Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Кейсы как эффективная технология формирования и развития творческой активности обучающихся

Дата публикации: 2023-10-21 16:51:45
Статью разместил(а):
Селина Наталья Евгеньевна

Кейсы как эффективная технология формирования и развития творческой активности обучающихся на уроках русского язык и литературы

Докладчик: Селина Наталья Евгеньевна

МАОУ "СОШ № 30", Екатеринбург

 

Обучение русскому языку и литературе является важной составляющей школьной программы, ведь знание родного языка и культурного наследия своей страны являются фундаментом для формирования личности ученика. Одним из эффективных методов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, является использование кейсовых технологий.

Кейсы - это обучающие ситуации, которые помогают ученикам получать опыт решения проблем, связанных с учебной темой, а также развивать навыки самостоятельной работы, анализа, синтеза и критического мышления. На уроках русского языка и литературы кейсы могут быть использованы для рассмотрения литературных произведений, анализа языковых явлений, развития умения выделять ключевые моменты в тексте и работать с информацией.

К примеру, на уроке литературы учитель может предложить учащимся кейс, связанный с анализом творческого пути известного писателя. Ученики будут анализировать основные этапы жизни и творчества автора, обсуждать его влияние на литературу своей эпохи, а также рассуждать о его значении для современной литературы.

Кейсы могут быть использованы и для развития языковых навыков обучающихся. Например, можно предложить ученикам кейс, связанный с анализом ошибок в тексте. Учащиеся должны будут выделять и исправлять ошибки, а также объяснять, почему именно такой вариант является правильным.

Кроме того, кейсы могут быть использованы и как форма контроля и оценки знаний учеников. Учащимся предлагается к решению кейс, связанный с анализом произведения, и, по результатам работы учеников, мы можем увидеть насколько ученик понимает данную тему, умеет анализировать текст по заданным параметрам.

Использование кейсовых технологий позволяет не только формировать и развивать творческую активность учащихся на уроках русского языка и литературы, но и повышать их мотивацию к учебному процессу. Кейсы дают возможность ученикам не только получить знания, но и применять их на практике, что активизирует процесс обучения и стимулирует интерес к предмету.

Примером разработанных кейсов по русскому языку 5-11 классов, способствующих формированию и развитию творческой активности обучающихся, могут послужить нетрадиционные как домашние задания, так и уроки.

Роль нетрадиционных домашних заданий, как и нетрадиционного урока, заключается в стимулировании творческого мышления учеников, в развитии их эмоций, фантазии, умения мыслить нестандартно и выражать себя. Благодаря таким урокам и заданиям ученики могут освоить новые навыки и получить опыт самостоятельных и креативных решений задач. Рассмотрим некоторые кейсы.

Кейс 1: Создание собственного словаря необычных слов (5-6 классы)

Цель: Знакомство с разнообразием слов в русском языке и расширение словарного запаса.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с необычными и малоизвестными словами русского языка.

2. Развить у учащихся интерес к изучению языка и самостоятельному расширению словарного запаса.

3. Сформировать навык составления толкования слова на основе контекста и имеющихся знаний.

Ход работы:

1. Учитель дает учащимся по 5-10 необычных слов (например, характерный, инаугурация, кутеж, будничный, архаизм и т.д.).

2. Учащиеся объединяются в группы и должны составить толкование каждого слова на основе контекста или имеющихся знаний.

3. Каждая группа представляет свое толкование интересного слова всему классу.

4. Учитель объясняет и дополняет толкование слова, при необходимости.

5. Ученикам предоставляется возможность обыграть данное слово, создав небольшой связный письменный текст определенного жанра.

Кейс 2: Создание сказочного персонажа (7-8 классы)

Цель: Развитие творческой активности и воображения учащихся, знакомство с лексикой и фразеологией русского языка, умение применять полученные знания на практике.

Задачи:

1. Развить у учащихся навыки творческого мышления и письма.

2. Познакомить учащихся с различными лексическими единицами русского языка.

3. Поощрить самостоятельное исследование русского языка и поиск необычных выражений.

Ход работы:

1. Учитель предлагает учащимся придумать сказочного персонажа с уникальными качествами.

2. Учащиеся должны описать внешность, характер, умения и особенности своего персонажа, используя разнообразные слова и фразы из русского языка.

3. Учащиеся представляют своих персонажей классу, описывая их особенности и используя сложные и интересные выражения.

4. Учитель проводит обсуждение и анализ созданных персонажей, указывает на наиболее интересные слова и фразы.

5.Как дополнение к заданию, можно предложить инсценировку или создание иллюстрации, комикса с представлением классу.

Кейс 3: Создание собственного лингвистического исследования (9-11 классы)

Цель: Развитие научного мышления, самостоятельности и творческой активности учащихся, погружение в изучение русского языка как предмета науки.

Задачи:

1. Развить у учащихся навыки самостоятельного планирования и проведения исследования по теме русского языка.

2. Познакомить учащихся с различными методами исследования в лингвистике.

3. Расширить понимание и знания о русском языке как предмете науки.

Ход работы:

1. Учитель предлагает учащимся выбрать тему для своего лингвистического исследования (например, история развития русского языка, иноязычные заимствования, лексико-семантические особенности русского языка в сравнении с другими языками и другие темы).

2. Учащиеся проводят самостоятельное исследование, собирая данные, проводя анализ русских текстов, интервьюируя носителей языка, если таковые есть.

3. Учащиеся оформляют и представляют результаты своего исследования в форме презентации, буклета, доклада, научной статьи.

4. Учитель проводит презентацию и обсуждение исследований, указывает на наиболее интересные и неожиданные результаты.

5. Можно предложить учащимся организовать научную конференцию в школе, где ребята смогут представить свои исследования.

В заключение можно сказать, что кейсы являются эффективным инструментом для формирования и развития творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы. Они дают возможность ученикам получить опыт решения проблем, связанных с учебной темой, а также помогают развивать навыки самостоятельной работы, анализа, синтеза и критического мышления. Использование кейсов на уроках русского языка и литературы позволяет учителю активизировать учебный процесс и повысить мотивацию учеников к обучению.

 

Список литературы: 

1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды // Образование в современной школе. 2005.- № 5. - c.53-56.

2. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 21-25.

3. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников // Завуч, 1998. - № 4. – С. 18-37

4. Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей // Одаренный ребенок. 2006.- № 1.- С. 46-51

5. Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие // Одаренный ребенок. 2006.- № 6. - С.99-101.

6. Мельников Л. Активизируйте свои способности // Наука и религия. 2003. № 8. – С. 51-52.

7. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития // Искусство в школе. – 1996. - № 4. – С. 35-40.

8. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002. – 320 с.

 

. . . . .