Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Дата публикации: 2022-11-10 16:20:23
Статью разместил(а):
Давыдова Елена Брониславовна

Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников

Автор:  Давыдова Елена Брониславовна

МБОУ "Кубинская СОШ № 2", дошкольное отделение – детский сад № 50, г. Москва

 

Аннотация: В данной статье автор раскрывает вопросы сотрудничества и взаимодействия в системе: Дошкольное учреждение - воспитанники - родители (законные представители). Раскрыты как основные формы работы, так и альтернативные (из опыта работы).

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Актуальность проблемы.

Происходящие в государстве и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательного учреждения. Изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Сегодня семья переживает кризис. Утрачена значительная часть семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В изменившихся экономических условиях, родители, большей частью, ищут источники существования, а не занимаются воспитанием детей. Растет число неполных, неблагополучных семей. Признание приоритета семейного воспитания меняет позицию дошкольного учреждения в работе с семьей. Изменение психолого-педагогического подхода в образовании к проблеме семьи в вопросах развития и воспитания детей, социального заказа общества требуют:

- обновления содержания, организационных форм просвещения родителей,
- внедрение в практику нетрадиционных методов работы,
- создание различных специальных служб помощи (педагогической, психологической), образующих единое образовательное пространство, способное помочь развитию ребенка и его семьи.

Актуальность обновления содержания сотрудничества с семьей обусловлена необходимостью активизации и интеграции работы всех специалистов дошкольного учреждения в решении проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН оправах ребенка.

Семья для ребенка - первичная социальная микросреда. Неоспоримо ее огромное влияние на развитие ребенка. Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на своих детей. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать детей, другие — не умеют, третьи — не понимают, зачем это нужно. Усугубляется это тем, что молодые семьи стремятся жить отдельно от старших, у многих родителей отсутствует опыт общения с младшими братьями и сестрами, утерян опыт традиций семейного воспитания. Все это приводит к проблемам воспитания ребенка в семье.

Проблемы воспитания детей существуют и в семьях воспитанников нашего дошкольного учреждения. Изучение семей позволило выявить проблемы семейного воспитания:
- уменьшение продолжительности и формализации общения матери и отца с ребенком;
- недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей;
- неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его психологических потребностей;
- незнание содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста.

Поэтому в настоящее время важна задача оказания психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении ими воспитания детей. Необходимо педагогическое просвещение родителей, которое поможет им повысить уровень педагогических знаний. Для этого необходимо пересмотреть организацию работы с родителями в ДОУ, установить новые отношения на основе сотрудничества и взаимодействия.

Анализ ситуации показывает, что консультационная психолого-педагогическая служба помощи развивается медленно. Родители могут получить консультацию в специализированных центрах, но не всегда хотят и находят время для этого. Ближе всего к ребенку, к проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного учреждения, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития малыша, преодолении ошибок семейного воспитания и повышении педагогической культуры родителей. Оптимизация сотрудничества ДОУ и семьи становится объективной необходимостью.

Отмеченные выше обстоятельства обусловили обращение к данной теме, проблема которого сформулирована следующим образом: особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Цель – исследование системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.
Объект– взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Предмет изучения – система взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями.

Задачи работы:
- провести анализ современных научно-педагогических источников по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей;
- проанализировать особенности организации современной системы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с семьей;
- организовать и провести работу по внедрению нетрадиционных способов и методов взаимодействия ДОУ с семьей.
- разработать рекомендации родителям и формы преподнесения информации, которые будут способствовать развитию педагогического просвещения родителей и их сотрудничеству с педагогами.
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.

Грамотно организованная работа педагогов, во главе с заведующей дошкольным учреждением, с родителями, позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитие способностей, формировании ценных жизненных ориентаций.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:
- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
- повышение педагогической культуры родителей.
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Практическая значимость работы:
Благодаря анализу и систематизации работы ДОУ с родителями выявляются проблемные точки и «точки роста», ориентация на которые позволит повысить качество данной деятельности, разработка нетрадиционных методов работы с родителями.

Взаимодействие ДОУ и семьи в современных условиях.

Социально-педагогические основы взаимодействия ДОУ и семьи.

В последние десятилетия взаимоотношения семьи и ДОУ изменились. Одной из основных характеристик современной семьи является ее недостаточная включенность в систему социальных связей с различными социальными институтами, в том числе с дошкольными учреждениями.

ДОУ – это место и психологической и педагогической помощи семье. Современное дошкольное учреждение помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблемную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации дошкольников. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если ДОУ будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Очень важно, чтобы родитель знал, что его вовлечение в педагогическую деятельность и его заинтересованное участие в воспитательном процессе очень важны потому, что это необходимо для их собственного ребенка.

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Такое взаимодействие является важным условием эффективной работы с детьми, позволяющим развивать способность к самоорганизации и лидерству в той деятельности, которая им интересна и доступна, где могут полностью реализовать себя.

Организация и руководство данной работой с родителями осуществляется заведующим ДОУ. Заведующий ДОУ осуществляет руководство деятельностью дошкольного образовательного учреждения на основе законодательных и нормативных ак-тов, регулирующих работу образовательного учреждения. Кроме того, в основные обязанности входит:
- создание условий для эффективной работы по воспитанию, всестороннему развитию детей, охране и укреплению их здоровья.
- осуществления совместно с педагогами и родителями выбора программы дошкольного образования и обеспечение её реализации.

Обеспечение образовательной, воспитательной работы в ДОУ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. А по закону «Об образовании» РФ статья 18 гласит: «Родители является первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, эстетического, нравственного, правового и интеллектуального развития личности ребенка в дошкольном возрасте». Поэтому необходимо вовлекать родителей в совместную деятельность ДОУ.

Система работы заведующей с родителями:
•    Прием родителей в ДОУ
•    Заключение родительских договоров
•    Общее родительское собрание
•    Работа с родительским комитетом
•    Решение индивидуальных вопросов с родителями
•    Контроль работы с родителями всех специалистов.

Первое знакомство родителей с ДОУ начинается именно с заведующего ДОУ. В процессе беседы с родителями заведующая решает несколько задач.

Во-первых, собирает сведения о ребенке, его семье, об условиях, в которых он воспитывается, об уровне его общего развития – и решает вопрос о приеме ребенка, договариваясь о времени поступления ребенка в ДОУ.

Во-вторых, заведующая знакомит родителей с системой работы ДОУ: образовательной программой, организацией жизнедеятельности детей и взрослых в пространстве ДОУ, рассказывает о работе специалистов, направленной на обеспечение оптимальной адаптации ребенка, ориентирует родителей на участие в этой работе.

Помимо ознакомительной функции эта беседа решает ряд психологических задач: создание положительного отношения к ДОУ, снятие тревожности родителей за своего ребенка (родитель должен быть уверен, что его ребенку здесь будет хорошо), ориентация на сотрудничество.

Продолжением работы является непосредственное знакомство со всеми сотрудниками детского сада. Для чего и проводится экскурсия по детскому саду. Цель её - показать родителям, что в дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для здоровья и развития ребенка. Неотъемлемой частью обязанностей также является работа с педагогическим коллективом ДОУ.

Эффективность деятельности заведующей с педагогическим коллективом ДОУ проявляется не только в том, чтобы провести мероприятия при участии родителей и добиться результата, но из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями и влияния на них.

В первую очередь, заведующий ДОУ должен сделать все возможное, чтобы в педагогическом коллективе была создана атмосфера демократизма, творчества, нравственного отношения ко всем детям, родителям, которые постоянно требуют проявления внимания и участия. Педагогам надо помочь понять, что «проблемные» родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Без внутренней, глубокой симпатии педагога к этим родителям трудно пробиться через их внешние отрицательные качества, неприятные проявления и особенности и увидеть за ними человека, остро нуждающегося в помощи других. Оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии комплексного подхода к проведению работы.

Взаимодействие с ДОУ помогает семье:
- относиться к ребенку как равному;
- знать и учитывать его слабые и сильные стороны;
- установить доверительные отношения с ребенком;
- радоваться его личным достижениям.

Создание в ДОУ единого психологического пространства способствует решению задач личностного и социального развития детей. Важным условием для реализации данной задачи является комплексная целенаправленная профессиональная деятельность всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации ДОУ.

Совместная деятельность сотрудничающих взрослых в условиях совместного пребывания в дошкольном учреждении является сложным видом педагогической деятельности и имеет свои особенности.

Во-первых, это необычное для педагогов и родителей условие деятельности. Возможность родителей находиться в условиях педагогического пространства, а педагогам создать основу для сотрудничества, существенно влияет на «установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется педагогическая позиция родителей и педагогов».

Во-вторых, образовательный процесс – это взаимосвязь различных видов деятельности детей и педагогов.

В-третьих, образовательный процесс выстраивается так, чтобы реализовать основные направления развития ребенка: физическую, познавательную, речевую, социально-личностную, художественно-эстетическую. Поэтому совместная деятельность воспитателей, детей и их родителей будет обеспечивать целостность педагогического процесса во время пребывания ребенка в ДОУ посредством последовательного раскрытия содержания образовательной программы и в ДОУ, и в условиях семьи.

Специфика нахождения ребенка в дошкольном учреждении заключается в возможности за отведенное время пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении создать непрерывный процесс развивающего и личностно-ориентированного сотрудничества всех субъектов образования. В связи с обозначенными особенностями сотрудничества педагогов и родителей важно предоставлять родителям не только право выбора форм и содержания сотрудничества с педагогическим коллективом, обеспечивающим образование и воспитание ребенка (старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед), но и право на участие в планировании и формировании содержания образования.

Формирование условий обеспечивающих партнерство педагогов и родителей, предполагающее включение в педагогическую систему нового субъекта, наделенного определенными правами и обязанностями, безусловно, требует использования в работе с родителями методов, способствующих повышению их инициативы как участников образовательно-воспитательного процесса ДОУ. В этой связи использование возможностей педагогического проектирования представляется весьма актуальным, т.к. позволяет осуществлять совместную деятельность путем выделения последовательности процедур и операций, выполнение которых гарантирует достижение планируемых результатов сотрудничества.

Итак, можно отметить, что сотрудники ДОУ оказывают необходимую помощь через формирование пространства выбора, в котором ответственность принадлежит родителям. Особый вес приобретают подгрупповые формы, организуемые с малыми группами родителей (от 3–5 до 12 человек), имеющих общие проблемы. Работа в группе позволяет родителям как бы со стороны посмотреть на другие семьи, «больные» их проблемой, проанализировать свою воспитательную тактику, увидеть ошибки, приобрести новый опыт.

Признание родителя субъектом образования позволяет расширить пути повышения родительской компетентности, широко используя возможности дистанционного, модульного обучения, потенциал неформального образования родителей.

Основные направления работы по преодолению современных проблем взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.

На современном этапе развития общества приоритетным направлением работы педагога в дошкольном учреждении является процесс психолого-педагогического сопровождения, т.е. создания педагогических, социальных и психологических условий для успешной реализации личностного потенциала каждого ребенка и всего детского коллектива в целом.

Одним из аспектов сотрудничества родителей и специалистов ДОУ является психолого-педагогическое просвещение родителей. Ориентированность дошкольного учреждения на развитие педагогической культуры конкретной семьи повышает требования к уровню знаний об особенностях возрастного развития ребенка, о методах воспитания и обучения. Реализуя задачу просвещения родителей, педагог может обогащать их такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию.

Помимо этого, образование родителей заключается в формировании у них элементов педагогической рефлексии, т.е. умения самокритично оценивать себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Девиз работы с родителями: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству». Объем знаний, уровень ожиданий, своеобразие взглядов и верований родителей, их представлений о специфике развития ребенка и факторах, его определяющих, способны оказать существенное влияние на формирование тех или иных особенностей развития ребенка.

Коррекция знаний родителей приводит к более адекватной практике воспитания.

Факторы, позитивно влияющие на эффективность взаимодействия педагогов и родителей:
- вера в необходимость совместных действий;
- повышение авторитета семьи;
- ориентация на профилактическую работу;
- восприятие ошибок воспитания как возможностей для родителей;
- учет интересов и запросов родителей;
- единство в подходах к работе с семьями воспитанников, педагогов, администрации;
- использование широкого спектра методов работы с родителями;
- ясность для родителей целей ДОУ;
- создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

Среди негативных факторов, препятствующих взаимодействию специалистов ДОУ с семьей, такие как:
- неясность для родителей целей и установок ДОУ;
- неясность для родителей целей и особенностей деятельности педагогов;
- ожидание быстрого и легкодостижимого результата со стороны родителей;
- несистематичность организации работы с родителями;
- отрыв деятельности педагогов ДОУ от запросов родителей;
- приоритет стереотипов в поведении родителей, наличие личностных ограничений.

Критериями эффективности психологического просвещения родителей являются:
- повышение эффективности семейного воспитания.
- гармонизация детско-родительских отношений.
- проявление интереса родителей к образовательному процессу в ДОУ.
- оптимизация стиля семейного воспитания.
- повышение познавательной активности родителей в плане саморазвития и самообучения.
- увеличение количества посещений родителями мероприятий просветительского характера.
- увеличение количества вопросов родителей к педагогам и специалистам ДОУ и усложнение их содержания.
- повышение авторитета педагогов и других специалистов ДОУ, возник-новение доверительных отношений между родителями и сотрудниками ДОУ.
- снижение количества конфликтных, напряженных ситуаций в семье и в ДОУ.
- оптимизм родителей, ощущение ими ответственности, взаимопонимания через использование полученной информации в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка и др.

Таким образом, на основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество, успех которого зависит от взаимных установок семьи и ДОУ. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ре-бенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту и чуткость).

Теоретический анализ позволил гипотетически определить педагогические условия сотрудничества педагогов и родителей детей дошкольного образовательного учреждения. Формирование условий обеспечивающих сотрудничество педагогов и родителей, требует использования в работе с родителями методов, способствующих повышению их инициативности как участников образовательно-воспитательного процесса учреждения.

Сотрудничество педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Условием сотрудничества является так же и то, что в общем деле воспитания детей педагоги и родители должны быть равными партнёрами.

 

Список литературы:

1. Справочник для родителей будущего первоклассника «Что такое «школьная зрелость?» / под ред. Е.А. Белого – М.: АСТ, 1999.

2. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий», 2008.

3. Метенова Н.М. Родителям о детях. Ярославль, 2011.

4. Метенова Н.М. Взрослым о детях. - Ярославль, 2011.

5. Метенова Н.М. «Родительские собрания» Ярославль, 2011.

6. Метенова Н.М «День открытий» Ярославль, 2011.

7. Козлова А. В. «Работа ДОУ с семьёй» - М., 2010.

8. Доронова Т.Н. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений», М., 2001.

9. Тимофеева М. В. "Система сопровождения родителей". М.,2000.

 

. . . . .