Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Техники и приемы формирования критического мышления на уроках английского языка

Дата публикации: 2023-09-25 22:40:18
Статью разместил(а):
Морева Алла Васильевна

Техники и приемы формирования критического мышления на уроках английского языка

Докладчик: Морева Алла Васильевна

 

Актуальность формирования критического мышления на уроках английского языка в том, что он наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности.

Для формирования универсальных учебных действий у учащихся наиболее эффективной, как мне кажется, является технология развития критического мышления, которую я использую на уроках английского языка.

Технология развития критического мышления «включает» учащихся в активный процесс познания и достижения истинных знаний, учит ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

Многие современные авторы учебных пособий расширили традиционное представление о роли учебника в изучении английского языка. Предлагалось развить познавательную деятельность в работе с учебным материалом при помощи картинных, тезисных, смысловых и стереотипных планов. Это помогало поднять познавательную деятельность учащихся на преобразующий и творческий уровни. В то же время не ставилась задача принципиальным образом изменить привычный статус учебной книги как основного источника знаний и средства развития логических умений, не подвергалась сомнению изложенная в учебнике информация, не было стремления научить учеников критическому мышлению при работе с авторским текстом учебника.

Между тем в условиях современного образования, в условиях внедрения стандартов второго поколения, которые предполагают различные источники информации, вариативные образовательные программы и учебники, открытый и противоречивый поток сведений, необходимо развивать критическое мышление личности. Это на сегодняшний день выступает на первый план как результат и цель образования личности.

Критическое мышление - это вовсе не критика текста как целенаправленный поиск недостатков в предмете исследования. Критическое мышление – это один из способов интеллектуальной деятельности человека, характеризующий следующими умениями:

· определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

· выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения;

· уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от личного мнения или предположения;

· подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи;

· определять суть проблемы и альтернативные пути ее творческого решения;

· отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;

· понимать, что простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов;

· находить наличие пропагандистских слов в любом предложении или высказывании;

· уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек.

Критическое мышление как образовательная технология.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активный участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.

Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи иноязычного основного среднего образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Цель развития критического мышления формирование таких умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать себя ясно и уверенно.

Поставленная цель позволяет решить ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:

· критически мыслить;

· решать сложные проблемы на основе анализа информации;

· взвешивать альтернативные мнения;

· уметь выявлять причинно-следственные связи;

· уметь делать выводы и сравнения;

· уметь общаться с другими людьми.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что критическое мышление способствует развитию и формированию новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности.

Технология критического мышления дает обучаемому: 

· Умение работать в сотрудничестве с другими

· Умение ответственно относиться к собственному образованию

· Повышение эффективности восприятия информации

· Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения

· Желание и умение стать человеком, который учится в течении всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю возможность: 

· Создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества

· Использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности

· Помочь студентам стать одновременно практиками и аналитиками, которые одновременно умеют грамотно анализировать свою деятельность

· Стать источником ценной информации для коллег.

Таким образом, в результате применения методов критического мышления в процессе обучения иностранному языку актуализируется субъектная позиция личности каждого ребенка. Данные методы способствуют организации учебной деятельности студентов в соответствии с механизмами ценностной ориентации поиск – оценка – выбор – проекция. Несмотря на то, что все компоненты представлены в методах критического мышления, однако, выбор, как соотношение внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности личности, и проекция, как прогноз, реальная конструктивная перспектива, выражены наиболее отчетливо и ярко.

 

. . . . .