Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста

Дата публикации: 2022-09-03 15:46:36
Статью разместил(а):
Фархутдинова Диана Олеговна

Развитие творческого потенциала у детей младшего школьного возраста

Автор: Фархутдинова Диана Олеговна

ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральныйо университет", Елабужский институт (филиал)

 

Аннотация: Актуальность развития творческого потен­циала определяется усиле­нием роли образования как института, гаран­тирующего право человека на самореализа­цию, развитие способностей и социальную интеграцию. Развитие младших школьников, актуализация заложенных в них природой по­тенциалов, способностей и задатков позволит формирующейся личности в будущем занять достойное место в обществе. В данном кон­тексте особенно важное значение приобре­тает целенаправленное, поступательное раз­витие креативных сил каждого обучающегося дошкольника, его творческого потенциала на различных этапах реализации процессов обучения и воспитания. При всей несомнен­ной теоретической и прикладной значимости многочисленных исследований этой пробле­мы, следует отметить, что в условиях модер­низации системы образования, она остается открытой.

Ключевые слова: развитие творческого потенциала, дети младшего школьного возраста.

 

"Творческий потенциал — это интегральное качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации. А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. Развитие младших школьников, актуализация заложенных в них природой потенциалов, способностей и задатков позволит формирующейся личности в будущем занять достойное место в обществе."

Иванова Е.

 

Цели: Комплексное авторское исследование проблемы развития творческого потенциала младшего школьного возраста. Выработка качественно новой стратегии развития, которая будет ориентирована прежде всего на личность ребенка и его развития.

Методология: В процессе исследования проблемы творческого потенциала бедности у детей использовались метод «Определение уровня творческого потенциала учащихся».

Автор выражает благодарность и глубокую признательность преподавателю ФГАОУ ВО «Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабужского института (филиала)» Лилии Ренатовне за советы и ценные замечания при работе над данной статьей.

 

Введение.

Идея развития активной, интеллектуальной и творческой личности, нацеленной на саморазвитие и преобразование, востребована современным обществом и находит отражение во многих образовательных документах. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена одна из приоритетных задач общества и государства: «воспитание, социально-педагогическая поддержка и становление высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного ученика»

Раннее выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала в рамках занятий во внеурочной деятельности будут способствовать более успешному и гармоничному становлению личности ребенка в будущем. Процесс формирования и развития интеллектуально-творческого потенциала является сложным и многофакторным, поэтому при описании целей, задач, процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности младших школьников, уровней и критериев развития интеллектуально-творческого потенциала, а также программы внеурочной деятельности, направленной на развитие данных качеств личности, необходимо создание теоретической модели развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности.

Основная часть.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ (лат. potentia — сила) — совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности. Творческий потенциал — это интегральное качество человека, ядро его сущностных сил, выражающих меру активности индивида в процессе его самореализации.

Внешние факторы играют значительную роль в развитии творческого потенциала, однако созидающей силой и его ядром являются внутренние факторы.

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.

Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Потенциал (от лат. – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.

Эстетическое воспитание детей и подрост­ков средствами искусства и культуры, всегда было актуально. Значение его неизмеримо возрос­ло в современных условиях развития обще­ства. Необходимость приобщения подрас­тающего поколения к духовно-нравственным ценностям, определяющим суть человече­ской жизни, сегодня очевидна. Эта суть - в стремлении человека познать свое предна­значение на земле, установить гармонию с окружающим миром и с самим собой.

За по­следние десятилетия значительно снизился уровень художественно-эстетической куль­туры детей, подростков и молодежи, потому что большинство передач, которые транс­лируются по телевидению, не способствуют культурно-нравственному и художественно- эстетическому развитию. Это преимуществен­но образцы невысокого качества, рассчитан­ные на элементарные формы реализации потребностей в развитии творческого потенциала. Именно, развиваясь творчески, дети постигают многое об окружаю­щем мире, развиваясь в эмоциональном и ху­дожественном отношении. В настоящее вре­мя обучение детей определяется не столько специальными пред­метными знаниями, сколько разносторонним развитием ребенка как личности, способного к активной социальной адаптации и самосто­ятельному жизненному выбору, способного применять полученные знания и умения в по­вседневной жизни, готовых к жизни в откры­том и меняющемся мире.

Творческий потенциал личности свиде­тельствует о возможностях школьников младших классов создавать новое, оригинальное. Наря­ду с этим, неправильным будет ограничить творческий потенциал лишь способностью к созданию нового. Данная способность суще­ствует во взаимодействии с мотивами, зна­ниями, умениями, способностями личности, благодаря которым создается творческий продукт, отличающийся новизной, непо­вторимостью. Творческий потенциал и спо­собность к созданию нового предполагают сформированность других, тесно связанных с ней качеств личности.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить себя, рассматривать каждый момент жизни как акт творческий, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой. Так как люди чаще всего действуют по шаблону, заранее запрограммированным нормам, что часто приводит к протесту против требований общества.

Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Для того чтобы помочь детям выявить и развить свои творческие способности, нужна поддержка одаренных, это одно из главных направлений в деятельности педагога. Обучающиеся в процессе освоения общеобразовательной (общеразвивающей) программы, концертной деятельности, участия в творческих конкурсах и фестивалях могут демонстрировать свои творческие способности, проявлять одаренность в той или иной области искусства. По результатам диагностики уровня освоения программы, на основе карты учета личностных качеств обучающихся, учета творческих достижений, мониторинга участия в концертах, конкурсах, фестивалях будет формироваться информационный банк одаренных детей с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения. Но иногда надо суметь выявить и увидеть в ребенке талант на более ранних этапах, увидеть творческий потенциал ребенка, суметь предпринять, чтобы способности ребенка раскрылись в полной мере, в чем заключается педагогическая и родительская поддержка таких детей. Поэтому данная методика позволяет педагогу в процессе личностного опроса выявить для себя потенциал творческих способностей учеников, вовремя заметить не только одаренных детей, но и с низким творческим результатом и предпринять меры развития творчества детей с помощью разных программ и методик.

Каждый ребенок способен творить, просто многие дети свой творческий потенциал скрывают, это может быть связано с низкой самооценкой, что является одной из проблем развития личности, которую должен решить педагог. И поэтому рекомендую наблюдать и анализировать за творческим потенциалом детей. Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка и его творческие способности, рекомендую наблюдать за ребёнком на уроках, в игре отмечая следующие моменты:

- предпочитаемые виды занятий, игр;

- самостоятельность творческого поиска;

- отношение ребёнка к процессу творчества это может быть эмоциональная окрашенность, увлечённость;

- инициатива к примеру, в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств;

- реализация творческого замысла;

- использование источников информации и выразительных средств.

Но при этом педагог должен понимать, что с детьми младшего школьного возраста проводить диагностику или же методику нужно в индивидуальной обстановке. Потому что дети данного возраста имеют специфику подражать друг другу и тогда результат будет не правдоподобен. Педагог не сможет точно проанализировать результат исследования и подвести итоги для дальнейших действий. Так же педагог должен помнить, что у детей данного возраста чувства намного больше имеют смысла, чем его слова. Поэтому стоит педагогу избежать словесное пояснение у детей.

Так же хотелось бы порекомендовать, чтоб педагог участвовал вместе с детьми в методике или какой-либо диагностики, к примеру, во время игры преподаватель не только наблюдал и анализировал творческий потенциал детей, но и участвовал вместе с ними. Это позволит педагогу стать ближе к ученикам и войти в доверие, так ученики смогут больше раскрыться и учитель сможет больше выявить результатов для анализа. Поэтому стоит оценивать не столь результат, а сам процесс. И для получения более точных результатов, педагогу стоит исключить мотивацию в учебной деятельности.

Поэтому для того что бы выявить творческий потенциал на ранних уровнях развития у детей младшего школьного возраста. Детям был предложен пройти тест, на определение творческих способностей. Тест состоял из 18 вопросов и занял у детей для выполнения 30-45 минут, дети с удовольствием приняли участие в нем, внимательно и серьезно отвечали на вопросы. После тестирования был составлен анализ по итогам тестирования и сделан вывод по всем ученикам индивидуально. Анализ по данной методике помог определить склонность детей к творчеству, определить количество детей нуждающихся в помощи в реализации своего развития творчества и помощь по самоопределению.

Данная методика помогает педагогу стать ближе к ребенку и решить проблему с теми детьми, чьи возможности находятся на низком уровне развития творчества, такие дети могут быть склоны к низкой самооценке, которая не дает ребенку раскрыть весь свой потенциал к творчеству.

По итогам тестирования наибольшее количество процентов детей набрало от 24-48 баллов это 2 уровень тестирования и означает вполне нормальный творческий потенциал. Дети обладают теми качествами, которые позволяют творить, но есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, потенциал позволит творчески проявить себя, если, конечно, этого пожелает ученик. Другая часть учеников набрала от 49 баллов и более, что является 1 уровнем, самым высоким. У детей с данным результатом заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей. Если на деле дети смогут применить свои способности, то им доступны самые разнообразные формы творчества. И самое наименьшее количество детей набрало уровень от 23 баллов и менее это 3 уровень- самый низкий. У таких детей творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, они просто недооценили себя, свои способности.

Отсутствие веры в свои силы может привести детей к мысли, что они вообще не способны к творчеству. Избавляясь от этого дети смогут решить проблему. И поэтому большая часть учеников тестируемого класса, а то есть 18 учащихся имеют средний уровень развития творческого потенциала. Дети могут добиться лучших результатов, если педагог будет выполнять рекомендации по итогам тестирования, написанные исходя индивидуальных возможностей детей.

Педагог должен уделилять должное внимание данным ученикам, для этого можно проводить разнообразные методики к примеру, методика оценки сочиненного ребенком сказки (О.М. Дьяченко, Е.Л. Пороцкая) или же давать творческие задания, к примеру «озвучить роль» или «соотнеси музыку». Но большую часть хотелось бы, чтобы педагог уделил малому проценту учащихся, которые занимают 3 уровень творческого потенциала. В данную категорию входит лишь один ребенок. У данного учащегося результат менее 23 баллов, это означает , что ребенок мало развит к творчеству или же замкнут в себе и недооценивает себя. На этот фактор могут влиять многие внешние или же внутренние противостояния личности ребенка или даже взаимодействия школы и семьи, что отнюдь является важным коммуникативным процессом в жизни ученика. Данную проблему надо правильно решить, соблюдая все рекомендации, что бы помочь ребенку выявить творческие способности ученика.

Высокий уровень творческого потенциала имеют всего лишь 2 ученика. Если же данным ученикам помочь определиться со своим истинным творческим потенциалам, то данные дети могут добиться высот в интересующихся сферах деятельности. Результаты тестирования можно будет посмотреть табл1. и табл2.

Таблица 1.

ФИО

Баллы

Уровни

 

Б.Е.А.

42

2

 

В.М.В.

41

2

 

Г.М.А.

отсутствовал

 
 

Г.Р.Р.

40

2

 

З.Д.В.

31

2

 

З.П.А.

42

2

 

К.М.А.

34

2

 

К.С.А.

50

1

 

К.А.Е.

33

2

 

Л.В.И.

32

2

 

М.А.Р.

33

2

 

Н.К.А.

31

2

 

Н.А.В.

31

2

 

Н.А.И.

21

3

 

Р.Е.С.

32

2

 

Р.Д.Д.

49

1

 

С.Д.Р.

отсутствовал

 
 

С.М.И.

36

2

 

С.А.А.

отсутствовал

 
 

С.А.И.

35

2

 

Т.А.А.

36

2

 

Т.С.П.

36

2

 

Х.Т.С.

33

2

 

Х.З.Р.

34

2

 

Ш.Л.А.

отсутствовал

 

Таблица 2.

уровень 1

2 ученика

5%

уровень 2

18 учеников

85%

уровень 3

1 ученик

10%

 

Развитие творческого потенциала можно разделить на 3 эта­па.

Первый этап предполагает полное руководство творческой деятельно­стью младших школьников. Второй этап развития творческого потенциала направлен на увеличение доли самостоя­тельности в творческой деятельности при частичном руководстве ими педагогом и третий этап посвящен повышению доли самостоятель­ности обучающихся при выполнении творческих заданий.

Занятия по развитию творческого потенциала не требуют специального помещения и обору­дования, кроме материалов для индивиду­ального и группового творчества — это может быть разрабо­танные дидактические игры, раз­ные виды карточек, раздаточный материал, альбомные листы, карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, детская литература.

Руководство процессом развития творческого потенциала младших школьников, соз­дание атмосферы для раскрытия природных способностей, для проявления свободы в творчестве, сотворчество младших школь­ников и педагога в процессе интерактивного общения, выстраивание образовательного процесса на основе принципов индивидуа­лизации, гуманизации и гуманитаризации, закрепление и развитие общеучебных уме­ний и навыков, обучение приемам и методам для творчества и дальнейшего творческого саморазвития, развитие способности к са­морегулированию в процессе творческой деятельности, развитие критичности мыш­ления.

Моделирование педагогического процесса развития творческого потенциала воспитанников школы раннего развития позволяет нам выделить критерии творческого потенциала и методи­ки их измерения.

В заключение хотелось бы сказать, что одна из сложных проблем педагогики – развитие творческого потенциала. Следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому нам педагогам нужно настраиваться и вести себя так, будто весь коллектив воспитанников состоит из потенциальных творцов.

Выводы:

Использование активных методов и форм обучения дает возможность формирования и развития коммуникативной компетенции, предполагающей владение навыками взаимодействия с окружающими, умение работать в группе. Научить каждого из своих детей, самостоятельно приобретать новые знания и творчески использовать имеющиеся, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты, строить отношения сотрудничества в коллективе, уважая интересы друг друга. С целью определения мотивов учебной деятельности, провожу анкетирование обучающихся. Для диагностики мотивации используется методика «Определение творческого потенциала учащихся»

 

Литература:

Михайлова А.Ю. Модель развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности // ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2021. №187. С. 1-13.

 

. . . . .