Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник рисования

Дата публикации: 2022-05-13 07:19:29
Статью разместил(а):
Юшкова Светлана Ивановна

Развитие творческих способностей детей посредством использования  нетрадиционных техник  рисования

Авторы: Богатырёва Надежда Викторовна,

Ломовицкая Александра Геннадьевна,

Скуратова Евгения Леонидовна,

Чибисова Ольга Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 75», г. Иркутск

 

Аннотация: В данной статье раскрывается тема необходимости применения нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников для формирования всесторонне развитой личности ребенка и формирования его творческих способностей.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисовая, развитие творческих способностей, дошкольники.

Тематическая рубрика: дошкольное образование.

 

«Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». В.А. Сухомлинский.

Современное технологичное общество требует формирования творческой личности с креативным  мышлением и  способностью нестандартно, результативно преодолевать новые жизненные трудности. Поэтому необходимо развивать творческий потенциал подрастающего поколения. Творчество – это такая деятельность, которая порождает что-то новое, ранее не существовавшее.

Формирование творческой личности – важнейшая задача педагогики на современном этапе развития общества. И решать эту задачу следует начинать уже в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст - самый важный период в жизни детей. В этом возрасте все дети -  исследователи, они открывают для себя неизвестный мир, окружающий их, открывают его с восторгом и удивлением. Поэтому детская деятельность должна быть как можно более разнообразной, дабы ребенок разносторонне развивался, мог реализовать свои потенциальные интеллектуальные и творческие возможности.

Пожалуй, самое действенное средство для развития творческой личности - изобразительная деятельность детей в детском саду. Ведь рисование можно считать одним из важнейших способов познания окружающей действительности, оно развивает  эстетическое восприятие мира, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей ребенка.

Ребенок живет в огромном, пока непонятном ему, мире. Непонятном и во многом недосягаемом в силу его возраста. Мы, взрослые, выступаем  связующей ниточкой  между этим миром и непосредственной душой ребенка, которая невероятно отзывчива на все новое, удивительное, непознанное.

Рисование – язык внутреннего мира человека. Когда ребенок рисует, он ищет различные пути для  достижения желаемого результата. Педагог при этом должен не только формировать определенные умения и навыки, а в первую очередь помочь увидеть красоту мира, научить сопереживать, дать уверенность в собственных силах и пробудить желание творить и получать удовлетворение и удовольствие от своего творчества.

Дети очень любят рисовать, они стараются, учатся работать с различными инструментами и изобразительными материалами, осваивают приемы и способы рисования. Но большинство работ – шаблоны, штампы, в них нет индивидуальности, уникальности, отсутствует творческий подход. Ребенок может потерять желание рисовать, если его рисунок, даже когда он приложил все усилия, получается каким-то не таким, не отождествляется с представлением ребенка о том, что он хотел изобразить. Рисунок ребенка должен вызывать у него радость, изумление, восторг.

Поэтому использование в рисовании нетрадиционных техник – это то направление, в котором должен следовать педагог, приобщая дошкольников к искусству. Это поможет ребенку побороть чувство страха перед неудачей в этом виде деятельности, создаст ситуацию успеха. Нетрадиционные техники позволяют  дошкольнику свободно действовать и мыслить, не опираясь на стереотипы, дают возможность выразить в своем рисунке переполняющие его чувства и эмоции. К тому же, овладев различными способами изображения, ребенок получает возможность выбора – будь то инструмент или материал, с которым он работает, либо способ изображения.

В современной педагогике изучением проблемы использования нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности занимаются многие исследователи. Т. Комарова  уделяет этому вопросу особое внимание и считает, что необходимо формировать у дошкольников не только навыки рисования, но и о целесообразно приобщать их к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности.  Педагог Е.А. Флерина  одной из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина выделили в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, а также определили этапы развития творческого процесса.

Рисование нетрадиционными способами дает возможность создавать неповторимые работы, можно сказать, маленькие шедевры. Но в каждом возрасте рекомендуется применять разные техники, в соответствии с возрастными возможностями детей,  придерживаться принципа «от простого к сложному».

Например, в младшем дошкольном возрасте это может быть рисование пальчиками, ладошками, печать из овощей (картофель, морковь). В среднем дошкольном возрасте используем более сложные техники. Такие, как отпечатки-картинки, монотипия, рисование губкой, свечой (парафином, воском).

Со старшими дошкольниками мы рисуем мыльными пузырями, мятой бумагой, солью; применяем кляксографию, пластилинографию, граттаж и другие нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Применение таких техник рисования развивает у детей стремление к  исследовательской деятельности, фантазию, а также познавательные способности, самостоятельность. При помощи цвета ребенок может передать свое настроение, с цветом можно экспериментировать, смешивая различные краски для получения нового. В изображаемых предметах и явлениях появляются необычность, сказочность, волшебство. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования вызывает у детей чувство радости, делает творческий процесс интересным, увлекательным.

Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные техники рисования – эффективное средство для развития творческих способностей детей. Когда ребенок не ограничен какими-либо рамками и правилами, развивается самостоятельность его мышления, он чувствует свободу выбора средств для своего творения, у него есть свой замысел и желание изобразить предмет, либо сюжет так, как он себе его представляет. Дети уходят от стереотипов, их работы становятся ярче, разнообразнее, приобретают индивидуальность.

Поэтому использовать нетрадиционные техники на занятиях по рисованию можно, даже нужно. Это приносит детям радость и вдохновение.

«Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» (К. Паустовский). Нужно постараться сделать все возможное, чтобы этот порыв в наших детях не угасал.

 

Список литературы:

1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007.

2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыками умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

 

. . . . .