985.
2. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
3. Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми – Минск: Асар, 1998.