Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Активизация познавательного интереса на уроках русского языка

Дата публикации: 2023-12-29 12:23:12
Статью разместил(а):
Топчей Ольга Валентиновна

Активизация познавательного интереса на уроках русского языка

Докладчик: Топчей Ольга Валентиновна

ГАПОУ НСО «Новосибирское училище (колледж) олимпийского резерва», г. Новосибирск

 

Обучение русскому языку – важнейшая часть качественной подготовки квалифицированных специалистов, особенно специалистов в области образования: тренеров, педагогов. В Новосибирском училище (колледже) олимпийского резерва созданы все условия для обучения действующих спортсменов,  совмещающих образование с активной спортивной подготовкой. Будущие специалисты в области физической культуры и спорта  приходят в училище  с прочно сформировавшимися интересами, среди которых главное место занимает спорт. Часто наблюдается небрежное отношение к общеобразовательным предметам, в том числе и русскому языку. Теоретический и практический  курс русского языка достаточно труден, требует времени, значительных умственных и физических усилий, поэтому часто не привлекателен для учащихся.

Путь решения данной  проблемы я вижу в развитии у студентов устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка через осознание того, что достигнутые в данной области  результаты будут способствовать их всестороннему развитию, станут для них полезными,  помогут им состояться   в будущей профессии, личной и общественной жизни. Реализацию поставленной цели осуществляю несколькими путями: через активизацию мотивов учения и профессиональную направленность обучения, через использование активных методов  и информатизацию обучения, а также через опору на важнейшие дидактические принципы.

Первоначально стараюсь активизировать непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциях: яркость, новизна, занимательность, интересные факты.  Для этого применяю разнообразные методы и средства обучения, виды наглядности.  Большое внимание уделяю  перспективно-побуждающим мотивам, основанным на понимании практически-прикладного, социального значения предмета. Необходимость развития грамотности и речевой культуры мотивирую не только особенностями будущей профессии – тренера, педагога, но и универсальностью данных умений, необходимых во многих профессиональных и общественных сферах. Наиболее прочный познавательный  интерес формируется  интеллектуально-побуждающими мотивами, основанными на получении удовлетворения от самого процесса познания:  интереса к знаниям, стремления повысить свой культурный уровень, овладеть определёнными умениями и навыками.

Для эффективности педагогического процесса необходимо ориентироваться на систему дидактических принципов. Некоторые из них особенно важны для активизации познавательной деятельности учащихся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей личности в обучении, принцип связи теории с практикой. 

Сознательное отношение студентов  к учению необходимо для проявления творческой активности, характеризующейся стремлением к учению. Добиться подобного отношения помогает опора на интересы учащихся при одновременном формировании положительных мотивов. Построение обучения на наглядной основе в значительной мере способствует развитию интереса учащихся к учебному предмету.

Целенаправленное, уместное использование разнообразных наглядных средств делает чувственное восприятие разнообразным, а усвоение учебного материала более комфортным для учащихся. Очень важно, чтобы в процессе обучения студенты не испытывали непреодолимых интеллектуальных, моральных и физических перегрузок -  это приведёт к потере интереса к обучению и веры в собственные силы. При этом обучение должно оставаться посильно трудным: опираясь на зону актуального развития учащегося, ориентироваться на зону его ближайшего развития.

Также необходимо помнить, что для каждого возраста подходят свои методы, средства, приёмы обучения. Учет индивидуальных особенностей необходимо осуществлять путем индивидуализации и дифференциации обучения: для каждого ученика подобрать наиболее приемлемые формы опроса, уровень сложности заданий. Развитию познавательного интереса способствует обучение русскому языку в контексте будущей профессиональной деятельности: через подбор материалов, отражающих  профессиональную сферу деятельности будущих специалистов, а также форм и методов их использования. С целью выявления качества знаний, умений и навыков, сформированных компетенций в начале учебного года, перед изучением новой темы провожу предварительный контроль в форме диктанта на профессиональную тему («Основные направления работы тренера», «Как воспитать чемпиона?»).

Подобные тексты использую и для лингвостилистического анализа. Ученики  с интересом воспринимают текст, несущий полезную для них информацию, формируется положительное восприятие предмета. В дальнейшем, по мере знакомства обучающихся с профессиональными терминами, провожу терминологические диктанты или прошу составить словарик профессиональных терминов – такая работа способствует запоминанию специальной терминологии, пополнению профессиональных знаний.  Положительно воспринимается работа с фразеологизмами, крылатыми фразами на тему профессионального мастерства: подбор, истолкование, группирование («Люби дело – мастером будешь», «Всякая работа мастера хвалит», «Настоящий мастер – вечный ученик»).

При изучении раздела «Речевое общение» предлагаю подготовить обзор специализированных журналов («Наука и спорт: современные тенденции», «Спортивно-педагогическое образование», «Физкультура и спорт», «Физическая культура, спорт – наука и практика»). Знание  основных специализированных изданий и их направленности не раз пригодится   при изучении дисциплин профессионального цикла. Задания профессиональной направленности  способствуют   осознанию  роли  изучения русского языка в овладении профессиональными навыками.

Большой отклик у первокурсников находят задания поискового и творческого характера: разработка наглядных и методических пособий, создание лингвистических задач и загадок, структурирование алгоритмов, рифмовка орфограмм, написание рассказов по пословицам и фразеологизмам, выступление в роли репетитора, наставника, проверяющего.  Вначале у учащихся  возникает интерес к необычной форме задания, а через неё и к учебному материалу. Особенно эффективно работают творческие задания в сочетании с групповой формой обучения, ведь через процесс общения возникают положительные эмоции, душевный подъём. При использовании групповой формы обучения решается не только учебно-познавательная задача, но и коммуникативно-развивающая, в процессе которой формируются основные навыки общения в группе, а также социально-ориентационная, воспитывающая гражданские качества, необходимые для социализации личности в обществе.

Нельзя не отметить информатизацию обучения как способ активизации деятельности учащихся, с помощью которого решается важнейшая задача современного образования: формирование практических навыков самообучения,  работы с информацией. Современные технические средства  на уроке являются не только источником научной информации, но и средством создания и представления учебной работы (презентации, видео), а также средством контроля результатов выполнения задания.

Применение информационно-компьютерных технологий также дает возможность вводить не только полезные, но и интересные элементы в структуру урока: аудио- и видеофрагменты, презентации, тренажеры, охотное участии в создании которых принимают сами учащиеся. Не только преподаватели, но и студенты  по достоинству оценивают преимущества  электронных ресурсов: учебников, словарей, программно-методических комплексов, учебных тренажёров, справочно-информационных порталов, позволяющих расширить возможности поиска и предъявления информации, доступность образования при удалённом обучении. Последнее особо актуально для студентов, совмещающих учебную деятельность  с профессиональной  спортивной подготовкой.  Немало усилий приходится приложить педагогу, чтобы вызвать искренний интерес к своему предмету.

Еще труднее заинтересовать учащихся, которые очень часто официально пропускают уроки из-за сборов и соревнований. В таких случаях целесообразно использовать элементы технологии смешанного обучения. Одним из компонентов данной технологии является «Перевёрнутый урок», в ходе которого учащиеся самостоятельно, дистанционно изучают теоретический материал с помощью организованных педагогом дидактических средств: видео лекций, электронных учебников и словарей. В этой части процесса обучения учащиеся проявляют максимальную активность и ответственность - педагог же выступает в роли консультанта. Практическая часть материала осваивается в очной форме, совместно с педагогом, и включает в себя оценку качества самостоятельно освоенного учащимися материала и выработку практических умений и навыков. В отдельных случаях эффективным средством контроля выступает проверка видеоотчетов студентов.  

Никакие методы и средства не могут умалить роли личности педагога в учебном процессе, его коммуникативной и экспрессивной компетентности. Монотонная речь, невыразительная мимика, неуверенные движения  не помогут вызвать интерес учащихся к предмету. Для педагога очень важно образно и ярко выражать свои мысли, владеть приемами вербального и невербального проявления чувств: это оживляет урок, делает его эмоциональным, экспрессивным, а значит более интересным для учащихся.                                                                                      

 

. . . . .