Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Монография урока по эстрадному вокалу с детьми в возрасте 6-7 лет в дополнительном образовании

Дата публикации: 2022-04-13 20:01:23
Статью разместил(а):
Мелконян Марина Станиславовна

Монография урока по эстрадному вокалу с детьми в возрасте 6-7 лет в дополнительном образовании

Автор: Мелконян Марина Станиславовна

ГАУДО «Домисолька»

 

Аннотация: В этой статье автор описывает ход урока по эстрадному вокалу с детьми в возрасте 6-7 лет. Присутствуют методические приемы, дыхательные и вокальные упражнения, тренинги, рекомендации по подбору репертуара.

Ключевые слова: урок по эстрадному вокалу, учащиеся 6-7 лет, дыхательные практики, мимические тренинги, вокальные упражнения, подбор репертуара.

 

Пояснительная записка к открытому уроку.

Урок по эстрадному сольному пению рассчитан на среднестатистического учащегося в возрасте 6-7 лет. В зависимости от каждой конкретной данности и ситуации занятие может быть скорректировано преподавателем. Один из уроков, освещенных ниже, является частью общего методического процесса, растянутого во времени. Так, курс обучения может составлять как год, так и несколько лет (что будет оптимальным для ребенка); зачастую полный курс вокальной подготовки ребенка служит его ступенькой к профессиональному будущему, тогда как для кого-то это просто развивающие занятия, хобби.

Воспитание детей на вокальных традициях, существующих в мире эстрадно-джазовой музыки и педагогики уже не одно десятилетие, является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия вокалом пробуждают у детей интерес не только к эстрадному вокалу, но и к музыке вообще, даже классической. Данный курс предусматривает развитие базовых навыков сольного эстрадного пения, музыкально-художественно вкуса, знакомство с основами вокального исполнительства; формирует потребность в общении с многожанровой и разностилевой вокальной музыкой, расширяет кругозор и создает атмосферу радости, значимости ребенка в социокультурной среде, увлеченности и сопричастности к прекрасному.

Задачами обучения на данном этапе выступают:

- освоение навыков и умений исполнения простых вокальных произведений (желательно разнохарактерных и разностилевых);

- приобретение навыков правильного интонирования и формирования высокой певческой позиции;

- умение решать музыкально-художественные задачи;

- воспитание требовательности к себе и исполнительской дисциплины;

- формирование базовых исполнительских и технических навыков;

- воспитание ритмичного восприятия и четкого воспроизведения информации с соблюдением темпоритма в его несложных конфигурациях.

Ребенок, успешно пройдя данную учебную программу, должен знать основы чистого интонирования, четкой дикции и общие принципы вокальной работы как в классе, так и на сцене. 

Как правило, занятие (если оно не вводное ознакомительное, в котором преподавателю следует провести психолого-педагогическую оценку уровня подготовки, эмоциональной устойчивости ребенка, провести направленную на выявление базовых музыкально-творческих способностей вокальную распевку …) состоит из нескольких этапов: подготовительного, основного и завершающего.  

Подготовительный этап, учитывая ранний возраст ученика, следует разнообразить не только увлекательными «распевками» из методически целесообразно подобранных упражнений, но и творческими заданиями, дыхательной гимнастикой, артикуляционным и мимическим тренингом. Основным этапом выступает работа над репертуаром, включающая в себя разбор художественного и музыкального текстов, формы произведения, эмоциональную составляющую, преодоление вокально-технических сложностей. Желательно приучать малыша к разучиванию мелодии если не по нотам, то с использованием инструмента для проигрывания основного голосоведения, далее  - для аккомпанемента. В последующем работа над произведением заключается в умении исполнять выбранную песню с микрофоном и под фонограмму-1. Завершающий этап – это некое резюме с подведением итогов занятия и формулированием домашнего задания. Под домашним заданием в данной возрастной категории подразумевается не самостоятельное бесконтрольное пение, а  разучивание текста с использованием, например, рисунков ученика, скороговорок , ритмического рисунка, сочинения попевок и другие творческие задания.

Необходимый для проведения занятия инструментарий:

1. Фортепиано или синтезатор.

2. Компьютер или любое другое устройство для воспроизведения аудио и/или видео-материала.

3. Микшерный пульт с колонками либо специализированные портативные колонки-мультиплеер.

4. Микрофон.

5. Шумовые музыкальные инструменты.

6. Зеркало.

7. Мольберт или магнитная доска.

Выходя на конкурсы и любые другие публичные выступления даже маленький исполнитель подвергается оцениванию по определенным критериям:

- музыкальность (выразительность исполнения, стиль, фразировка, нюансировка);

- техника исполнения (в данном случае база соответственно возрасту, но уделяется внимание чистоте интонации, ритмике, артикуляции, штрихам );

- эмоциональность исполнения (трактовка произведения данным исполнителем, агогика, характерные особенности произведения в купе с голосовыми возможностями);

- творческая индивидуальность;

- сценический образ (умение свободно себя вести на сцене, пластика или элементарная координация движений, наличие костюма или реквизита, качество музыкального сопровождения);

- умение донести до слушателя смысл исполняемого произведения;

- сложность выбранного репертуара и его вокальная аранжировка;

- соответствие выбранного песенного репертуара возрасту исполнителя и его возможностям.

Последний пункт в работе с детьми раннего возраста, где основная работа педагога направлена на освоение примарных зон, формирование чистоты интонации, развитие координации между слухом и голосом, голосом  и правильными певческими ощущениями,  создание позитивной обстановки в период  обучения, видится наиболее важным.

Вашему вниманию предлагается ряд упражнений и творческих заданий, которые автор считает наиболее эффективными в работе с детьми возраста 6-7 лет. Конечно, многие аспекты подготовки идут от индивидуальных особенностей маленького ученика; возможна коррекция, замена или видоизменение циклов упражнений.

«Дыхательные практики»:

- Долгий по возможности, равномерный выдох на звуке «тс». При исполнении данного упражнения следует отметить важность спокойного, короткого вдоха и равномерного, без толчков и динамических колебаний,  длинного выдоха. В упражнении создается некий аналог исполнения длинной вокальной фразы без звука, но с ощущением работы со струей воздуха. Данное упражнение в зависимости от подготовленности и скоординированности ребенка может быть усложнено. Например, совмещаем все тот же звук и выдох, но с наклонами корпуса влево и вправо и работой рук. Следим за ощущением «мягких» коленок, то есть  упражнение исполняется на чуть согнутых ногах, с прямой спиной и не зажатой шеей.

- Упражнение «Собачка» на ощущение более глубоко дыхания и вовлечения «певческой дыхательной мускулатуры» в противовес поверхностному типу, каким обычно дышат дети. Предлагается слегка округлить спину, принять опору руками, например, на спинку стула, и (представляя, как дышит запыхавшаяся собачка с высунутым языком и активными движениями живота) часто и шумно продышать с открытым ртом и высунутым языком.

- Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой (подходит не всем деткам, поскольку координация вдох-выдох с совмещением физического действия получается не у всех) в упрощенном варианте первых нескольких циклов. Например, могут быть использованы базовые упражнения из всей системы:

1) Упражнение «Ладошки». Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения. Руки при этом должны оставаться неподвижными, сжимаются только ладони. 

2) Упражнение «Насос» И.П.: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. 

3) Упражнение «Кошка» И.П.: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ступни ног не отрывались от пола. Сделать легкое пружинистое танцевальное приседание и одновременно поворот вправо с резким и коротким вдохом. Затем выполнить такое же приседание с поворотом влево. Кисти рук держать на уровне пояса. 

4) Упражнение «Обхвати плечи» И.П.: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. Сразу же после короткого вдоха руки должны слегка расходиться в стороны, не доходя при этом до исходного положения. Противопоказания: ишемическая болезнь сердца; врожденный порок сердца.

5) Упражнение «Ушки» И.П.: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо – правое ухо идет к правому плечу, сделать короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу, опять сделать короткий шумный вдох носом.

Для справки: Разработка системы парадоксальной гимнастики начала в 30–40-е гг. прошлого века мать А.Н. Стрельниковой - Александра Северовна во время своей работы над методикой восстановления вокального голоса. Александра Николаевна продолжила дело матери и запатентовала свой способ лечения болезней, связанных с потерей голоса. Практикуя свою методику, Стрельникова пришла к выводу, что дыхательная гимнастика не только восстанавливает голос, но и нормализует работу всех систем организма. После смерти А.Н. Стрельниковой Михаил Щетинин, ее единственный ученик и ассистент, приложил множество усилий, чтобы уникальная методика не исчезла из арсенала медицины, в частности опубликовал брошюру, излагающую основные ее принципы. Основной задачей дыхательной гимнастики Стрельниковой является нарушение альвеолярного барьера для усиления обмена газов в легочных альвеолах. Гимнастика тренирует всю дыхательную систему, прежде всего легочную ткань, диафрагму, мышцы гортани и носоглотки.

Правила выполнения упражнений.
1. При выполнении упражнений думать только о вдохе. Чем естественнее вдох, тем он эффективнее. Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши.
2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно, желательно ртом, а не носом. 
3. Вдох делается одновременно с движениями.
4  Счет в гимнастике Стрельниковой – только на восемь, считать следует мысленно, не вслух.
5. Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага.

Мимические тренинги:

- активизация артикулятов и одновременно снятие излишней напряженности в работе лицевых мышц.  (Обычно дети любого возраста с удовольствием исполняют полный цикл):

«Пятачок – улыбочка» (губы вытягиваем в пятачок и резко меняем на улыбку с закрытыми зубами; следует исполнять до приятного ощущения усталости. Усложняя схему, рисуем пятачком ровные круги влево и вправо не размыкая губ, движения пятачка ровные, синхронные, без «перекосов».

«Поцелуйчики» - название говорит само за себя: громко-звонко собираем губы в поцелуе много раз подряд.

«Лошадка-белочка» - создаем звуковую имитацию цоканья лошадиных копыт (участвуют кончик языка и небо)с резким перестроением на имитацию звука щелконья орешков белочки (язык стучит по твердому небу), в результате звуки должны получиться яркими, звонкими. Желательно эти упражнения совмещать с каким-либо физическим активом, будь-то ходьба, движенеи ладошек или топанье на месте. В конце можно применить звук уставшей лошадки – «тпрх».

«Уколы языком» - на сомкнутых губах кончик языка делает активные, острые уколы в определенной последовательности: щека, верхняя губа, щека, нижняя губа. Активизация работы языка проходит «на ура».

«Пантера» - эффективное упражнение при зажатости корня языка и недостаточно подвижной челюстью (суть в имитации шипения пантеры с максимально высунутым языком, растянутым корнем языка и широко открытым ртом).

«Енот-полоскун» с имитацией процесса полоскания рта;

«Грибок-присоска» с бережным растягиванием уздечки языка ….и другие упр.

База упражнений, направленная на развитие артикуляционного аппарата:

- Скороговорки – один из самых опробованных, действенных и увлекательных методов работы с артикуляционным аппаратом. Для детей возрастной категории 6 -7 лет, конечно, нужно выбирать менее емкие, более понятные по смыслу и технически осуществимые примеры скороговорок. Одним из творческих элементов будет исполнение скороговорок от лица разных мультипликационных или сказочных персонажей, чтение, совмещенное с танцем или элементарными движениями. Вариацией исполнения скороговорок может послужить сначала версия с закрытом ртом (активизируется внутриглоточная артикуляция), с открытым ртом и зафиксированном на нижней губе языком (работает внешняя артикуляция), затем следует исполнение скороговорки без искусственно созданных препятствий. В любом случае, с ребенком необходимо разобрать текст, смысл произносимых слов и действовать сначала в медленном темпе, постепенно ускоряясь. Так же усложнением в работе со скороговорками может быть их многократное повторение на одном дыхании и/или перенос акцента слов .

- Нестандартные текстовые конструкции, например, стихотворение «Дом, который построил Джек» всегда веселило учеников. Как можно отработать и моторику, и логические ударение, и продолжительность выдоха на опоре? – читать произведение в определенном темпоритме (можно стучать ладошкой сильные доли), делая вдох лишь в начале каждого абзаца, а, как известно, стихотворение строится на увеличении объема текста в каждом следующем абзаце.  

Приступая к вокальным упражнениям необходимо учитывать данность и набор определенных особенностей конкретного ребенка. Ведь у одного малыша в этом возрасте может наблюдаться слишком вялое звучание, другой может петь форсированно на постоянной основе. То же самое с артикуляцией, вокальным интонированием.

Тем не менее, многолетняя практика и опыт в области преподавания эстрадно-джазового вокала детям позволяют сформировать некий базовый, беспроигрышный вариант тренировки голоса на начальных этапах. Среди всего многообразия приемов особенно нравятся детям попевки, считалочки, которые грамотный педагог может успешно использовать в своих целях. Коротенькие ритмизированные попевки могут быть исполнены в разных тональностях по аналогии с вокальными упражнениями или даже вокализами, а так же совмещены с неким физическим действием (для оценки работы корпуса, мимики и ощущения себя в пространстве может быть использовано зеркало) или элементарным танцем. Дальше все зависит от фантазии преподавателя, ведь с маленькими детьми любые игровые эксперименты проходят великолепно! Не стоит забывать и о частой смене деятельности, ведь мы имеем дело с малышами, поэтому некоторые статичные упражнения или требующие концентрации внимания стоит размежевывать творческими заданиями, играми, даже если преподаватель понимает, что нарушена систематизация введения некоторых упражнений.

Начинать распевочный цикл упражнений так же можно играя, например, подражая звукам животного мира («мычание» телят можно использовать для поиска резонаторных ощущений, как и «мяукание» кошки – для поиска маск-ощущений, звуки кукующей кукушки помогают озвончить голос и найти головные ощущения …).

Как и для более взрослых учеников, для малышей так же целесообразно начинать работу по постановке голоса с разогревающих аппарат мычаний, «выстанываний», расслабленных губ в потоке выдыхаемого воздуха. Огромную пользу для становления и даже исправления неправильной работы голосового аппарата приносит игра на губной гармошке (этот прием широко используется в фониатрии). Далее следует приступать к упражнениям на стаккато, активизирующим певческое дыхание и способствующим концентрации звука в точке резонанса. В качестве дополнительного приема, помогающего добиться нужной фокусировки звука, точечной его подачи и развития мелкой моторики, можно использовать такие слоги, как: «да-ри-да-ри-да», «бра-бра-бра», «бро-бро-бро», «прэ-ля-прэ-ля-прэ», «вап-дабу-дап» и др. с бравурной мелодией диапазоном в терцию либо квинту.

В качестве первичной отработки динамических оттенков может послужить обычная считалка от 1 до 10 с полной шкалой от шепота, затем пианиссимо, пиано, форте и фортиссимо. То есть произносим «один-два» (шепотом), «три-четыре» - очень тихо, «пять-шесть» - не тихо, не громко, «семь-восемь» - громко, «девять-десять» - очень громко (помним, что нужно избегать крика и травматичного форсажа). Для соединения динамики и умения исполнять мелодию считалочку можно пропеть. Сюда же можно включить и элементы ритмического сольфеджио в виде повторения хлопками заданного ритмического рисунка или импровизации педагог-ученик, где каждый четко исполняет свою ритмическую партию.

И только теперь можно приступать к соединению звуков, их кантиленному пропеванию. Для многих малышей проблематично удержать вокальную позицию, близость звука, поэтому камертоном здесь может стать ощущение «пения на веселых щечках» или «внутренней улыбки» (избегаем чрезмерного раскрытия рта и чересчур растянутой улыбки). Вообще распевность следует тренировать на примарных, природных тонах ребенка, постепенно расширяя диапазон. Например, всем известное упражнение на одном звуке со слогами «ма-мэ-ми-мо-му» и далее по восходящему движению. Следующим можно включить слог «да» с поступенным ходом до терцового тона и обратно (следим за ровностью соединения слогов и естественностью тембрального звучания молодого голоса)…

Следует рассказать в игровой форме о роли согласных (как активизаторов дыхания) и поющих  гласных звуков. Некоторые упражнения можно и даже нужно выполнять перед зеркалом, особенно формируя вокальные гласные. Видя себя в отражении ребенок лучше контролирует работу своего артикуляционного аппарата, степень открытия рта, его положение (более вертикальное, горизонтальное, округлое)…ведь гласных много, и все они разные, но в песне нужно их соединить таким образом, чтобы не было пестроты звучания, чтобы никакая из гласных не вываливалась из общей канвы звучания.

Понятие об интервале как о расстоянии между нотками можно раскрывать и на клавиатуре (наглядно показывая ширину скачков), и с помощью схематичных зарисовок. Движение мелодии вверх или вниз дети очень хорошо понимают и делают правильные вокальные настройки по руке преподавателя (ладошкой изображаем нужное движение). Как и в обучении игре на инструменте, в вокале тоже следует пропевать гаммы, показывать детям разные их виды, но с творческим подходом. Например, важно, чтобы дети улавливали хотя бы настроение, заложенное в гаммах. Ту же пресловутую гамму до-мажор можно пропеть в виде занимательной песенки, выдавая происходящее за сочиненную на уроке песню самим малышом. Возможны поиски рифм к нотам (до- парное молоко, ре-деревья во дворе, ми-котенка покорми, фа…соль – рассыпали фасоль …и т.д.); получается настоящая песенка со стихотворением и самостоятельной мелодией.

Эксперименты Л. Выготского и Н. Ветлугиной доказали, что дети 5-7 лет очень восприимчивы и способны к импровизации, сочинению мотивов-попевок, ответных фраз на заданный мелодико-ритмический вопрос. Работу над диапазоном следует начинать лишь после хорошо отработанных приемов в примарных тонах.

Индивидуальный подход к ребенку необходим не только в выборе конкретного комплекса упражнений для решения той или иной проблемы, но и при подборе репертуара. Важно, чтобы он стимулировал профессиональный рост учащихся, но не был при этом чрезмерно сложным и соответствовал вокально-техническим и психо-физическим возможностям каждого индивида.

В процессе работы над выбранным музыкальным произведением особое внимание следует уделить разучиванию мелодии: не только нотного текста, но и ключевых моментов: фразировки, интонации, ритмических особенностей. Приветствуется исполнение педагогом музыкального материала как демонстрация его возможностей и примера того, как это может звучать, и в целях ознакомления с произведением. Можно и даже нужно стимулировать интерес  малыша и задор для дальнейшей работы в классе с помощью видео-показа или аудио-прослушивания песенного материала.

В работе с литературным текстом важно понимание его смысла, поэтому, пренебрегать чтением слов выбранной песни вслух и даже в разных ролях (можно инсценировать публичное выступления ребенка как актера на сцене с монологом и др…), декламации художественного текста не стоит. Помимо музыкально-поэтического симбиоза есть образно-эмоциональная сфера произведения, в которую нужно окунать ребенка доступными ему способами выражения чувств. Разучивание песни в целом и учитывание всех составляющих – для ребенка задача непростая; поэтому важно выбирать посильный материал. Это могут быть и детские песни (а лучше на них и сосредоточить внимание), и песни из любимых мультфильмов, и народные песни, которые могут быть прекрасно стилизованы в эстрадной манере.

В наши дни дети оторваны от национальных художественных традиций, поэтому обращение к фольклору  как к средству эмоционально-художественному воспитания детей становится очень актуальным. Завершающим этапом в освоении песенного материала служит использование в работе микрофона, это может быть даже неким поощрением за проделанную работу, тогда малыш с большим усердием будет стараться.

 

Методическая литература:

1. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем: учеб.пособие / И.Б.Бархатова. – Спб.: Лань. Планета музыки, 2015. – 61с.: ноты.

2. Бойко Е.А. Энциклопедия дыхательной гимнастики.

3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - Директ-Медиа, 2014 г. 675 с.

4. Дюпре Ж.Л., Александрова Н.А. Искусство пения. Полный курс. Теория и практика, включающая сольфеджио, вокализы и мелодические этюды. Учеб.пособие. Ж.Л.Дюпре. пер. Н.А.Александровой. Спб., Лань. Планета музыки., 2014.

5. Исаева И.О. Как стать звездой: уроки эстрадного пения / И.О.Исаева. -Ростов н/Д: Феникс, 2009.-251с.

6. Коробка В.И. Вокал в популярной музыке: методическое пособие для руководителей самодеятельных эстрадно-музыкальных коллективов. – М. ВААП-ИНФОРМ.Рекорд, 1989.

7. К.Линклейтер. Освобождение голоса: М. ГИТИС, 1993. – 176с.: илл.

8. Лучинина О. "Музыкальная психология и педагогика" - конспекты лекций для студентов музыкальных Вузов // Размещен: 04/04/2013, изменен: 04/04/2013. 282k

9. Морозов В.П. Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь. – Когито-Центр, 2013. 

10. Риггс С. Как стать звездой/сост.: Guitar college, 2005.-104с.:ил.

11. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа".// Сост. Л.А. Баренбойм. М., 1978. 

 

. . . . .