Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Ознакомления старших дошкольников с городецкой росписью с помощью Scratch технологий

Дата публикации: 2022-05-11 16:55:35
Статью разместил(а):
Крючкова Наталья Владимировна

Ознакомления старших дошкольников с городецкой росписью с помощью Scratch технологий

Авторы: Крючкова Наталья Владимировна

и Зепалова Светлана Юрьевна

ГБОУ "Школа № 17", г. Москва

 

Аннотация: В статье рассказывается о том, какие плюсы в процесс дошкольного образования приносит всеобщая информатизация. Как интернет ресурсы помогают формировать у детей и их родителей чувство патриотизма. На примере использования технологий Scratch-пространства, хорошо видно, как современный педагог, используя их в процессе ознакомления с национальной росписью, в частности с городецкой, ставит цели по формированию у воспитанников чувства патриотизма и в достижении этих целей ему помогают интернет ресурсы.

Ключевые слова: воспитание патриотических качеств, язык Scratch программирования.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Внедрение интернета во все сферы жизни человека не могут не изменить формы и методы работы с воспитанниками в дошкольных образовательных учреждениях. Педагогам становится проще общаться, обмениваться опытом с коллегами, но и с родителями воспитанников. Это сделало образовательный процесс более мобильным. В информационном пространстве появилось большое количество доступных и интуитивно понятных инструментов программирования. К таким инструментам относится и язык Scratch программирования – простой, доступный и бесплатный.

В процессе воспитания патриотических качеств у дошкольников можно решить следующие задачи: воспитание бережного отношения к народной культуре в целом, формирование умения видеть красоту в простых народных предметах, использование интернет- пространства для создания интересных, полезных и нравственно-ценных игр, активизация поисковой активности воспитанников.

В наш век компьютеризации, быстро сменяющих друг друга компьютерных технологий, исконно русские игрушки, предметы быта в своей оригинальной аутентичной красоте уходят из обихода. Их изгоняют из своих жилищ, так как они перестают быть модными. В погоне за иностранными предметами, бездушной и типовой техникой, игрушками в виде героев ужасных компьютерных игр они становятся лишними. Но если разобраться, кто же навязывает нам эту моду, моду на все то, что всегда противоречило нашей высокой культуре, высоким моральным ценностям, присущим нашему народу, то становится понятно, кому это выгодно.

В самостоятельной продуктивной деятельности детей хорошо видны следы чуждой нам культуры. Рисунки детей теряют яркость, колорит, становятся более схематичными, они наполнены образами единорогов, персонажей страшных, внушающих отвращение компьютерных игр.

Легче всего навязать моду на все чуждое нашей стране детям. Ведь дети, в силу своих психо-эмоциональных особенностей, способности к быстрой адаптации, легко впитывают в себя все новое, им сложнее разобраться, что действительно красиво, а что безобразно.

Наше будущее поколение необходимо ближе знакомить с русскими народными промыслами, росписями, используя оружие противников. Используя все те же информационные технологии, виртуальные экскурсии, компьютерные игры. Главное - подобрать правильный ключик к душам детей, увлечь их, направить их природную поисковую активность и инициативу в нужное русло. Так, чтобы при исследовании, рассматривании предметов народных промыслов и городецких игрушек, предметов быта им захотелось самим открыть этот простой и удивительно красивый мир искусства. Захотелось творить, создавать нечто уникальное авторское, прекрасное, следуя мотивам русских промыслов. В дошкольном возрасте есть все предпосылки для развития творческих способностей детей. Это очень сензитивный период, все, что будет заложено в нем, пройдет с человеком через всю его жизнь.

Задаваясь вопросом, что больше всего интересно детям подготовительной группы, мы пришли к выводу, что проще всего и легче всего они общаются и обсуждают компьютерные игры. Вспоминая о том, что эти компьютерные игры бездушны и навязывают нашим детям много отрицательных, темных качеств, формируют личность, зависимую от непрерывных «стрелялок». Образы персонажей часто пугающие. Но при этом эти образы сразу и прочно вклиниваются в жизнь детей. Мы решили использовать весь скрытый потенциал компьютерных игр и перевернуть «минус» на «плюс», то есть создать совместно с детьми такие простые и увлекательные игры, которые смогут научить их ценить и уважать народную культуру, игры, которые создавались на основе предметов с городецкой росписью, элементов и образов данной росписи. Ведь намного интереснее непросто играть в игру, но и создать ее, особенно это интересно в период погружения в определенную тему. Стать настоящим программистом и создавать действительно полезные и нужные людям игры.

В этом вопросе нам помог простой и бесплатный язык программирования Scratch. Он намного проще остальных широко известных языков программирования. В этом интерактивном пространстве можно создавать небольшие анимационные мультфильмы, презентации, интересные игры. В Scratch пространстве программирование построено на идее лего-конструирования, то есть блочной системе. Интерфейс этой программы интуитивно понятен и прост. Известно, что младшие школьники самостоятельно, легко овладевают данным языком программирования, так как хорошо читают. Для дошкольников мы решили организовать совместную работу в группе с прочтением педагогом, воспитателем команд, необходимых для создания определенной игры. Ребята же сами должны предлагать варианты команд, фонов, спрайтов.

Воспитание патриотических качеств, через ознакомление с городецкой росписью мы видим, состоящим из трех этапов.

Первый этап – подготовительный, включающий в себя поиск и подбор литературы, изучение особенностей работы с программой Scratch, подбор простых спрайтов для программирования, создание легких и интересных мастер-классов для ребят и их родителей.

Второй этап – образовательная деятельность. Создание мини-выставки предметов с городецкой росписью для того, чтобы ребята смогли внимательно изучить материал и особенности данной росписи.

Создание совместно с ребятами в интернет пространстве Scratch развивающих игр на основе элементов городецкой росписи. Первая игра «Собери пазлы», «Городецкий павлин» и игра «Создай Городецкий узор на доске».

Знакомство с основными элементами росписи: цветами, бутонами, купавками, ягодками, птицами, конями.

Творческая деятельность воспитанников в группе: обучение декоративному рисованию, создание декоративного образа на основе опорного рисунка, создание декоративных образов по мотивам росписи с использованием фантазийных элементов. Совместная творческая деятельность дома вместе с родителями.

Третий этап – подведение итогов, проведение викторины и выставки детских работ.

Родители и воспитанники с большим интересом обсуждают выполненные творческие работы, созданные компьютерные игры. Мы с гордостью узнали, о том, что все большее число родителей делятся в социальных сетях своими творческим успехами, украшают свой дом предметами в стиле городецкой росписи. А это значит, что совместными усилиями мы прививаем молодым москвичам любовь к Родине.

 

Список илитературы:

1. Городецкая роспись. Учебное издание / руководитель проекта Ю. Дрожин, Ю. Федорово: Мозаика – Синтез, 2002.

2. Городецкая роспись. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов и родителей / автор С.В. Погодина.: Айрис – пресс, 2010.

3. Городецкая роспись. / Л.Я. Супрун.: Культура и традиции, 2006.

 

. . . . .