Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Применение технологии развития креативного мышления на уроках истории

Дата публикации: 2024-04-22 23:34:01
Статью разместил(а):
Гафурова Ольга Альбертовна

Применение технологии развития креативного мышления на уроках истории

Докладчик: Гафурова Ольга Альбертовна

ГБОУ "СОШ № 169", Санкт-Петербург

 

История – это не просто набор дат и фактов, а увлекательное путешествие в прошлое, позволяющее понять суть происходивших событий и их влияние на современность. Креативное мышление – это способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения проблем и видеть вещи с необычной точки зрения.

Для того чтобы ученики не только запоминали исторические события, но и развивали своё креативное мышление, применение технологии развития креативности на уроках истории становится необходимым.

Интерактивные уроки: Проводите интерактивные уроки, где ученики будут активно участвовать в обсуждениях, дебатах, ролевых играх. Предложите им создать мини-пьесы или презентации на историческую тему, где они смогут проявить свою креативность и понимание происходивших событий.

Использование технологий: Воспользуйтесь современными технологиями, такими как интерактивные доски, онлайн - ресурсы, приложения для обучения истории. Это поможет сделать уроки более интересными и доступными для учеников, а также развить их навыки работы с информацией. 

Проведение дискуссий и дебатов: Учащиеся могут разыгрывать роли исторических личностей, обсуждать их поступки и принимать решения, основываясь на исторических фактах. Это поможет школьникам  развить навыки аргументации, критического мышления и толерантности к различным точкам зрения.

Визуализация исторических событий: Используйте визуальные материалы, такие как карты, схемы, иллюстрации, для наглядного представления исторических событий. Попросите учеников создать свои собственные карты событий, где они будут отмечать ключевые даты, места и факты. Это поможет им лучше запомнить информацию и легче ориентироваться в хронологии событий.

Креативные проекты: Предложите ученикам создать креативные проекты на историческую тему, такие как макеты, коллажи, видеопрезентации. Это поможет им не только углубить знания, но и проявить свои творческие способности. 

Применение технологии развития креативного мышления на уроках истории играет важную роль в обучении учащихся. Это помогает им не только запомнить факты, но и развить навыки анализа, критического мышления и творческого подхода к решению проблем. Учителям следует активно использовать различные методы и технологии, чтобы сделать уроки истории увлекательными и познавательными для учащихся. 

Приемы развития креативного мышления школьников на уроках истории:

1. Страница исторической личности в социальных сетях. В качестве творческого домашнего задания, направленного на обобщение материала по времени правления определённой исторической личности, ученикам можно предложить создать страницу «ВКонтакте» для данного исторического деятеля.

Возможные информационные блоки: 1. Основная информация.  2. Сообщества.  3. Образование.  4. Карьера.  5. Интересы.  6. Взгляды. 7. Информационные посты, сопровождённые иллюстрациями.

Вся информация, размещённая на странице должна соответствовать исторической эпохе, в которой жил герой.

Или работа с готовым (созданным учителем) информационным постом исторической личности в социальных сетях.

2. Проект «10 фактов обо мне». Пример. 9 класс. Тема «Отечественная война 1812 года». Цель: знакомство с личностями полководцев войны 1812 года (любого на выбор, возможны  разные вариации по темам)

3. Составление кластера. Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Кластер способствует систематизации и обобщению учебного материала.

В результате, кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные способности в осмыслении учебной информации, выделить главное, подвести ребенка к собственному выводу, дает возможность ребенку самостоятельно найти и поработать с дополнительным материалом.

4. Инфографика - графический способ подачи информации.

Цель: быстро и чётко преподносить сложную информацию. Большой объем данных превращается в понятные схемы, графики и иллюстрации.

В качестве творческого домашнего задания можно предложить учащимся создать мем самостоятельно на заданную тему.

5. Разработка ментальной карты по теме.

Основными требованиями жизни, предъявляемыми сегодня к системе образования, являются развитие у учащихся самостоятельного креативного мышления, подготовка их к творческому созидательному труду, непрерывному образованию.

Эффективность использования ментальных карт в определенной степени зависит от наличия у учащихся навыков ее составления. Учитель здесь должен выступать не как интерпретатор знаний, а как координатор познавательного процесса, в функции которого входят корректировка учебного процесса, консультирование учеников.

Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления.

Экзаменационные работы ЕГЭ   включают в себя задания по исторической карте. Определим, какие конкретные картографические умения выпускников школы они проверяют, и на что направить усилия учителю при организации работы учащихся с исторической картой, какие картографические знания и умения развивать у школьников.

Первое, что необходимо сделать ученику при выполнении заданий ЕГЭ с исторической картой – «узнать карту», т.е. определить географическое расположение данного фрагмента карты и хронологический период, к которому относятся события. В заданиях также проверяются знание историко-географических объектов и их расположение в системе других объектов на карте; умение пользоваться легендой карты. Кроме этого, задания на основе исторической карты проверяют у выпускников знание фактического материала (событий, имен и т.д.).

А еще "узнать" карту можно визуализируя событие с чем-то. Например, походы Святослава - в виде сердечка. Карта восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачева - визуализация по границам восстания.

Любой историко-географический объект на карте необходимо определять в системе с другими объектами. Например, знакомясь с новым городом, его место необходимо «связывать» в представлении учащихся с рекой, морем, другими городами. Например, не только найти на карте Новгород, а сразу определить реку Волхов, на берегах которой он расположен, и озеро, в которое впадает эта река. От общей карты перейти к тематической. Таким образом формируется перенос умения находить расположение города на любой другой карте. Иначе ученики, чаще всего, запоминают объект зрительно и в своем подсознании фиксируют «ищи Новгород в верхнем левом углу карты». А на другой карте там его уже не найти.

Например, задание по карте "Найди Смоленск". Ориентируемся по реке Днепр, Смоленск находится в "загогулинке" реки. В этих же местах располагалось племя кривичей (кривая реки).

Изучение исторических карт может быть сложным и утомительным процессом, особенно для тех, кто не имеет опыта в этой области. Однако, существует эффективный метод, который поможет запомнить исторические карты легче и быстрее - это использование ассоциаций.

Ассоциации - это связи между информацией, которые помогают нам запоминать и восстанавливать знания. Когда мы создаем ассоциации с историческими картами, мы делаем их более доступными и понятными для нашего мозга. Вместо того, чтобы просто запоминать сухие факты и цифры, мы создаем связи между картами и другими знаниями или образами, что делает процесс запоминания более интересным и эффективным.

Один из способов использования ассоциаций для запоминания исторических карт - это создание историй или сценариев вокруг карты. Например, если вы изучаете карту политических изменений в Европе в XIX веке, вы можете создать историю о политических лидерах, конфликтах и союзах, которые привели к изменениям на карте. Эта история поможет вам лучше запомнить местоположение стран и границ на карте.

Другой способ использования ассоциаций - это связывание исторических карт с нашими собственными лестницами или местами. Вы можете представить, что каждая страна или город на карте соответствует определенному месту в вашем доме или на улице. Это поможет вам лучше запомнить географическое расположение объектов на карте.

Также можно использовать цвета, формы и другие визуальные ассоциации для запоминания исторических карт. Например, вы можете выделить разные регионы на карте разными цветами или формами, чтобы легче запомнить их расположение и взаимосвязи.

Использование ассоциаций для запоминания исторических карт не только делает процесс обучения более увлекательным, но и повышает эффективность запоминания и понимания материала. Попробуйте этот метод при изучении исторических карт, и вы увидите, как легко и интересно можно усваивать новые знания. 

Владение навыками анализа карт и визуального определения исторических событий на них необходимо для более глубокого и комплексного понимания истории. Понимание взаимосвязей между географией и историей поможет нам лучше оценить прошлые события и применить их уроки в настоящем и будущем.

 

. . . . .

technologi.site