Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения

Дата публикации: 2024-01-22 06:01:09
Статью разместил(а):
Решетникова Анна Владимировна

Формирование функциональной грамотности интерактивными методами обучения

Докладчик: Решетникова Анна Владимировна

 

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи.» И.Г. Песталоцци. 

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций. Поэтому ключевые термины в работе педагогов - это самообразование, саморазвитие, ИКТ-компетентность, диагностика профессиональной компетентности и понимание важности изменений и развития. Все это должно помочь учащимся определять их активную роль в обществе и подготавливать  для дальнейшего образования и работы.

К выпускному классу ученик должен уметь добывать знания. В современном обществе, в век информационных технологий и возрастающих потоков информации, это очень важное умение. Мы должны обучать  не собственно предмету, а основным умениям, которые помогут ученику получить нужные знания в будущем. Нужно учить находить нужную информацию и умело ее использовать. Ученик  должен свободно или, как минимум, уверенно ориентироваться в процессах, происходящих в обществе. Для этого ему нужна альтернативная информация из разных источников. Это даст ему возможность осознанно принимать ответственные решения.

Функциональная грамотность является центральным понятием в образовательном процессе на сегодняшний день и на современном этапе обеспечивается за счет внедрения ФГОС. И именно функциональная грамотность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, которые именуются общеучебными умениями или ключевыми компетенциями.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Компоненты функциональной грамотности:

- знания сведений, правил, принципов;

- усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

- умения адаптироваться к изменяющемуся миру: решать конфликты, работать с информацией, вести деловую переписку;

- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;

- повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной грамотности являются общеучебные умения (ключевые компетенции), которые развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся соответствующей возрастной группы, и подразделяются на четыре вида:

– организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);

– интеллектуальные умения (учебно‑познавательные, информационные, ценностно‑смысловые компетенции или познавательные универсальные действия);

– оценочные умения (ценностно‑смысловые компетенции или личностные действия);

– коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социально‑трудовые компетенции или коммуникативные действия).

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.

Исходя из целей и задач, стоящих перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям, поставленным перед выпускником школы, необходимо давать ученикам  не только знания по изучаемому предмету, но  и осуществлять их практическую направленность, их активное применение в реальной жизни. Цель обучения заключается не только в определении того, что обязаны знать ученики, но и в оказании учителями в максимально возможной степени содействия самостоятельному развитию учащихся.

На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему происходящему. Таким образом, мы интегрируем  воспитательный компонент в содержание предмета.

Важнейшей в профессиональном становлении современного учителя английского языка является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого необходимо использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках английского языка также осуществляется через использование интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы обучения (от англ. «interactive» - взаимодействие) - это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; это образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач.

Интерактивные методы позволяют:

- моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;

- способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей;

- создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия;

- осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия.

В интерактивных методах и обучающиеся, и педагоги являются субъектами обучения, педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, а учащиеся выступают в роли лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех.

Среди основных принципов интерактивного обучения выделяют:

- диалогическое взаимодействие;

- работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;

- активно-ролевую (игровую) организацию обучения;

- тренинговую организацию учебного процесса.

Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний учащихся  в реальной жизни.

В условиях современности перед учителем поставлена задача – научить основам иноязычного общения и обеспечить такой уровень владения разговорными нормами изучаемого языка, который позволит использовать его как средство коммуникации. Умение непринужденно общаться на иностранном языке в реальных жизненных ситуациях – один из важнейших показателей качества владения языком.

К основным факторам направления деятельности учителей иностранного языка по формированию функциональной грамотности учащихся следует относить:

- внедрение инновационных технологиий по формированию функциональной грамотности; 

- интеграцию воспитательного компонента в содержание предмета; 

- развитие креативной компетентности учителей и учащихся в условииях информационно - образовательной среды; 

- применение технологий системно-деятельностного,  компетентностного и коммуникативно - когнитивного  подходов в образовании;

- подготовка школьников к выполнению международных тестов по определению уровня владения иностранным языком.

Интерактивные методы обучения ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Для формирования и совершенствования всех компетенций в рамках урока иностранного языка учителя используют следующие интерактивные методы и приемы:

- работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;

- метод карусели / «идейная» карусель;

- аквариум; 

- мозговой штурм /мозговая атака / «брейн-ринг»;

- «ажурная пила»;

- Броуновское движение;

- «дерево решений»;

- кластеры;

- квесты;

- прием составления ментальной (интеллектуальной) карты;

- конференции / дискуссии;

- ролевые / деловые /лексические/грамматические игры;

- дебаты;

- проекты. 

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.  

На своих уроках я применяю некоторые методы и приёмы интерактивного обучения. 

В начале урока для создания благоприятной атмосферы и положительного настроя и я использую прием «Комплимент». Один из участников говорит комплемент или дарит цветок кому-то из одноклассников (You have a nice smile. / You are a good friend. /You are a good dancer, etc.) 

Для активизации лексики учащиеся начальной школы с удовольствием играют в «Чайнворд» устно или письменно для проверки правильного написания слов. Я называю слово, учащиеся называют следующие слово, которое начинается с последней буквы предыдущего слова.

Приём «Карусель» я применяю в начальных классах для отработки грамматических структур (Have you got…?/ Do you like…?/ etc.) Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу. Прекрасно отрабатываются диалоги, тема знакомство, разговор в общественном месте и т.д. Ребята увлеченно беседуют, занятие проходит динамично и результативно.

Метод «Да-нет» формирует следующие универсальные учебные действия:

- умение связывать разрозненные факты в единую картину;

- умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

- умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". 

Метод  «Социологический опрос» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий. Учитель помогает формулировать вопросы и ответы и следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке. 

Пример. Ask four of your classmates what season is their favourite and why. Complete the table. 

Name

Season

Reason

 

 

 

 

 

 

Look at the table and say what season is the most favourite of your classmates. Why do they like it?  

Метод «Верю – не верю» - вид языковой практики, который можно использовать на любую тему в начале урока для  вовлечения учащихся в атмосферу общения на иностранном языке. Учитель задаёт вопрос «Верите ли вы, что…», ученик отвечает да или нет, почему, спрашивает так ли на самом деле. Учитель говорит правильный вариант. Далее учащийся задаёт вопрос «Верите ли вы, что…» и т.д. по цепочке.

T. –  Do you believe that I have got a big parrot at home?

S. –  Yes, I do. Some people keep big animals at home. Is it true?

T. – No, I haven' t got pets at all.

S. – Do you believe that I am going to visit China this summer? Etc.

«Ролевая игра». Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в разных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознается. Для учителя же цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого. Существует огромное количество форм ролевых игр на уроках английского языка: презентации, клубы по интересам, интервью, видео-путешествия, круглые столы, пресс-конференции, экскурсии, сказки, репортажи и т.д. Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи).  

Всем известный метод кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Метод «Синквейн» я использую в старших классах как обобщение работы по тексту. При этом наиболее эффективной является  организация работы в парах. Каждой паре дается время для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант будет использоваться как опора для пересказа изученного текста.     

Метод «Фиш-боун» («рыбий  скелет»). Схема  включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или  хребет рыбы. Голова — проблема, вопрос или тема,  которые подлежат анализу. Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть  понятий, указанных  на схеме. Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Данный метод хорошо применяется при прохождении тем, помещенных в разделах, направленных на межпредметные связи.

К примеру в 10 классе тема урока «Проблемы экологии: загрязнение рек и морей». При изучении текста о загрязнении окружающей среды можно предложить ребятам составить такой скелет в группе. Голова – это проблемный вопрос: как сохранить окружающую среду.  Верхние косточки – причины загрязнения рек и морей. Нижние – к каким фактам привели эти причины. В хвост – советы как  защитить водоемы от загрязнений. Данный метод позволяет организовать работу класса в группе, развивать критическое мышление, визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями, ранжировать факты по их значимости, формировать навыки решения бытовых проблем.

На  этапе рефлексии в начальных классах очень удобно использовать метод «Письмо другу». Нужно написать письмо своему другу и описать, чему ты научился на уроке. Данный метод формирует навык письма на иностранном языке, также в процессе  выполнения задания  мы  развивает бытовую грамотность – умение написать и оформить письмо; коммуникативную грамотность –  навыки дружеского общения.

В младших классах я готовлю бланк с незаконченными предложениями:

Dear……,

I like/don't like lesson.

I am/am not a success in speaking/writing/reading/listening.

I am good at…

I can/can not…

I know…..

Best wishes,

Мир развивается, следовательно, требования к знаниям растут, формируются новые  качественные показатели. Функциональная  грамотность выступает показателем способности человека адаптироваться к изменениям социума. Для ее формирования необходимо создавать на уроке особую образовательную среду. Ведь мы, педагоги, обязаны развивать ее в любом ученике, способном и не очень. Должны суметь найти подходы и методы, чтобы развивать человека, который сможет ориентироваться в современном мире, способного найти пути решения своих проблем.

Интерактивные методы обучения позволяют нормировать функциональную грамотность обучающихся, развивать основные навыки и умения, мотивировать обучающихся, воспитывать их внутреннюю самооценку.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Многие педагоги, несмотря на заданную установку на развитие функциональной грамотной личности, продолжают обучать по традиционной системе, не добавляют новаторство в учебный процесс. Поэтому главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека.

 

. . . . .