Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методы взаимодействия с родителями в ДОУ

Дата публикации: 2023-01-18 02:53:04
Статью разместил(а):
Метревели Марина Владимировна

Методы взаимодействия с родителями в ДОУ

Авторы: Метревели Марина Владимировна

и Гаглоева Лаура Харитоновна

МБДОУ № 99, г. Владикавказ

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогические технологии, дошкольный возраст, работа с родителями, образовательный процесс, детский сад.

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Методы взаимодействия с родителями в ДОУ Авторов Метревели Марины Владимировны и Гаглоевой Лауры Харитоновны, МБДОУ № 99, г. Владикавказ

В настоящее время вопросы, отражаемые в представленной к рецензированию статьи, являются особо актуальными, так как направлены на объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство с помощью современных форм работы с родителями. Особый акцент в статье делается на том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Ценность данного материала в том, что он всецело соответствует принципам ФГОС ДО и органично включился в воспитательно-образовательный процесс детского сада и используется в организации непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментов, совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Данная статья нацелена на педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с родителями. В процессе реализации указанных шагов происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие, что предполагает систематическую, разнообразную работу с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка.

Таким образом, данная статья отражает цели, ценности, парадигму современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Представленные на рецензирование материалы, выстроены в определенной аргументированной логике. Содержание данной статьи органично отражает современную образовательную парадигму и отвечает ФГОС.

Даная статья может быть рекомендована к печати и к применению в условиях работы с детьми дошкольного возраста.

Рецензент: педагог высшей квалификационной категории, кандидат экономических наук, доцент, старший методист БУ ПО «Няганский технологический колледж» Ольга Львовна Гиршевич.

 

Работа с родителями – один из самых важных инструментов профессиональной деятельности педагога, который может существенно влиять на самочувствие и благополучие ребенка. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, так как сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует обратной связи.

Выделим несколько принципов взаимодействия с родителями:

1. Открытость детского сада для семьи.

Регулярное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность и требовательный тон, так как фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями, является дружелюбный настрой, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

2. Индивидуальный подход.

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен пытаться лучше понять ситуацию, взаимоотношения родителя с детьми.

3. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что для лучшего взаимодействия с родителями необходима разработка и внедрение современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.

Для эффективной работы с родителями воспитанников мы сталкиваемся с решением таких задач как:

- формирование доверительных отношений с семьями воспитанников;

- разработка интерактивных форм работы с родителями;

- помощь родителям в их работе с детьми, обогащение воспитательные умений;

Таким образом работа с семьями дошкольников может организовываться на основе следующих принципов:

- параллельность воздействия детского сада и семьи на детей;

- взаимодополнение воздействия детского сада и семьи на детей;

- организация совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.

Итог социального взаимодействия с родителями дошкольников должен приводить к следующим результатам:

- повышение интереса родителей к содержанию образовательного процесса детей;

- повышение активности родителей при индивидуальных контактах с воспитателями;

- родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с родителями в детском саду являются:

- Открытые занятия с детьми для родителей. Целью таких занятий является познакомление родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (дети могут рассказать что-то новое гостям, ввести их в круг своих интересов).

- Педагогический совет с участием родителей. Целью данного мероприятия является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета состоит из двух частей:

- Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета и анкетирование родителей (проводится заранее, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.)

- Индивидуальные беседы воспитателей с родителями. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Большие возможности раскрывает работа с родителями - широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

- Тематические консультации. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующей детским садом.

- Групповые родительские собрания. На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает доклад по наиболее важной на данный момент теме, выступление медицинской сестры, музыкального руководителя, сообщения родителей об опыте семейного воспитания, обсуждение текущих организационных вопросов.

- Дни открытых дверей — знакомство с организацией педагогического процесса, с приёмами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей. Дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Также эффективным методом взаимодействия является информационный стенд. Там должны отражаться наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей.

 

Список литературы:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте СПб.: Питер, 2012. 

2. Гладкова Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. - 2008.

3. Модульная система экспериментов. Инструктивные материалы для обучающихся. Начальная школа. М.: Бизнес Меридиан, 2011.

4. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Методическое пособие. СПб.: «Детство - Пресс», 2011г.

5. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. 

 

. . . . .