Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нетрадиционные техники рисования в детском саду

Дата публикации: 2022-07-10 17:03:01
Статью разместил(а):
Антонова Анжелика Олеговна

Нетрадиционные техники рисования в детском саду

Автор: Антонова Анжелика Олеговна

МБДОУ "Детский сад № 27", ст. Новоминская, Каневской район

 

Аннотация: В статье раскрывается роль рисования в жизни детей, в том числе рисования с использованием нетрадиционных техник. Описываются разнообразные виды нетрадиционных техник рисования.

Ключевые слова: нетрадиционная техника, рисование, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

"Картина – стих, только без слов". Квинт Гораций Флакк.

Рисование в жизни дошкольника играет одну из главенствующих ролей. Именно в рисунке с помощью карандаша, красок дети выражают свои мысли, чувства и переживания. По рисунку ребенка можно определить его внутреннее состояние, отношение к чему-либо и кому-либо. Детям необходимо рисовать. Это очень хорошо влияет на их развитие, психическое состояние, помогает детям снять напряжение, передать свои мечты, желания и переживания на листок бумаги.

Существуют самые обычные техники рисования, например, с помощью кисти и красок или карандашей и фломастеров. Но есть еще кое-что более необычное, что часто привлекает детей даже больше, чем просто карандаши и краски, а именно нетрадиционные техники рисования. Их просто огромное разнообразное количество. Как правило, нетрадиционными техниками рисования пользоваться даже проще, потому что это не требует особых усилий и стараний от ребенка. Это очень увлекательное и занимательное занятие для детей и даже для взрослых. И благодаря им также, как и при традиционном рисовании, у детей развивается мелкая моторика пальцев рук, фантазия, у детей снимается напряжение, они избавляются от страхов, учатся выражать свое собственное «Я», у них раскрывается творческий потенциал, ну и конечно же дети получают от рисования эстетическое удовольствие, радость. [3, с. 122]

Существует множество самых разных нетрадиционных техник рисования. Некоторые из техник можно начинать использовать с младшей группы. Например, замечательно подходят для малышей такие техники как:

- Рисование пальчиками. Можно развести краску, например, в палитре или в отдельной тарелочке, либо же малыш может просто опустить пальчик в гуашь и тем самым наносить тычки на бумагу. Так малыши могут нарисовать, например, дождик к тучке, воздушные шарики, одуванчик и т.д.

- Рисование ладошкой. Тоже очень интересный способ для рисования. Ребенку помогают закрасить краской ладошку, после чего он просто прислоняет ладошку к листу бумаги. Таким образом, можно нарисовать бабочку, солнышко, цветочек и другое. А после дорисовать рисунок кисточкой.

- Рисование ватной палочкой. Для этого понадобятся ватные палочки, лучше по несколько для одного ребенка, чтобы использовать разные краски в рисунке. Дети просто опускают ватную палочку в смоченную краску и точечным нанесением изображают рисунок. так можно нарисовать, например, снежинки, горошек, дождик и т.д. Для малышей можно подготавливать шаблон, ведь ватными палочками можно нарисовать весь рисунок.

- Рисование с помощью штампа. В данной технике можно использовать вырезанные фигуры из поролона, листья с деревьев. Детям помогают нанести краску, затем ребенок прикладывает фигуру к листу бумаги, тем самым получается штамп. Также штамп можно нанести смятой бумагой или пакетом, лист бумаги мнется, наносится краска, ком бумаги придавливается к чистому листу и получается изображение. Так можно нарисовать цветочки, деревья.

- Тычок жесткой полусухой кистью. Для этого понадобится жесткая кисть, гуашь и бумага. Для малышей лучше сразу подготовить вырезанный силуэт пушистого или колючего животного (предмета) или нарисовать контур на листе. Кисть опускается в гуашь, затем ею ударяют по бумаге, держа при этом кисть вертикально. В итоге получается эффект пушистой или колючей поверхности. [4, с. 96]

Остальные техники используются с детками более старшего возраста. Такие как:

- Техника рисования «Монотипия». Лист складывают пополам, на одной половине рисуют красками, после чего лист складывают и получается симметричный отпечаток на другой половине листа. Таким образом, можно изобразить симметричный рисунок, например, бабочку, солнце или изобразить отражение в воде деревьев и другое.

- Рисование «Набрызгом» зубной щеткой. Зубную щетку можно окунуть в краску, либо же нанести краску на зубную щетку и с помощью стека или пальчика брызгать щеткой на лист бумаги. Так можно изобразить звезды в небе, дождик, одуванчик.

- Рисование вилкой. Вилка опускается в краску или краска наносится на вилку с помощью кисти. Затем делается отпечаток вилки на бумаге. Так можно нарисовать елку, цветочки.

- «Кляксография» или «Выдувание». На лист бумаги наносится пятно или клякса, берется коктейльная трубочка и клякса раздувается в разные стороны. После раздувания кляксы можно пофантазировать и придумать, что получилось, либо же намеренно взять краску нужного цвета и выдувать кляксу в правильном направлении. Могут получится цветочки, волосы, деревья.

- Рисование губкой или помпоном. Губка опускается в уже разбавленную краску, после чего наносятся отпечатки на бумагу.

- Рисование нитью. В этом случае лучше использовать либо 2 листа бумаги, либо сложенный пополам лист. От мотка ниток отрывается нитка необходимой длины. Нить аккуратно опускается в краску, затем ложится на лист бумаги как задумано, либо же разными узорами и сверху придавливается 2 листом или половинкой, затем нить резко вытаскивается. Теперь уже можно включить свое воображение и подумать на что похож рисунок.

- Рисование по мятой бумаге. Ребенок сминает лист бумаги, затем немного разглаживает и рисует. Таким образом, помятый лист придает рисунку небольшой объем.

- Рисование мыльными пузырями. Еще одна необычная техника рисования. Для которой необходимы мыльные пузыри, краски, ложечка, коктейльная трубочка, пластиковые стаканчик или глубокая тарелочка. Мыльные пузыри можно сделать самим, либо же купить готовый вариант. Разбавить туда побольше краски для цвета. Дуть трубочкой до появления пузырьков. Пузырьки можно снять ложечкой и распределить по листу бумаги. Таким образом, получается необычный рисунок из пузырей. При использовании покупных мыльных пузырей, можно использовать прибор для пускания пузырей, сразу дуя на лист бумаги.

- Рисование крупой, солью или песком. Для рисования берется плотная основа, например, картон. Карандашом можно нарисовать рисунок. Затем намазывая детали клеем посыпать сверху песком, стряхивая лишний песок. При желании получить 3д эффект можно на уже готовый слой песка еще намазать клея и посыпать сверху песком и снова убирать лишний. И так до получения необходимого объема, но переусердствовать тоже не стоит.

- Рисование по мокрой бумаге. Бумага смачивается водой, затем берется кисточка и краски, краска наносится на мокрую бумагу. Это придаст эффект дождя или тумана на рисунке.

- Обрывание бумаги. Для этого пригодится цветная двусторонняя бумага, клей, кисть и картон. От цветной бумаги ребенок отрывает небольшие кусочки. Затем клеем рисует то, что он хотел бы изобразить и сверху на клей накладывает оторванные кусочки бумаги. Если ребенок отрывает крупные части изображения, то клеем смазываются части и тогда уже приклеиваются к основе. Чтобы изображение получилось более объемным можно нарвать побольше кусочков бумаги и приклеивать вторым слоем.

- Рисование с помощью восковых мелков (или свечи) и красок. Если ребенок нарисует что-либо восковым мелком, акварель не сможет закрасить мелок. Так и в этой технике. Ребенок рисует рисунок на листе бумаги, а сверху весь лист закрашивает акварелью. Таким образом, рисунок, нарисованный мелками останется прежним, а пробелы на бумаге закрасятся краской. [2, с. 134]

- Оттиск. Для этого пригодится мисочка с вложенной в нее штемпельной подушечкой из поролона, пропитанной гуашью, печатки и бумага. В качестве печатки можно использовать поролон, пробку, картофель, пенопласт, ластик, трафарет. Ребенок прижимает к штемпельной подушке печатку, прижимает к бумаге, тем самым остается отпечаток. Для печатки из картофеля надо разрезать картофель пополам, нарисовать на картошке фигуру, и взрослый с помощью ножечка убирает лишнее вокруг. Поролон и пенопласт лучше сразу отрезать нужной формы и размера.

- Рисование стопой. Такое рисование проводится с небольшим количеством детей. Перед занятием подготавливается тазик с теплой водой, полотенца для ног, на пол расстилается клеенка, на столе гуашь и непроливайка с теплой водой. Затем детки садятся на стульчики и начинают красками раскрашивать стопу, им в этом помогают, раскрашенную стопу детки прикладывают к листу бумаги, лежащему на полу и идут мыть ножки. А после можно дорисовать рисунок кисточкой.

- Граттаж. Для этого понадобится свеча, тушь, жидкое мыло, клей, широкая кисть, плотная белая бумага и палочка для царапанья. Ребенок натирает лист бумаги свечой. На воск наносится тушь и жидкое мыло. После высыхания выцарапывается рисунок палочкой.

- Тиснение. Для этого нужны карандаши, лист бумаги и рельефный предмет (монетки, пластмасса и т.д.). Рельефный предмет подкладывается под лист бумаги и закрашивается карандашами. Таким образом на листе бумаги получается 3д изображение рельефных предметов. [1, с. 75]

Множество нетрадиционных техник рисования позволяет детям расслабиться, показать свои творческие способности, раскрыть себя и свой потенциал. В качестве материалов, используемых для нетрадиционных техник рисования можно использовать множество разных предметов, подручные материалы, материалы природного происхождения. Даже если ребенка не очень привлекает рисование, то нетрадиционные техники рисования точно помогут привлечь его интерес, часто детям такое рисование кажется куда интересней, чем привычные краски, кисточки и карандаши.

 

Список литературы:

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2 [Текст] / Г.Н. Давыдова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 189 с.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208 с.,

3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей [Текст] / А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

 

. . . . .