Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие познавательной активности старших дошкольников через квест-игру

Дата публикации: 2022-07-06 11:58:24
Статью разместил(а):
Харитонова Вера Владимировна

Развитие познавательной активности старших дошкольников через квест-игру

Авторы: Харитонова Вера Владимировна

и Ментус Юлия Сергеевна

МДОБУ "Центр развития ребенка – детский сад № 22 "Малыш", с. Покровка, Приморский край

 

Аннотация: Актуальность статьи обусловлена активным поиском и разработкой современной системой дошкольного образования новых методов, технологий и форм обучения, развития и воспитания. Большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений приобретают квест-игры.

Ключевые слова: квест-игра, познавательная активность, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Вопросам формирования и развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в настоящее время уделяется особое внимание.

Л.А. Венгер [1]  определяет «познавательную деятельность», как осознанную деятельность, нацеленную на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, представления, ощущения.

Наиболее оптимальным и эффективным педагогическим средством формирования познавательной активности дошкольников являются игровые технологии. Ведь именно в их основу заложена игра, как основной вид детской деятельности, в ходе которой раскрываются возможности ребенка и прочно усваивается социально-культурный опыт человечества.

Как и многих наших коллег, нас постоянно волнует вопрос: «Как развивать детей, играя?»

Считая себя педагогами, идущими в ногу со временем, предпочитаем находить ответы на свои вопросы в сети интернет, изучая новинки методической литературы, научные статьи по дошкольной педагогике и психологии, авторские методики коллег.

При выборе эффективных форм взаимодействия со своими воспитанниками всегда учитываем их интересы и предпочтения. В течение последних полутора лет активно используем квест-игру, как часть воспитательно-образовательного процесса.

Квест-игра – эффективная игровая технология, содержащая комплекс условий для развития у старших дошкольников познавательной активности, инициативности и самостоятельности.

Практической деятельности по реализации квест-игр предшествовало изучение потребностей воспитанников (о чем бы они хотели узнать, что им интересно). Далее, составлен примерный календарный план воспитательно-образовательной деятельности в форме квест-игр. В течение двух лет нами подготовлено и реализовано 10 квест-игр («В стране правил дорожного движения», «Путешествие по Уссурийской тайге», «Страна профессий», «Большое космическое путешествие», «По дорогам сказок» и др.).  

Также, в составе творческой группы педагогов ДОУ, участвовали в составлении веб-квестов для детей и родителей: «Путешествие юных пожарных», «Космическое путешествие».

В ходе квест-игры реализуется ряд образовательных, развивающих, воспитательных задач:

1) вовлечение каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;

2) развитие интереса, любознательности, поисковой и  познавательной активности,  творческих способностей каждого ребенка;

3) воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение заданий, способности работать в команде и самостоятельно. 

Решая поставленные задачи, педагоги каждый раз перевоплощаются в разных персонажей, в соответствии с темой квест-игры (муравьишку, королеву волшебной страны, Незнайку и пр.).

Квест проходит в виде приключенческой игры с одной сюжетной линией. На каждом этапе (станции) воспитанники выполняют различные задания (логические, поисковые, творческие, активные и пр.) с установкой дальнейшего продвижения по сюжету. На каждом этапе команда получает недостающую информацию, предмет-подсказку. Участники могут быть объединены в несколько игровых команд, либо все находятся в одной команде. Дети действуют сообща  в условиях обогащенной образовательной среды. Активно используются возможности информационных технологий.

Вся деятельность в квест-игре осуществляется в соответствии со следующими принципами: безопасности; доступности (задания должны быть приемлемо сложные для ребёнка); системности (задания логически связаны между собой); эмоциональной окрашенности; разумности по времени (время на выполнение заданий рассчитывается так, чтобы старший дошкольник не устал и сохранил интерес); наличия обратной связи и видимого  конечного результата (на каждом этапе дети получают ключ, букву, часть пазла или карты для разгадывания); естественной интеграции основных видов детской деятельности.

Для оценивания квест-игры ориентируемся на такие виды рефлексии, как:

а) коммуникационная – обмен новой информацией и мнениями между детьми и педагогом;

б) информационная – приобретение детьми новых знаний;

в) мотивационная – побуждение детей и их родителей к дальнейшему расширению информационного поля;

г) оценочная – соотнесение новых знаний и уже имеющейся у детей информации, высказывание собственного отношения к происходящему.

Активно используем вопросы, стимулирующие детскую рефлексию, типа: «Что было интересно?», «Что нового узнали?», «Что вас удивило?», «Всё ли у вас получилось так, как хотелось?», «Что было трудно?»

Образовательный эффект квест-технологии сложно переоценить. Как показали результаты, квест-игра обладает большим развивающим потенциалом, проявляющимся в индивидуальности воспитанников, их самостоятельности, инициативности.

Итак, занятия, организованные в форме квеста, позволяют качественно осуществлять развитие познавательной активности детей через игру, как личностно-значимую деятельность дошкольника.

 

Литература: 

Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. 224 с. 

 

. . . . .