Организация экологических мастерских в детском саду для детей и родителей
Организация экологических мастерских в детском саду для детей и родителей
Автор: Марченко Марина Владимировна
МБДОУ "Д/с № 9", ст. Старовеличковская
Аннотация: В этой статье говорится о том что такое мастерские в ДОУ, как они проводятся, для его они нужны мастерские, какие новые формы работы используются для формирования детей экологических знаний, какие формы воспитания экологических мастерских используются при работе с родителя, как вовлекаются родители в экологическую мастерскую.
Ключевые слова: Экологическая мастерская, экологическая культура.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
В ДОУ идёт поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых. Помимо традиционных форм работы: наблюдений, прогулок, экскурсий, дидактических игр, чтения художественной литературы на экологическую тему, проведения опытов – экспериментов и экологических НОД, обучающих ситуаций, педагоги приобщают и родителей воспитанников.
В своей работе педагоги подготавливают различные выставки на экологическую тему, проводят конкурсы, природоохранные акции и т.д., подключают к работе родителей. Недавно в нашем ДОУ начала функционировать экологическая мастерская.
Цель экологической мастерской - формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения, развитие умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношению к природе.
Задачи:
· Вовлечение детей в активную природоохранную деятельность,
· Привлечение внимания родителей, всего населения к проблемам окружающей среды.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов.
Огромное воспитательное значение имеют совместные мастерские – классы с родителями. Во время таких мероприятий сплачивается семья, дети лучше узнают своих родителей.
Встречи в семейно-творческой мастерской проводятся 1 раз в месяц, согласно тематическому плану. Идеи для каждой новой мастерской подсказывают родители. Они оказались весьма интересными и разнообразными.
За 1 неделю до встречи в группе готовится информационное пространство: вывешивается приглашение на встречу в мастерскую «Мы кормушки смастерили, для птиц столовую открыли». Как правило, каждая встреча в творческой мастерской требует предварительной подготовки (проведение воспитателями бесед с детьми, подготовка выступления совместно с родителями, заготовка материала).
Непременным условием организации творческой мастерской в ДОУ является создание положительной атмосферы, когда дети и родители чувствует себя раскрепощенно, комфортно и свободно. Присутствие родителей (законных представителей) на творческих мастерских, помогают ребенку чувствовать себя уверенно, увидеть в них равных партнеров, соучастников. Изготовление кормушки для птиц прекрасное занятие для всех возрастов, так как существует огромное количество различных материалов для украшения самодельных кормушек. Изготовление кормушек в нашей мастерской было не только творческим занятием для детей и взрослых, но и также возможностью у детей лучше познакомиться с зимующими птицами. Ребята проявили милосердие, сострадание к зимующим птицам, стремление совершать добрые поступки, любовь к природе. Сколько талантов, выдумки и фантазии проявили родители вместе с детьми. Мы провели прекрасное время, делая что-то полезное для птиц.
В декабре-месяце состоялась мастерская по изготовлению новогодней елочки. Вернисаж новогодних ёлочек проходил под лозунгом: «Защитим зелёную красавицу!» Участники мастерской представили своё видение главной новогодней красавицы. Благодаря умелым рукам детей и родителей мы оформили выставку поделок.
Уже сейчас можно отметить, что мы очень сблизились после встреч в мастерской. Во время встреч атмосфера доброжелательная, творческая, все радуются своим успехам и успехам других.
Опыт ДОУ показывает, что «творческая мастерская» является наиболее продуктивной и активной формой сотрудничества родителей, педагогов и детей. Таким образом, семейная творческая мастерская, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями, помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и заложить предпосылки по формированию нравственных норм и привычек. В результате таких встреч родители сдружились, стали общаться между собой. Наши творческие мастерские помогают взрослым открыть возможности своих детей, увидеть в них равных партнеров. Впереди, у нас еще много интересных семейных встреч в рамках творческих мастерских. Планируем и дальше совершенствовать формы взаимодействия с семьей, учитывать их социальные интересы и запросы.
Только вовлекая детей во все мероприятия, проводимые педагогами совместно с родителями, делясь впечатлениями, полученными в результате, впечатлениями от просмотра телепередач, экскурсий и путешествий, в том числе, ребёнок, обогащая свои представления, может сделать вывод о том, как сберечь природу, и как преобразовать её к лучшему.
Список литературы:
1. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: Учебно-методическое пособие. М., 2009.
2. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.-2-е изд. испр. М.,2008г.
3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. Мозаика-Синтез, 2019 г.
4. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017г.
5. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.