Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование у дошкольников математических представлений посредством использования в образовательном процессе ИКТ

Дата публикации: 2022-12-13 22:49:28
Статью разместил(а):
Шкарупова Ольга Владимировна

Формирование у дошкольников математических представлений посредством использования в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий

Автор: Шкарупова Ольга Владимировна

МАДОУ "Центр Развития Ребенка - детский сад № 33 "Радуга", г. Губкин, Белгородская область

 

В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по элементарным математическим представлениям, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в данном направлении с использованием информационно-коммуникативных технологий, эта проблема актуальна на данный момент. 

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Современная система образования представляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей, а также требования к кадровому обеспечению педагогического процесса. Использование информационно-коммуникативных средств не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекают детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированного подхода к обучению, намного расширяют диапазон применяемых способов действий, обеспечивают гибкость управления познавательным процессом.

С этим в своей работе я применяю ИКТ – технологии по изучению раздела «Формирование элементарных математических представлений» в образовательном процессе, для индивидуальной работы с детьми (компьютерные тренажеры, компьютерные математические игры, обучающие программы).

Решая задачи в играх по арифметике, ребёнок получает дополнительную мотивацию для нахождения правильного ответа. Ребенок стремится получить награду, одержав победу в игре, а в игровом процессе отлично запоминает новую информацию. Именно такая ненавязчивая, развлекательная форма, а не принудительное обучение, помогает мне в работе зажечь, а главное, поддержать интерес ребят к новому полезному материалу.

Важным достоинством обучения детей при помощи математических игр является наглядность изучаемого материала, которая развивает абстрактное мышление. Игры про цифры и числа с ярким привлекательным оформлением, основанные на понятных жизненных примерах, помогают ребёнку научиться анализировать, сопоставлять предметы, сравнивать их качества и запоминать арифметические действия.  

Большой объем программного материала по изучению элементарной математике: количество и счет, величина, формы, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени. В работе я также использую специализированные компьютерную программу «Страна знаний». В неё входят игры «Цветные ряды», « Снеговики и знаки», «Веселое сложение», «Улыбочку!», «Полеты», «На карте» и другие.

Предлагаю к вашему вниманию несколько игр:

«Планета чисел». Игра для детей 5-6 лет (Дом чисел). В этой игре детям нужно пересчитать предложенные предметы и выбрать правильное число для их обозначения. Дети учатся различать цвета, выбирая объекты (цветы или насекомых), отличающиеся цветом от остальных, в нескольких группах из 2–3 объектов. 

«Джунгли».  Ребенок учится оценивать и сравнивать размеры и расстояния. Тренирует внимания и наблюдательности. Определяет, какое из насекомых забралось дальше или выше остальных.

«Бассейн».  Дети учатся считать и различать числа.  Выбирая ту сторону бассейна, на которой находится нужное количество животных. Простые примеры на сложение и вычитание. 

«Цветник». Эта игра на  развитие представлений о размере и последовательности предметов. Ребенку предлагается «таскать» фрукты мышкой, расставляя в порядке убывания/возрастания. 

«Баба-Яга учится считать». Это игровой сюжет с повышенной мотивацией к выполнению зданий, для детей 5-7 лет.

- Методика опережающего обучения.

- Сказочные герои с яркими характерами.

- Игры озвучены известными актерами – народным артистом России Александром Леньковым, заслуженной артисткой России Зинаидой Андреевой и артистом Дмитрием Филимоновым.

- Красочная мультипликация и анимация.

- Игры имеют много вариантов, можно играть не один день. Ребята познакомились с геометрическими фигурами, потренировались в счете. В решении примеров в пределах 20 и составлении задачек. В финале Яга получила роскошный особняк, а дети - хорошую подготовку к школе по математике.

Программа «Веселые уроки. Математика» – это сборник интерактивных заданий для детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы. С помощью красочных игровых заданий ребенок сможет не только проверять и закреплять полученные знания, но и изучать новые темы. В сборнике представлены задания на повторение пройденного материала, а также математические диктанты и игровые задания на развитие общих интеллектуальных способностей, сообразительности, аналитического мышления. Во время веселых уроков он узнает о составе чисел, научится складывать и вычитать, решать и составлять задачи и многое другое.

«Три поросенка против волка» В этой новой игре ребятам нужно помогать и спасать  не поросят, а самого серого Волка – ведь добродушнее и безобиднее этого зверя в здешних местах просто не найти! В одном сказочном лесу по соседству с дружелюбным Волком поселились три вредных поросенка. Они ни дня не могут прожить, не испортив настроение Волку. А в этот раз бессовестные поросята не только украли ключ от его домика, но и обидели маленьких лесных жителей. Конечно, добрый и отзывчивый Волк готов прийти им на выручку, но без помощи ребят не обойтись! Игра предназначена для детей 5-7 лет, но эта игра для ребят постарше. 

Опыт работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем разделам математике.

Отмечено, что расширение и углубление знаний посредством использования ИКТ привело к увеличению числа детей, которые заинтересовались математикой и логикой. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы, научились сопереживать в различных ситуациях. У детей проявилось желание позитивно взаимодействовать, работать коллективно, оценивать свою работу и работу товарищей.

Опыт использования ИКТ в формировании математических представлений детей дошкольного возраста показал, что ИКТ дают возможность расширить использование электронных средств обучения для передачи информации обучающего характера, обеспечить наглядность, улучшить запоминание материала, привлечь внимание и интерес детей к учебному материалу. Способствовать проявлению интереса  к поисковой исследовательской деятельности. Все эти моменты способствуют эффективному формированию математических представлений детей дошкольного возраста.

Перспективность данного опыта это путь к развитию самостоятельной познавательной активности детей дошкольного возраста и залог успешной предшкольной подготовки.

 

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие. – М., 2012

2. Концепция развития математического образования, утвержденная распоряжением Правительством РФ от – 24.12.2013г.

3. Столяр А.А. формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М.: Просвещение 1988г

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

5. Фрумин И.Д. и др. Современные тенденции в политике информатизации образования// Вопросы образования. – 2005г.

  

. . . . .