Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой

Дата публикации: 2022-04-04 10:59:52
Статью разместил(а):
Михайлова Элина Николаевна

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников в процессе ознакомления с природой

Авторы: Михайлова Элина Николаевна

и Бушуева Ольга Владимировна

МБДОУ г. Иркутска "Д/с № 150"

 

Аннотация: В статье описывается развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Ключевые слова: экология, познавательное развитие, дошкольники.

 

Актуальность.

Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Ориентация последних лет педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения на усвоение большого объема знаний является малопродуктивной. С одной стороны, информация в современном мире стремительно обновляется и увеличивается, поэтому становится невозможным научить всем знаниям и даже их основам. С другой стороны, психологические и физиологические особенности детей дошкольного возраста в этом смысле ограничены; понимание и усвоение многих вещей, явлений и событий приходит с опытом.

Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности и других видов детских занятий. Особое место в данном направлении занимает процесс ознакомления дошкольников с природой. В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры.

Ознакомление с природой связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. [1]

В процессе познавательно-исследовательской деятельности мы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. «… Организуя экологически ориентированную деятельность детей седьмого года жизни, нам воспитателям  важно обеспечить условия для накопления личного опыта дошкольников при взаимодействии их с природой. Определять интересы и предпочтения детей и на их основе отбирать дидактические материалы, иллюстрации, литературу, наглядные пособия, инструменты и оборудование, отвечающие детским потребностям. Совместно с детьми обсуждаем планы их деятельности на день, предполагаемые результаты. Развиваем познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познавательно-исследовательской деятельности в  центре экспериментирования, в котором дети могут проводить несложные опыты, проверять свои предположения. Организовываем эвристические беседы, в которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт.

В этом возрасте дети широко используют познавательно-справочную литературу: энциклопедии, иллюстрированные альбомы, географические карты с изображениями обитателей. Такие пособия как глобус, микроскоп, теллурий и т.д., которые применяются для изучения окружающего мира, знакомства с жизнью животных и растений разных стран, континентов. Мы  поддерживаем деятельность детей по сбору и созданию коллекций. Коллекционирование в этом возрасте приобретает более длительный и более самостоятельный характеры и осуществляется в течении года. Дети нашей группы вместе с родителями создают коллекции открыток, марок с изображениями объектов природы; коллекции камней, ракушек, листьев, семян, шишек.

Решению задач познавательного развития на экологическом содержании в подготовительной группе помогает ведение экологического дневника дошкольников. Эта деятельность рассчитана на весь учебный год, затрагивает разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работу с народными приметами, знакомство с художественным словом).

Особое внимание мы уделяем самостоятельной деятельности детей в ведении и заполнении дневника наблюдений за природой. Мы, воспитатели, обогащаем практический опыт детей по уходу за растениями и животными, привлекая их к участию в разнообразных видах этой деятельности, предоставляя возможность для проявления не только самостоятельности, но и ответственности. Часто организуем деятельность совместно с малышами (труд в природе, выставки рисунков и коллекций для малышей), в которой старшие дети помогают младшим освоить правила поведения в природе, проявляя позицию самых старших в детском саду.

Для экологического развития детей большое значение имеет и эстетическое восприятие природы. Для этого организуем специальные наблюдения за природой, рассматривание пейзажных картин, слушание музыкальных и поэтических произведений. На ежедневных и целевых прогулках, в деятельности на экологической тропе побуждаем детей к поиску прекрасного в природе, к высказыванию эстетических суждений.

К старшему дошкольному возрасту у детей успешно развивается умение фантазировать. Важно включать детей в увлекательную преобразующую фантазийную деятельность («Путешествие к таинственной планете», «Путешествие на машине времени», «Изобретение»), в придумывание совместно со взрослым сказочных историй («Цветик – семицветик», «Превращения с волшебной палочкой») на природоведческие темы. [3]

Представления о природе являются содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интриговаться практически со всеми образовательными областями. Природа является основой детской деятельности, содержанием для составления рассказов разного вида. Детская природоведческая литература, поэзия, музыка и другие произведения искусства отражают образы природного мира и способствуют накоплению эмоционально-чувственного опыта ребенка. Интеграция экологического содержания с другими образовательными областями программы, обеспечивает расширение представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы.

Предоставляем возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствуем проявлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы. С целью развития детской инициативы и творчества организуем вместе с детьми события одного дня в соответствии с определенным замыслом, например: «День волшебных превращений», «День космических путешествий», «День лесных приключений», «День Земли», «День птиц» и т.д.

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций. И поэтому мы считаем, что  экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени.

В подготовительной к школе группе (детей 6-7 лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания детей в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определенному режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию. Ставятся следующие задачи познавательного развития дошкольников: приумножать знания детей об окружающем мире, создавать подходящие условия для самостоятельного исследования дошкольниками окружающей среды, научить детей пользоваться детскими приборами для опытов, обучить дошкольников рационально распределять время, научить составлять план и четко, действовать по нему, учиться делать выводы и т.д. [2]

Мы хотим отметить, что методика работы по развитию детей старшего дошкольного возраста познавательных интересов рассчитана на творческое руководство со стороны нас воспитателей. Такой подход предусматривает превращение нестойкой, импульсивной заинтересованности, которая вызывается внешними стимулами, в познавательные интересы с более стойкой структурой, которой свойственны избирательность, действенность и которая основывается на внутренней позиции ребенка.

Работа с детьми требует от нас, педагогов, творческого выбора доминирующих методов реализации содержания (рассказ беседа, поисковая работа) и вспомогательных, которые бы регулировали детей в познании. Мы на собственном опыте убедились, что ребенок почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь.

Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера. (А.Шапиро). В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» (В.А. Сухомлинский).

В свою очередь  К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний»,а великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».   

 

Список литературы:

1. Воронкевич.О.А. Добро пожаловать в экологию!  Методическое пособие СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Изд-во АСТ, М. 1998г.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Просвещение, 1991г.

 

. . . . .