Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование игр в организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Дата публикации: 2022-06-18 16:51:34
Статью разместил(а):
Ковтун Юлия Дмитриевна

Использование игр в организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Ковтун Юлия Дмитриевна

МБДОУ "Детский сад № 27", ст. Новоминская, Каневской район

 

Аннотация: В статье раскрываются понятие досуговой деятельности. Описываются разнообразные виды досуговой деятельности. Выделяются особенности развития детей посредством досуговой деятельности.

Ключевые слова: досуговая деятельность, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Одним из важных средств развития ребенка является досуговая деятельность. Досуг подразумевает объединение детей и взрослых, увлеченных общими интересами, учитывая свободу детского выбора.

Одной из форм воспитательной работы является досуговая деятельность. Организация досуга детей в дошкольных организациях благотворно влияет на сплочение детского коллектива, способствует поддержке дружеских отношений между детьми. В процессе досуговой деятельности у детей формируются такие качества как самостоятельность, инициативность, сообразительность, чувство товарищества, дружелюбие, ответственность, смекалка. Но организацией досуга должен заниматься педагог, который обладает глубокими знаниями теории и практики досуга детей.

В настоящее время не все дети владеют умением проводить свой досуг интересно и содержательно, организовывать свое свободное время. Ведущее место в досуге детей должны занимать разнообразные игры, поэтому задача воспитателя – создавать необходимые условия для организации подвижных, народных игр в досуговой деятельности дошкольников.

К средствам, способствующим детскому развитию, относят игру, общение детей со взрослыми и ровесниками, различные виды художественной деятельности, детскую литературу, обучение. Досуг – это часть свободного времени, которое ребенок проводит ради собственного удовольствия, это время, наполненное играми, танцами, чтением, любимыми занятиями ребенка,  а также занятиями спортом.

Н.Г. Кобраева рассматривает досуговую деятельность как: «способность соединить и отдых, и труд. Большая часть досуга детей в современном обществе занята различными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как расширение образования, общественная работа на добровольных началах». [5, с. 35]

По версии Е. Синицына, досугом является деятельность в свободное время, благодаря которой у человека восстанавливается способность к труду и развивается те умения и возможности, какие не получается усовершенствовать в процессе трудовой деятельности. [2, c. 82]

В педагогической литературе выделяются следующие функции детского досуга:

- самореализация;

- самореабилитация;

- компенсаторная;

- воспитательная;

- просветительская;

- рекреативно-оздоровительная;

- терапевтическая.

Досуговые программы классифицируют по следующим признакам:

Игровые программы – в них преобладают разнообразные игры: интеллектуальные, подвижные, аукционы, аттракционы, игры-драматизации.

Конкурсно-развлекательные включают различные конкурсы, позволяют отметить лидирующих участников.

Фольклорные – хороводы, народные игры, песни, пляски.

Шоу-программы, которые включают в себя танцы, зрелища, показ мод, музыку, концертные номера, клоунады.

Спортивно-развлекательные программы – шуточные бои, игры, спортивные конкурсы, эстафеты, веселые старты.

Праздничные программы отличаются многообразием содержания. Праздник является самой большой формой досуга.

Так в чем же заключается социально-педагогический потенциал детского досуга?

1) в процессе досуговой деятельности дети самостоятельно предъявляют к себе воспитательные требования взрослых, это делает досуг сферой самовоспитания;

2) досуг - это личное пространство, в котором широко открываются естественные потребности в независимости, свободе;

3) досуг дает детям возможность саморазвиваться. [6, c. 167]

Культурно-досуговая деятельность предполагает:

1. Отдых.

2. Развлечения.

3. Праздники.

4. Самостоятельную художественную и познавательную деятельность.

5. Творчество.

Структура досуговой деятельности в дошкольном учреждении включает в себя общение, спортивно-оздоровительные мероприятия, игры, прогулки, отдых на природе.

Лишь в досуговой деятельности потребность в играх появляется как надобность в развлечении, удовольствии. Те дети, у которых игра является главным видом деятельности, очень хорошо понимают ее условность. [3, c. 19]

Игровая деятельность — это естественная среда ребенка, в которой он осваивает жизнь, получает познания и умения, формирование фантазии и механизмы творческого сознания, навыки общения.

Использование народных игр в работе с детьми дозволяет сформировать интерес детей к русской народной культуре, к ее обычаям.

Народная игра в досуговой деятельности содержится в самом процессе, а не в ее результатах. Игра для ребенка является средством самореализации и самовыражения, формирует благоприятные условия для формирования личности ребенка дошкольного возраста.

В игре дети дошкольного возраста, воспроизводят действия и дела взрослых людей, вступают в разные отношения между собой, овладевают навыками общения, обучаются уважать и соблюдать принятые в обществе ценности и формы поведения.

Игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

Существует очень много классификаций игр:

а) игры с игрушками;

б) игры с движениями (бег, прыганье, вращательные движения);

в) игры с разными орудиями труда (веревочкой, мячиком, палками);

г) игры домашние и зимние.

Игры детские, например: «Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси».

Игры девические: «Мак», «Тарелка», «Скачки на доске», «Жмурки».

Игры мужские: «Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой».

А.В. Терещенко в отдельную группу игр выделил хороводные игры. [2, с. 110]

Спортивные игры. Игры данной группы являются самыми полезными из всех игр в целом, потому что особенностью таких игр является тренировка физических или умственных возможностей. Известны игры «Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната». [7, с. 56]

Подвижные игры и эстафеты способствуют воспитанию чувства коллективизма, развивают настойчивость в достижении поставленной цели. В эстафетах много шуток, юмора, веселого, соревновательного задора, это и является неотъемлемой часть досуговой деятельности у дошкольников. [4, с.6]

Таким образом, можно сделать вывод, что игра занимает исключительное место в жизни ребенка: народные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные народные игры помогают развивать дошкольника разносторонне, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления; подвижные игры способствуют развитию физических качеств дошкольников; спортивные игры воспитывают чувство коллективизма, учат играть в команде.

Игра является одним из самых привлекательных видов детской деятельности. Большое место в досуговой деятельности детей занимают народные игры. В народных играх много юмора, шуток, это делает их особенно привлекательным для детей. Народные игры помогают расширить кругозор детей, развивают память, смекалку, находчивость, наблюдательность.

Игра является формой организации жизни детей, имеет большое значение в воспитании навыков общения, развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. 

Подвижные игры в досуговой деятельности играют важную роль в жизни детей дошкольного возраста, так как они способствуют не только укреплению их здоровья, но и помогают вырабатыванию привычки к занятиям спортом.

При организации досуга особое внимание необходимо уделить играм и танцам. Наибольший интерес у детей вызывают игры, которых присутствуют соревновательные моменты. Пляски, хороводы, танцы так же являются неотъемлемой частью досуговой деятельности детей дошкольного возраста. [1, с.9]

Формы организации досуга в дошкольном учреждении многообразны и вариативны. Досуговая деятельность является важной сферой социализации дошкольника, способствует развитию его личности и является одним из главных направлений организации деятельности ребенка.

 

Список литературы:

1. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / под ред. Т.С. Комаровой. - М: Мозаика-Синтез, 2008г. 146с.

2. Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1995. 136с. 

3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. [Текст] / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986. 79с.

4. Луконина Н.Н., Чадова Л.Е. Физкультурные праздники в детском саду. - М.: Айрис-пресс, 2004г. 128с.

5. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова - М.: «Педагогика», 2005. 258с.

6. Синицына Е.И. Игры для праздников / Евгения Синицына. - М.: Лист, 1999. – 176с.

7. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Е.А. Тимофеева. - М.: Просвещение, 1986. 79с.

 

. . . . .