Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Игра как средство развития детей с ТМНР

Дата публикации: 2023-05-04 23:52:35
Статью разместил(а):
Герасимова Ирина Владимировна

Игра как средство развития детей с ТМНР

Автор: Герасимова Ирина Владимировна

ГБДОУ ЦРР "Детский сад № 23 Красносельского района Санкт-Петербурга"

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что игра является очень важным элементом развития ребенка, особенно ребенка  с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития).

Ключевые слова: игра, педагогика, развитие ребенка, ТМНР.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Игра – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Именно во время игры происходит формирование у ребенка необходимых социально-коммуникативных умений и навыков, развитие двигательных навыков, развитие органов чувств, умения устанавливать и понимать причинно-следственные связи.

Игра для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития – это  важное средство для развития интеллекта, эмоций, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок будет развиваться медленнее сверстников. Причина этого - интеллектуальные, двигательные, сенсорные и другие нарушения. Только помощь специалистов и родителей, руководство и поддержка позволят ребёнку, у которого нарушено восприятие и внимание, ответная реакция или кратковременная память, получить от игр и удовольствие, и пользу. У детей часто отсутствует интерес к игрушкам и манипуляциям с ними, и в наши задачи входит не только научить их манипулировать с игрушками, но и сформировать стойкий интерес к игрушкам и к игре.

С помощью игр ребенок познает окружающий его мир. Большая ценность игр в работе с детьми, это их эмоциональная окраска, за счет этого все процессы протекают наиболее активно. Ребенок познает окружающий мир, слушая, рассматривая, трогая его и пробуя на вкус, а специалисты и родители взаимодействуют с ним, обучают  и помогают, если это необходимо. Осознав себя, малыш изучает окружающие его предметы и людей, соотнося их с собой.

В своей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития мы используем различные игры, направленные на обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной сферы, двигательных навыков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Так, тактильные восприятия ребенка являются одними из основных чувств, через которые он получает информацию извне. Для развития тактильного восприятия использую следующие игры:

Игра «Подержи» (на формирование захвата).

Цель: Обучение захвату и удержанию предметов в руке (шарика, кубика, погремушки)

Положите какой либо предмет (например, погремушку) в руку ребенка и посмотрите, обхватил ли его ребенок рукой. Если ребенок не берет предмет, обхватите предмет пальцами. Подвигайте ручками в такт мелодии. Подвигайте погремушкой по запястью, по внутренней поверхности руки. Поводите предметами из различных материалов по внутренней поверхности руки и снова уберите. Это могут деревянные игрушки, кубик из ткани, шарик из смятой алюминиевой фольги, кубик из пластмассы, детское кольцо, связка ключей.

Игра «Дай-возьми»

Цель: Обучение удержанию вложенного предмета в руку. Обучение захвату предмета самостоятельно ладонью. Обучение действию по речевой инструкции.

Протяните ребенку свой палец. Погладьте внутреннюю поверхность его руки. Если ребенок не сожмет руку, то нажмите на внутреннюю сторону руки и другой рукой помогите ему сжать руку. Тяните слегка, потому что рука сжата. Возьмите правую и левую – обе руки ребенка. Вращайте слегка своим пальцем в кулачке ребенка. Напевайте при этом какую-нибудь песенку, например:

«Варись, варись каша, будет кушать Маша…» и т.п.

Игры с массажными мячами. 

Цель: развитие тактильных ощущений.

Прокатывайте массажным мячом, игрушкой  по внутренней, внешней стороне ладони. Действия сопровождайте потешками, стихами. Например, мячик катится по мне.

Игра «Потряси» 

Цель: Обучение манипулированием предмета.

Кукла-неваляшка, резиновая собачка или кошка, погремушка. Перед ребенком размещают игрушки на расстоянии вытянутой руки. Чтобы привлечь внимание ребенка к игрушкам, можно слегка покачать неваляшку, сжать и разжать резиновую игрушку, издающую звуки, встряхнуть погремушку. Ребенок берет игрушку в руки  и манипулирует ею. Когда его интерес к данной игрушке ослабнет, педагог снова ставит ее прежнее место рядом с остальными игрушками и побуждает ребенка снова действовать.

Игры с водой, с крупой, с разнообразными природными материалами, образцами материалов, различными по фактуре, сенсорные панели и т.д.

Зрительное восприятие играет важное значение в познании ребенком окружающего мира, усвоении социального опыта, в формировании различных видов деятельности, в установлении контактов с другими людьми. До 90% информации воспринимается человеком именно посредствам зрения. Зрительное восприятие наших воспитанников характеризуется рядом особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его. Для стимуляции зрительного восприятия используем яркие, контрастные, светящиеся предметы и игрушки. Побуждаю ребенка фиксировать взгляд на предмете или игрушке; на лице взрослого; на изображении. Дети положительно реагируют на игровые упражнения с фонариком, светящимися игрушками.

В связи с общим недоразвитием эмоционально-волевой сферы, у детей с тяжелыми множественными нарушениями овладение коммуникативными навыками находятся на низком уровне. Отдельно хочу сказать о важности развития коммуникативных навыков через игру. В игре ребенок учится – взаимодействовать со взрослым или другими детьми (сотрудничать); проявлять свои эмоции; подражать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому или использовать невербальные (альтернативные)способы общения.

Например, в своей работе используем всем известную игру «Ку-ку». Благодаря игре ребенок приобретает  новые навыки, учится новым действиям. Эта игра не только забавляет ребенка, формирует положительное отношение к совместным действиям со взрослым, она еще и важна для развития его мозга.

Можно играть в нее по-разному:

- кто-то закрывает глаза руками,

- кто-то прикрывает лицо полотенцем,

- кто-то прячется за углом,

- кто-то закрывает ребенку глаза его же руками,

- кто-то прячет игрушки под одеялом, а потом стягивает его.

Игра в прятки способствует появлению новых ассоциаций или закреплению тех, которые уже у него сформировались. Способствует развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков ребенка, развитию поисково-ориентировочным действиям. Усложняйте каждый раз задачу, что бы ребенок развивал свое воображение и упорядочивал связи в своем мозгу.

Поэтому играем с ребенком каждый день и используем игры во всех видах детской детской деятельности.

 

. . . . .