Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"

Дата публикации: 2022-03-29 09:29:31
Статью разместил(а):
Анисимова Виктория Владимировна

Конспект урока "Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных"

Автор: Анисимова Втктория Владимировна

МКОУ "СОШ ст. Николаевская им. Героя Советского Союза С.Я. Батышева"

 

Изучение нового материала с элементами исследовательской деятельности

Этап урока 

Действия учителя 

Деятельность обучающихся 

УУД 

1. Организационный этап. (1 минута)

Приветствие учащихся:

Здравствуйте, ребята! Прошу занять свои места. 

1. Приветствие учителя вставанием.

2. Ребята проверяют свою готовность к уроку.

 Регулятивные: умение настроиться на работу.

2. Актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

(3 минуты)

Пожалуйста. Внимание на экран.

В далеком 1945 году прогремел долгожданный салют Победы и закончилась Великая Отечественная война, но её эхо всё ещё доносится до нас. Это и память участников войны. Это и могилы неизвестных солдат, и снаряды, которые всё ещё находят поисковики. Это и письма, которые бережно хранятся почти в каждом доме ... Письма с фронта и письма на фронт.

Вот одно из них ... Письмо военных лет. Пожелтевший от времени треугольник. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, пропахший порохом втрое сложенный тетрадный листок,  который означал: «Я жив». И  в каждой строчке дыхание войны и вера в Победу.

А хотите узнать, что написано в этом письме?

Родная моя, сегодня на улице холод. В хате от земляного пола – сыро. Вот это письмо пишу возле костра прямо на коленях. Ледяные пальцы не слушаются, но согреться в эту осеннюю ночь нет никакой возможности.

Сегодня начальник дивизионного штаба рас­сказал, как погибла санитарка. Её расстреляли немцы, когда пытали, били её плёткой по лицу. Она не стерпела и гордо сказала: «Вы не запугаете меня битьём»... И фриц  выстрелил ей в рот… Сатанинский поступок.

 Когда же я увижу тебя? А может, никогда. Ведь война… Жалко умирать в 24 года. Я люблю жизнь, хочу жить, но за народ умереть готов. А  ты не плачь. С  честью выдержи  это жизненное испытание. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она — могила-то?

Иван Барковкий

Какую дату мы будем отмечать в мае этого года?

Это великая дата для нашей страны. Об этих днях забывать нельзя.

Предлагаю, знания полученные сегодня, посвятить всем тем, кто защищал нашу Родину.

Я надеюсь, что вы будете смело размышлять, выдвигать предположения и не бояться даже самой трудной ситуации.

9 Мая наша страна будет отмечать 75 - летие Великой Победы над фашистской Германией.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Умение ясно и точно выражать свои мысли, слушать и  слышать друг друга, оценивать ответ. 

Регулятивные: оценка результатов работы. Активное включение в работу.

3. Создание проблемной ситуации.

Постановка цели и задач урока

Вы, наверное, обратили внимание, что в тесте есть слова, выделенные шрифтом. Прочитаем их.

ЗемлЯНой, ледЯНой, осенНий, дивизиОННого,  сатанИНский  жизнЕННую

Скажите, это слова какой части речи? (прилагательные) 

Какие морфемы я выделила?

Что вы видите необычного в правописании этих суффиксов?

Можем ли мы объяснить, когда в суффиксах прилагательных пишется одна буква Н, а когда две?

Кто уже понял, над какой темой  мы будем работать  сегодня?

Назовите  тему нашего урока.  

Исходя из темы урока, какие цели мы поставим?

ЦЕЛИ урока: 

Что должны узнать? 

Чему научиться?

Где это пригодится?

Как следует из темы урока, в суффиксах прилагательных может писаться одна и две буквы Н.

Почему?  Давайте проведём небольшое исследование и попробуем это выяснить.

1. Ребята формулируют тему, цели и задачи урока:

Тема: «Н и НН в суффиксах прилагательных».

Цели:

От чего зависит выбор количества Н в прилагательных?

Выбирать количество Н в суффиксах  прилагательных.

На  практике. При сдаче экзаменов ГИА-9 , ЕГЭ-11, в письменной речи.

Регулятивные:

высказывание своих предположений относительно формулирования целей и задач данного урока. Умение формулировать тему  урока, определять цели и задачи 

Познавательные: делают выводы, включаются в решение проблемы урока

Коммуникативные:

умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли. 

4. «Открытие» детьми нового знания

Технология развития критического мышления: 

«метод «фишбоун» (рыбий скелет) 

Карманный, земляной, жизненный, кожаный, дивизионный, лимонный, звериный, лебединый.

Что общего в словах? (образованы суффиксальным способом)

От слов каких частей речи они образованы? (от сущ.)

- Распределите слова в группы, определив закономерность.

Кожаный

Карманный

Земляной  

Лимонный

Звериный  

Дивизионный

Лебединый

Жизненную  

1.

2.

3.

Почему так распределили?

Какие суффиксы образовали эти слова? (кожаный сделан из кожи, образовано с помощью суффикса АН)

Сформулируйте правило самостоятельно.

Если  прилагательное образовано при помощи суффиксов –ИН-, -АН-, -ЯН-, то пишется одна Н , если при помощи суффиксов -ОНН-, –ЕНН- ,то две Н. И если  к основе на –Н присоединяется суффикс –Н ,то тоже –две Н.                                                                                                                                               

Давайте сравним наши выводы с правилом, а для это мы его прочитаем.

Правило

Одна буква н пишется: 

1) в суффиксе –ин-;

2) в суффиксе –ан- (-ян-) прилагательных, образованных от существительных.

КожАНый, глинЯНый, пчелИНый

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

Две буквы нн пишутся: 

1) в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на –н;

Каменный (камень)  

2) в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов     -онн-, -енн-.

ТрадициОННый, безветрЕННый. Исключение: ветреный.  

В кратких прилагательных,  пишем столько же букв нн, сколько и в полных прилагательных.

Ценный - ценна.

Запомни! Н входит в корень

зелёНый, сиНий,  свиНой, юНый, румяНый.

Обо всех условиях написания Н и НН мы сказали? (нет)

Какие новые  сведения вы получили из теоретического материала?

Почему их так назвали?

А какие слова мы еще должны запомнить? (зеленый, синий, свиной, юный, румяный) Почему?

Последний  штрих не могу не добавить. Лайфхак. Как запомнить суффиксы, в которых пишется одна буква Н?

Запомнить три суффикса,  в которых пишется одна буква Н, очень легко. Надо знать первую и последнюю букву алфавита - А и Я.

Добавляем к ним по одной букве Н и получаем суффиксы - АН, ИН, ЯН.

Сделайте общий вывод о написании Н и НН в суффиксах прилагательных.

Если  прилагательное образовано при помощи суффиксов –ИН-, -АН-, -ЯН-, то пишется одна Н , если при помощи суффиксов -ОНН-, –ЕНН- ,то две Н. И если  к основе на –Н присоединяется суффикс –Н ,то тоже –две Н.

Ответ: нет.

слова-исключения:

ветреНый

оловяННый

деревяННый

стекляННый.

Запомни!  Н входит в корень

зелёНый, сиНий,  свиНой, юНый, румяНый

В них пишется одна Н, которая находится в корне. 

Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

Познавательные: умение сопоставлять и сравнивать, рассуждать, делать выводы; умение определять и анализировать  лексическое явление; самоконтроль своей деятельности 

5. Создание алгоритма. Первичное закрепление  знаний

2. Давайте проговорим   алгоритм наших действий, чтобы правильно писать количество Н в суффиксах.

Вспомним  названия некоторых  известные вам  литературных произведений в названии которых присутствует изученная орфограмма.   

Коллективная работа.

Устно объяснить правописание слов:

Ж. Верн "Таинственный остров"

Г.Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"

А.П. Чехов "Лошадиная фамилия"

Маленькие солдаты Великой Отечественной.
Стихи и рассказы о юных защитниках Родины (сборник)

П.П. Бажов "Каменный цветок"

Познавательные: уметь систематизировать материал, полученный в результате работы. Учатся анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать,

Учатся преобразовывать информацию (строить алгоритм рассуждений), действовать по алгоритму.  

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; отвечать на вопросы.

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

6. Применение новых знаний. 

Во время ВОВ было немало удивительных историй, хочу вас познакомить с одной из них. Группа из 12 незрячих бойцов, после нескольких месяцев обучения, на слух обнаруживала приближающиеся самолеты противника и силы ПВО к их «визиту» были в боевой готовности.  

Благодаря чему, они обрели такой навык? Они тренировали слух.

Мы же с вами на уроках русского языка тренируем орфографическую зоркость, чтобы видеть ошибкоопасные места и не допускать ошибок. А для этого нужна постоянная практика и желание добиться результата.

И сейчас мы  переходим к практике. На слайде  изображения предметов:

Образуйте прилагательные от существительных, называющих изображённые предметы. Запишите  по вариантам.  Выделите суффикс, с помощью которого прилагательное образовано.

Проверяем.

Кто нашел и исправил ошибки? Можете объяснить, какой суффикс нужно писать в этом слове. 

Ребята выполняют упражнение на доске с объяснением.

2. Объяснение друг другу написания н и нн в суффиксах –ан-, -ян-, -ин-

3. Работа в парах, корректировка, взаимное оценивание.

Регулятивные: проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; контроль, коррекция, саморегуляция.

 

Следующее задание называется «МАГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ»

Заполните магический квадрат.

1) ПчелИНый мед.

2) СоломЕННая шляпка.

3) ГлинЯНый горшок.

4) РжАНой хлеб.

5) ДровЯНой склад.

6) ОрлИНый крик.

7) ВетрЕНая погода.

8) ЛимОННый пирог.

9) ЖуравлИНая стая. 

В квадрат под соответствующим номером записывается «Н» или «НН».

1) н

2) нн

3) н

4) н

5) н

6) н

7) н

8) нн

9) н

Соедините все н в квадрате. Если у вас получилась большая буква н, значит, вы хорошо усвоили правило. Если буква н не получилась, стоит еще раз поучить это правило.

Регулятивные: закрепить понимание нового материала и проверить степень усвоения темы каждым учеником 

7. Рефлексия

Что было трудным на этом этапе работы?

Что удалось? Что осталось не понятным? 

 Как вы думаете, мы приблизились к достижению целей нашего урока? Напомните их.

От чего зависит выбор количества Н в прилагательных?

Выбирать количество Н в суффиксах  прилагательных.

На  практике.

Если вам интересно, вы можете в интернете посмотреть задания ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, для выполнения которых вам понадобятся знания полученные сегодня.

Количество букв Н в именах прилагательных зависит от того, с помощью какого суффикса образовалось слово.
Если слово образуется с помощью суффикса –Н-, удвоение согласных получается лишь в том случае, когда основа производящего слова оканчивается на Н. Например: СОН-Н-ЫЙ, БАРАБАН-Н-ЫЙ.
Если при образовании слова использовались суффиксы
–АН-, -ЯН-, -ИН-, то писать надо одну букву Н. Например: ГУС-ИН-ЫЙ, СЕРЕБР-ЯН-ЫЙ, КОЖ-АН-ЫЙ.
Если же суффиксы -ОНН- или –ЕНН-, то пишется две Н. Например: АВИАЦИ-ОНН-ЫЙ, СОЛОМ-ЕНН-ЫЙ.
Запомните несколько исключений: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ. В этих словах пишется удвоенная Н, несмотря на то что они образовались с помощью суффикса –ЯН-.
Обратите внимание также на слово ВЕТРЕНЫЙ. В нем нет удвоенных согласных, так как это прилагательное образовалось не от существительного ВЕТЕР, а от устаревшего глагола ВЕ´ТРИТЬ с помощью суффикса Н.
Есть также несколько прилагательных, для которых нельзя применить это правило, например: ЮН-ЫЙ, РУМЯН-ЫЙ. Дело в том, что эти слова образовались вообще без суффиксов. В них пишется одна Н, которая находится в корне. 

Регулятивная: саморегуляция.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать других.

8.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)



Сейчас нам очень сложно представить ситуацию, в которой мы остаемся без нужной информации. Интернет моментально извещает нас обо всем, что происходит в мире. А как же дело обстояло в годы ВОВ? Как  солдаты узнавали, что происходит на полях сражений, как живут их сослуживцы?

Во время Великой Отечественной войны солдаты выпускали Боевые листки. Это  небольшая газета, в которой  может  быть всего две-три заметки.  Выпускали их не журналисты, а простые солдаты. Во время затиший между боями, и своими статьями они подбадривали своих товарищей, рассказывали о подвигах, о любви к родине и вере в победу.

«Боевой» - значит быстрый, действенный. 

Сейчас мы с вами создадим свой Боевой листок.

Работаем в группе. Работа группы это работа одного ряда. Первые парты поворачиваются ко вторым, третьи подходят.  Помним, что работать нужно быстро и действенно.  

Выполняют задания. Выходят к доске, приклеивают лист на ватман.

1. Ребята самостоятельно выполняют творческое задание.

Коммуникативные: сотрудничество в групповой  работе

Познавательные: выполнение творческого задания

Регулятивные: умение применять правило в новых условиях, аргументировать, обобщать и делать выводы.

9. Подведение итогов занятия. Рефлексия

 Ребята, посмотрите, какой у нас получился Боевой листок.

Ваше домашнее задание обсудить статьи, которые мы поместили в него. Это вы сделаете на следующем уроке.

 Но сейчас мы  постарались и  быстро выполнили задание, при этом не допустив ни одной ошибки.

Мы  справились с заданием.  Так   75 лет назад с заданием, во что бы то ни стало одержать победу над фашистскими захватчиками,  справились наши солдаты. 1418 дней и ночей они боролись за  победу. 

Но если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет. Это были люди, мечтавшие о счастливой жизни своего народа.

Какими качествами характера обладали  наши солдаты? Подумайте.

А пока вы думаете, выполните  задание 4 в инд. листах. Внимательно прочитайте его условие.  

Как вы думаете, какими должны были быть люди, чтобы выстоять в это трудное время?

Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных.

Научиться применять правила написания одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных.

Да, мы узнали, когда в суффиксах прилагательных, образованных от имен существительных, пишется Н-НН.

Ребята вспоминают цели и задачи, поставленные перед началом урока, анализируют их выполнение.

Делятся своими трудностями, которые испытали в ходе работы над правилом.

В конце  нашего урока, я бы хотела прочитать вам отрывок из стихотворения Степана Петровича Щипачева «Павшим»:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову, нет кровнее родни.

Не потому ли я живу, что умерли они?

Эти георгиевские ленточки - ленты памяти,  полоски оранжевые означают огонь, и черные - дым. Повяжите их  9 мая, как символ выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому, мы победили в 1945 году.

       

. . . . .