Развивающая предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес" в интеллектуально-творческом развитии дошкольников
Развивающая предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес" в интеллектуально-творческом развитии дошкольников
Автор: Сизых Наталья Владимировна
МБДОУ "Детский сад "Родничок", п. Кысыл-Сыр, Вилюйский улус (район), РС(Я)
Ключевую роль в развитии познавательных способностей и интеллектуального развития, играет роль практического взаимодействия с предметами. Этот опыт дополняется зрительными представлениями, направляя словесно-речевое развитие. Тем не менее, развитие интеллекта осуществляется по мере овладения всеми тремя формами представления информации: в виде действий, наглядных образов и языковых знаков. То есть подача информации должна осуществляться разными способами (визуально-пространственными, чувственно-сенсорными, словесно-символическими). Предпочтение одного из способов подачи информации ведет к формированию поверхностного представления о мире. Развитие интеллекта предполагает развитие способности осуществлять переводы с одного «языка» - представления информации на другой и обратно.
Современный ребенок живет несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. Как же научить детей справляться с большим потоком информации, обрабатывать и анализировать ее? Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь.
Применение инновационных игровых технологий методов и форм работы является одной из уникальных форм обучения, так как в них регенерированы элементы познавательного, игрового, поискового и воспитательного взаимодействия в процессе интеллектуально-творческого развития дошкольников.
Одним из средств интеллектуально-творческого развития ребенка является игровая технология В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», и его уникальная развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес».
Цель технологии - развитие познавательно-творческих способностей детей в игровой форме, на основе интереса - познания - творчества.
В нашем детском саду тоже появилась своя сказка, а точнее - сказочный лес, по которому наши воспитанники совершают увлекательные путешествия, и называется он – «Фиолетовый лес», который формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструировании, двигательной.
В своей работе использую методику В.В. Воскобовича. Образовательное содержание методики выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Представления, умения, которые получают дети, опираются на уже приобретенные. Это позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Познавательному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Ребенок может творить по своим задумкам, не подчиняясь образцу. В основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком - атмосфера сотрудничества, такой доброжелательный настрой повышает эффективность интеллектуально – творческого развития дошкольников.
В своей работе использую разнообразные эффективные методы и приемы, позволяющие достичь максимальных результатов с точки зрения реализации образовательных областей ФГОС ДО. Наглядные методы включают в себя: показ образца, схемы (контурное изображение), знакомство с персонажами сказочного леса. Демонстрация этапов выполнения сопровождаются словесными приемами: объяснение педагога, рассказ, беседа, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата. Проговариваем этап выполнения задания, даем словесные инструкции, затем переходим к практическим методам выполнения задания: манипуляции с играми способом наложения, по образцу педагога.
В самостоятельной деятельности я предоставляю возможность ребенку проявить творчество и построить самостоятельно по своему варианту. Так же учитываю индивидуальные потребности ребенка, выстраиваю образовательный процесс в соответствии с принципом индивидуализации, заявленным в стандарте, как руководство к действию педагога. Такой подход для каждого ребенка исходя из его потенциальных возможностей дает эффективный положительный результат.
Необходимым в своей работе я считаю взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников) при использовании развивающих игр В.В. Воскобовича дома. Поскольку, это интересно и увлекательно не только детям, но и взрослым! Многие родители даже не имели никакого представления о данной технологии, поэтому проводили с родителями индивидуальные беседы по ознакомлению и их применению. Считаю, что просто необходимо родителям помочь придумать свой способ и привлечь внимание ребенка к игре.
Таким образом, образовательный процесс игровой технологии В.В. Воскобовича способствует выполнению главной задачи ФГОС ДО - сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств. Формированию у воспитанников предпосылок к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность в школе и достижению высоких результатов в интеллектуально-творческом развитии.
Список литературы:
1. Воскобович В.В., Харько Г.Г., Балацкая Т.И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПб.: Гириконт, 2000.
2. Развивающие игры Воскобовича. Сборник методических материалов / под ред. Воскобовича В.В., Вакуленко Л.С. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
3. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст. - 2012: СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2012. - 208с.
4. С.В. Макушкина «Умные игры в добрых сказках». СПб.: Гириконт, 2000.
5. В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова. «Фиолетовый лес» Развивающая предметно-пространственная среда Методическое пособие. - 2017г: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017г. - 176 с.